Казалось бы, эти мелодии от нас отделяют десятилетия... И всё должно было поменяться... Но спустя 105 лет со дня рождения Арно Бабаджаняна музыка маэстро звучит так же свежо, как и полвека назад. В ней по-прежнему слышатся сильные эмоции, она не растеряла красоты и значения, интеллигентности и такта. В годовщину со дня рождения великого композитора попробуем хотя бы на миг вернуть музыку. Ведь без музыки — тоска...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Мелодиям Арно Бабаджаняна свойственна своя энергетика, неуловимая, но узнаваемая. В ней слышны отзвуки армянской народной музыки, но ощутима и академическая подготовка автора, отточенная в стенах Московской консерватории. А ещё — интерес к джазу и поп-музыке своего времени, что порой выходило боком. И не в последнюю очередь — чувство юмора и человечность.
Природный дар в Бабаджаняне заявил о себе в самом раннем детстве: уже в одиннадцать лет был издан его «Пионерский марш», в юности он завоевал первую премию на конкурсе пианистов в Ереванской консерватории. Успех привёл армянского вундеркинда в Москву, где Бабаджанян постигал таинства академической музыки.
Не все знали, что головокружительный профессиональный взлёт (Сталинская премия в тридцать лет) происходил на фоне изматывающей дуэли с болезнью. Бабаджаняну ещё в молодости поставили тяжелейший диагноз. Осознание хрупкости бытия стало его постоянным спутником. Страх не успеть, оставить работу незавершенной заставлял композитора отодвигать в сторону масштабные симфонические замыслы. Песня появляется быстро. Но и в малом можно сказать много.
Композиторская удача в песенном жанре требует гармоничного взаимодействия поэта, композитора и исполнителя. Арно Бабаджаняну невероятно повезло. Его соавторами стали Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв — мастера слова, которые обладали тонко чувствовать музыку. С Рождественским, написавшим тексты почти к тридцати его песням, Бабаджаняна связывала особенно тесная дружба.
Не меньшей удачей был и исполнитель. Единственным и неповторимым голосом, совпавшим с мироощущением Бабаджаняна, стал голос Муслима Магомаева. Союз двух творцов, которые по возрасту могли бы приходиться друг другу отцом и сыном, был основан на взаимном уважении и давал удивительные плоды. Ряд созданных ими шлягеров («Королева красоты», «Лучший город Земли», «Свадьба») стоит особняком в советском песенном наследии, словно соответствуя отдельному жанру.
История их сотрудничества началась с телефонного звонка. Супруга композитора Тереза Сократовна уговорила молодого, но уже невероятно популярного Магомаева записать песню её мужа, навеянную впечатлениями от Болгарии. Певец работал над номером без особого энтузиазма, в промежутке между записями неаполитанских песен. Однако за первой песней последовала ещё одна... И ещё...
Дошло до того, что Магомаев в шутку журил Бабаджаняна за то, что он сам губит свои же мелодии, сочиняя их одну за другой в невероятном темпе. Но Арно Арутюнович ничего не мог с собой поделать: жизнь одна, и она коротка. А музыка в голове — звучит постоянно, успевай только записывать в ноты!
Одним из величайших примеров триумвирата в лице поэта, композитора и певца можно считать песню «Верни мне музыку». Её история началась в 1975 году, когда на экраны вышел музыкальный фильм Виктора Стороженко «Песня всегда с нами» с Софией Ротару в главной роли.
Автором стихов выступил Андрей Вознесенский, для которого это был первый опыт работы в песенном жанре. Бабаджанян, уже сочинивший пронзительную, летящую мелодию, предложил поэту сотрудничество. Оба не знали, что получится из совместного опыта...
Под впечатлением от мелодии Вознесенский написал проникновенный текст, основанный на образе стремительного движения по воде: «Вслед за мной на водных лыжах ты летишь, / За спиной растаял след от водных лыж…»
Отношения в паре подобны связи катера и водного лыжника: они построены на зависимости и держатся на тонкой натянутой нити, но рождают уникальную музыку. Летящий вслед загорелый ангел за спиной, в тумане из брызг — образ ускользающей любви... Короткой, но незабываемой, как поездка к морю.
В фильме «Верни мне музыку» исполнила София Ротару, и её версия сразу полюбилась зрителям. Однако всесоюзную популярность песня обрела годом позже, когда её в свой репертуар включил Муслим Магомаев. Его исполнение — драматичное, наполненное торжеством и неподдельной страстью — стало каноническим. Баритон Магомаева в богатом медно-скрипичном обрамлении заставил всю страну замереть у экранов и радиоприемников, вслушиваясь в каждую ноту распевной баллады о благодарности за чувства после расставания.
Как драгоценный камень, песня «Верни мне музыку» заиграла разными гранями в исполнении других артистов. Звезда чехословацкой эстрады Карел Готт привнёс в неё эстрадный лоск. Тамара Гвердцители предложила свою, сильную и эмоционально насыщенную интерпретацию. Ощущение полета и светлой печали попыталась передать и Лариса Долина — с благодарностью своим учителям.
«Верни мне музыку» до сих пор на конкурсах и прослушиваниях поют молодые и смелые начинающие вокалисты, которые готовы с первых шагов свернуть горы. Но до такого материала всё-таки нужно дорасти. Требуется не только вокальное мастерство, но и определённый жизненный опыт.
Синтез гениальной мелодии Бабаджаняна, поэтических метафор Вознесенского и неповторимого голоса Магомаева создал магическую формулу, которая навсегда вписала «Верни мне музыку» в золотой фонд отечественной культуры. В этих звуках по-прежнему слышны и плеск от водных лыж, и шум ереванских улиц, и эхо консерваторских стен... И даже неумолимый ход времени, который Арно Бабаджаняну удалось победить единственно возможным для гения способом — оставив после себя вечную музыку.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!