«Мама, мне что-то тяжело дышать». Эти слова навсегда врезались в память Юлии Токаревой, ведь они стали последними словами, которые она услышала от своей 18-летней дочери.
22 февраля 2025 года юная студентка Маргарита Токарева легла в офтальмологическую больницу в Воронеже с воспалением глаз, но вечером в тот же день внезапно умерла. Перед смертью девушка успела сделать последний звонок своей маме…
«МНЕ СДЕЛАЛИ УКОЛ ПРЯМО В ГЛАЗ!»
Маргарита Токарева переехала в Воронеж из Санкт-Петербурга после одиннадцатого класса и поступила в местный университет на архитектора. В начале февраля 2025 года она пожаловалась маме на сухость и жжение в глазах. На протяжении двух недель девушка пыталась вылечить симптомы каплями и мазями, которые ей выписывали офтальмологи, но ничего не помогало.
22 февраля Рита уже с трудом могла открыть глаза – они слезились, а на веках появился отек. Девушка обратилась в БУЗ ВО «ВОКОБ» с просьбой о госпитализации, однако, по словам ее мамы, студентке чуть не отказали.
- Я попросила брата своего мужа, который тоже живет в Воронеже, приехать в больницу и поддержать племянницу. Артем ждал Риту в коридоре. Врач ругался, что моя дочь не может открыть глаза, а затем вручил ей список анализов, которые нужно пройти для госпитализации. Рита вышла из кабинета без сил и заплакала. Артем стал спорить с врачом: «Вы что не видите, как ей плохо?! А если бы это была ваша дочь?» Только после этого Риту положили, - рассказывала ранее «КП-Екатеринбург» Юлия Токарева.
В 16:45 девушка написала маме, что ее разместили в отдельной палате.
- Перед госпитализацией Рита сообщила врачам, что у нее имеются бронхиальная астма и аллергия на пшеницу и морепродукты, - добавляет мама студентки. - Артем сходил ей за продуктами, Рита забрала пакет, расположилась в своей палате и позвонила мне. Она так радовалась, что ей наконец-то помогут…
Около 20:30 Рита снова позвонила маме. На этот раз по видеосвязи. «Мам ты не представляешь, что они мне сделали», - вдруг заявила девушка.
- Рита рассказала, что медсестра поставила ей укол с каким-то веществом прямо в глаз (согласно медицинской документации, это было около 20:03. - Прим. ред.). После этого она потеряла сознание, видимо, от испуга. К дочери сбежалось несколько врачей, ее привели в чувства. Сказали, что нужно поставить укол во второй глаз, но раз такая реакция, поставят его попозже, а пока сделают три укола в ягодицу. Что в них было, Рите не сказали.
По словам женщины, ее разговор с дочерью длился всего около четырех минут, а в конце она стала замечать, что у Риты начала отекать губа.
- Мама, мне что-то тяжело дышать, - следом призналась студентка.
- Дочь, ты же сказала врачам, что у тебя аллергия и астма?
- Мам, ну, конечно, сказала! Еще перед госпитализацией.
- Беги скорее к врачу и скажи, что тебе плохо.
- Хорошо, я побежала, - быстро ответила девушка и положила трубку.
В 23:58 Юлии позвонили из больницы и сообщили: «Случилась беда. Маргариты больше нет. Так вышло. Мы сделали все, что могли».
«ПОЗОВИТЕ ВРАЧА! ПОЖАЛУЙТЕ, БЫСТРЕЕ…»
По словам Юлии, врачи не стали ей объяснять, что случилось с ее дочерью. Из записей с камер наблюдения, которые появились в распоряжении «КП-Екатеринбург», следует, что в 20:32 Рита вышла в больничный коридор, чтобы позвать на помощь. Но сил дойти до дежурного не хватило – девушка села на скамейку напротив одной из палат, дверь в которую была открыта.
- Извините, можете врача помочь найти? Помогите врача найти, пожалуйста. Мне плохо. Я задыхаюсь, - еле слышно произнесла Рита.
- Сейчас найдем, - вышла из палаты одна из пациенток.
- Быстрее, пожалуйста! Не могу. Задыхаюсь, - заплакала девушка.
К девушке прибегают медработники, сбегаются другие обеспокоенные пациенты. В течение восьми минут Риту пытаются откачать. Медработники суетятся, кричат «Вызывайте скорую! Быстро!», делают искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, советуются, какой укол лучше поставить.
«Колоть?», «Коли!», «Неси еще две ампулы…», «Коли ей вот это, четыре кубика», - доносятся крики врачей.
В 20:41 Рита совсем обмякла, лежа без сознания. Ее прямо на скамейке увезли из коридора. Что происходило с девушкой дальше, неизвестно. Но, как следует из справки о смерти, в 21:05 сердце Риты перестало биться.
УМЕРЛА ИЗ-ЗА ВАТРУШКИ С ТВОРОГОМ?
После смерти студентки в Следственном комитете возбудили уголовное дело. В конце марта из результатов вскрытия родители Риты узнали, что их дочь умерла от анафилактического шока. Достоверно определить, что именно вызвало аллергическую реакцию, специалисты не смогли.
«Вследствие наличия многих факторов (введение лекарственных препаратов, переданная Токаревой еда без уточнения конкретных продуктов, прием ужина в виде ватрушки с творогом, наличие у Токаревой электронной сигареты – вейпа) установить причину развития шока (аллерген) в рамках данной экспертизы не представляется возможным», - говорится в результатах вскрытия.
Мать Риты пришла в ужас, прочитав такие выводы. Женщина уверена, что у дочери случилась аллергия на какой-то из препаратов, который ей ввели в больнице.
- В крови Риты обнаружили несколько сильнодействующих препаратов. Врачи кололи ей «Лидокаин» (сильнодействующее обезболивающее), аскорбиновую кислоту, «Диклофенак» (противовоспалительный препарат), «Цефтриаксон» (антибиотик). Несмотря на аллергию и астму, они вкололи все и сразу! От ватрушки с творогом у нее не мог случиться анафилактический шок – Рита их уже ела. А насчет вейпа… Подруга, которая жила с ней в общежитии в Воронеже, уверяет, что Рита почти не курила, - рассказывала ранее Юлия Токарева.
За помощью родители Риты обратились к известному юристу по медицинским делам из Екатеринбурга Юлии Липинской.
ЧТО СКАЗАЛИ ЭКСПЕРТЫ?
21 января 2026 года семья Риты получила результаты экспертизы, проведенной в Судебно-экспертном центре СК России в рамках уголовного дела (документ имеется в распоряжении редакции. - Прим. ред.).
По мнению экспертов, вызвать аллергическую реакцию могли как введенные студентке препараты, так и другие факторы. Однако в оказании экстренной помощи при анафилаксии специалисты СЭЦ СК РФ нашли множество нарушений, в том числе неверное введение препаратов и несвоевременный вызов бригады медицинской помощи.
«Была оказана несвоевременная и неверно выполненная экстренная медицинская помощь... что привело к отсутствию результата в купировании анафилаксиии, вплоть до развития острой дыхательной недостаточности тяжелой степени с последующим наступлением смерти Токаревой Маргариты», - говорится в тексте документа.
Эксперты заключили, что в БУЗ ВО «ВОКОБ» пациентке был причинен тяжкий вред здоровью, а допущенные врачами ошибки состоят в прямой причинно-следственной связи со смертью Маргариты Токаревой.
«Летальность при анафилаксии составляет около 1%. У Токаревой была высокая вероятность (около 99%) благоприятного исхода при своевременной и надлежащей экстренной медицинской помощи)», - добавляют эксперты.
Ранее «КП-Екатеринбург» обращалась в БУЗ ВО «ВОКОБ» за комментарием. На момент публикации его получить не удалось. Мы продолжим следить за этой историей.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru