Найти в Дзене

Когда лента хранит историю: возвращение UNIX V4

Пока мы готовились к празднику, подводили итоги уходящего года и строили планы на год грядущий, в одной небольшой лаборатории по восстановлению данных и исследованию архивов тихо и почти незаметно произошло маленькое, но очень важное новогоднее чудо. Оно стало возможным благодаря неравнодушию и настойчивости нескольких энтузиастов. Чтобы подробнее рассказать об этой истории, нам придётся вернуться в конец 60-х — начало 70-х годов прошлого века, во времена, когда компьютеры были большими, а интернета ещё не существовало. В 1969 году Кен Томпсон написал систему разделения задач Unics для вычислительной машины PDP-7. Эта система позволяла нескольким пользователям одновременно работать на одной вычислительной машине, выполняя не один расчёт, а сразу несколько задач. В 1970 году в Bell Labs эту систему перенесли на мини-компьютер PDP-11. Так родилась и начала развиваться операционная система UNIX V1, за которой быстро последовали новые версии. Первые версии UNIX были написаны на ассемблере

Пока мы готовились к празднику, подводили итоги уходящего года и строили планы на год грядущий, в одной небольшой лаборатории по восстановлению данных и исследованию архивов тихо и почти незаметно произошло маленькое, но очень важное новогоднее чудо. Оно стало возможным благодаря неравнодушию и настойчивости нескольких энтузиастов.

Чтобы подробнее рассказать об этой истории, нам придётся вернуться в конец 60-х — начало 70-х годов прошлого века, во времена, когда компьютеры были большими, а интернета ещё не существовало.

В 1969 году Кен Томпсон написал систему разделения задач Unics для вычислительной машины PDP-7. Эта система позволяла нескольким пользователям одновременно работать на одной вычислительной машине, выполняя не один расчёт, а сразу несколько задач. В 1970 году в Bell Labs эту систему перенесли на мини-компьютер PDP-11. Так родилась и начала развиваться операционная система UNIX V1, за которой быстро последовали новые версии.

Первые версии UNIX были написаны на ассемблере — низкоуровневом языке программирования, сложном и подходящим только для одного типа вычислительных машин. Однако большая часть выпущенной в 1973 году UNIX V4 была реализована на специально разработанном Деннисом Ричи языке программирования Си — гораздо более понятном и, самое главное, обеспечивавшем лёгкий перенос программ с одной архитектуры на другую.

Язык Си на долгие годы стал стандартом для разработки системного программного обеспечения. На его основе были созданы современные языки C++, Java, C#, Objective-C. Операционная система UNIX V4, благодаря продуманной архитектуре и лёгкости переноса, стала фундаментом для дальнейшего развития семейства операционных систем Unix. Заложенные в ней концепции оказали глубокое влияние на современные ОС — Linux, OS X, семейство систем BSD, встраиваемую систему QNX и многие другие, а также во многом определили протоколы и современные технологии.

Исходный код оригинальной UNIX V4 считался полностью утерянным: не сохранилось ни одной полной копии, лишь документация и руководства.

В июле 2025 года руководство Университета Юты проводило летнюю уборку.
В ходе неё среди хлама в одной из кладовок, в ведре, была обнаружена магнитная лента с надписью:
“UNIX Original from Bell Labs V4 (see manual for format)”.

В ноябре эта лента попала в руки Роба Риччи, который сразу осознал ценность находки. Несмотря на ряд сложностей, он организовал передачу ленты в музей компьютерной техники, где его коллеги в одной из лабораторий по исследованию архивов смогли считать полный аналоговый образ ленты, а затем восстановить из него цифровые данные.

Теперь исходный код UNIX V4 — а также исходные коды ранее утерянных версий интерпретатора языка SNOBOL и одной из первых версий компилятора языка Си — займёт своё почётное место в архивах цифрового наследия и музеях компьютерной истории.

Это стало возможным благодаря работе нескольких энтузиастов и, конечно же, высочайшей надёжности и долговечности ленточных носителей. Именно они позволили успешно восстановить данные, записанные более полувека назад, несмотря на то что носитель хранился, мягко говоря, в крайне неподходящих условиях.

Мы выражаем благодарность:

  • Мартину Ньюэллу (Martin Newell) — за заказ этой ленты из Bell Labs;
  • Джею Лепро (Jay Lepreau) — за её сохранение на протяжении многих лет;
  • Алексу Маричу (Alex Maricq) — за обнаружение находки;
  • Робу Риччи (Rob Ricci) — за организацию работ по восстановлению данных;
  • Йону Дюригу (Jon Duerig) — за доставку артефакта в музей;
  • Элу Коссоу (Al Kossow) — за предоставление и настройку оборудования для чтения ленты;
  • Талии Арчибальд (Thalia Archibald) — за исследование формата записи данных;
  • Лену Шустеку (Len Shustek) — за предоставление лаборатории и разработку программного обеспечения для получения аналоговых образов лент.

Нам особенно приятно осознавать, что оборудование и разработки, которыми мы занимаемся — такие, как ленточные библиотеки серии «СЕЛЕНГА», — позволяют сохранять данные с высочайшей надёжностью на протяжении десятков лет, способствуют сохранению не только огромных объёмов корпоративной информации, но и мирового цифрового наследия, и играют важную роль в этом небольшом новогоднем чуде.