Зимние Олимпийские игры-2026 пройдут в неподобающих условиях и обернутся финансовым провалом. Однако глава МОК Кирсти Ковентри все равно объявит их «лучшими в истории».
Россия — Канада во временном «сарае»
Для того чтобы сделать подобные выводы, не нужно обладать даром предвидения. Об этом знали сами члены Международного олимпийского комитета, когда в 2019 году принимали решение о проведении Игр-2026 в Милане и Кортина-д’Ампеццо.
К моменту голосования прошло 13 лет с окончания последней зимней Олимпиады в Италии. Игры в Турине-2006 были одними из худших по части проведения и организации.
Символ абсолютного безобразия, творившегося на Олимпиаде, стал четвертьфинальный матч хоккейного турнира Россия — Канада. Игра с самой яркой вывеской мирового хоккея проходила на временного катке «Торино Эспозициони», вместимость которого составляла около 4300 мест. О каком-либо уважении к спортсменам и зрителям говорить не приходилось.
Заброшенные объекты и долги на десятилетия
Несмотря на подобную экономию на условиях, чистый убыток организаторов Олимпиады-2006 составил 1,3 млрд евро. Спустя двадцать лет Турин остается одним из главных городов-должников — общие долги бюджета превышают 3,3 млрд евро. Местные власти признают: это и есть главное «наследие» Игр-2006.
А еще «наследием» являются заброшенные объекты Олимпиады. В частности, построенная к Играм санно-бобслейная трасса Чезана-Париоль была закрыта еще в 2012 году из-за слабой загруженности и дороговизны обслуживания. Та же участь постигла и комплекс олимпийских трамплинов.
Когда зашла речь об Олимпиаде-2026, туринцы с надеждой предлагали задействовать свои спортивные объекты, чтобы хоть как-то оправдать их существование, но получили отказ. В итоге сегодня в Турине об Олимпиаде не хотят слышать ни власти, ни обыватели.
МОК всегда «в плюсе»
При этом доход МОК от продажи прав на телетрансляции и спонсорских отчислений составил около 700 миллионов долларов.
И в этом и кроется ответ, зачем Международный олимпийский комитет вручает право проведения Игр организаторам, осознавая их неспособность провести Олимпиаду на высшем уровне.
В декабре 2024 года тогдашний глава МОК Томас Бах заявил, что доходы организации за олимпийский цикл 2021–2024 годов составили $7,6 млрд. Запланированные доходы МОК на период до 2032 года должны составить 13,5 млрд долларов.
В этой сумме уже посчитаны деньги, которые МОК получит от телеправ на Олимпиаду-2026, а также поступления от спонсоров. И структуре совершенно неважно, что лучшие хоккеисты мира будут играть на катке нестандартных размеров с недоделанными толком трибунами. МОК абсолютно всё равно, какие условия проживания будут в Олимпийской деревне и что там будет происходить с питанием.
Члены МОК, как правило, бронируют для себя заранее целый отель с идеальными условиями, куда не пускают кого попало. А спортсменам предлагается терпеть всё ради пресловутой «олимпийской мечты».
После Олимпиады — хоть потоп
Международный олимпийский комитет отдает себе отчет в том, что более 5 миллиардов евро вложений организаторов Игр-2026 не окупятся примерно никогда. В МОК знают, что когда погаснет олимпийский огонь, по традиции начнутся коррупционные расследования, а Милан годами будет жить в условиях бюджетной экономии, как сейчас живет Турин, пострадавший от Игр-2006. Функционеры прекрасно знают, что значительная часть объектов инфраструктуры, входившая в олимпийскую заявку, или не будет построена никогда, или появится спустя годы после окончания Олимпиады.
Но МОК интересует лишь отрезок с 6 по 22 февраля 2026 года, после чего об Олимпиаде-2026 забудут, как о страшном сне.
Но разве нельзя отдавать право проведения Игр тем, кого волнует собственный престиж и кто не хочет позориться?
В МОК и рады бы так поступать, однако есть целая куча проблем.
От климата до политики
Проблема первая — популярность зимних видов спорта довольно ограниченная, и расширить ее не получается. Число стран, даже теоретически готовых проводить зимние Игры, на самом деле не очень велико.
Причина вторая — климатическая. Даже в странах, где ранее зима была устойчивой, сегодня в феврале можно наблюдать зеленые лужайки и полное отсутствие снега. Найти место, где Игры гарантированно состоятся, всё сложнее.
Причина третья — финансовая. Истории про огромные долги организаторов не являются секретом, и инициативные группы, собирающиеся подать заявку на проведение Олимпиады, натыкаются на яростное сопротивление местных жителей. Желающих получить максимальные неудобства на две недели и долги на десятилетия, отчего-то нет.
Причина четвертая — политическая. Независимость МОК является фикцией, в которую не верят даже сами члены исполкома. Поэтому «есть мнение» о необходимости вручать проведение зимних Игр странам, считающимся «благонадежными».
Именно за «благонадежность» была одобрена заявка Милана и Кортина-д’Ампеццо. В 2030 году зимние Игры будет проводить благонадежная Франция, а в 2034-м — благонадежный американский Солт-Лейк-Сити.
Что именно будет происходить во время Игр, для МОК не так уж важно. Организация зарабатывает на картинке, а сидящему у телевизора или монитора зрителю не видно, как вблизи сегодня выглядит «олимпийская мечта».
Ничего личного, только бизнес.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo