Найти в Дзене
Москва красна

Откуда взялось выражение «Москва слезам не верит

» Знаменитая фраза ассоциируется с одноименным фильмом Владимира Меньшова, но еще до кинематографа фраза была, как народная мудрость. Владимир Даль в своём словаре толковал её просто: «Москва слезам не верит — никого не разжалобишь, все чужие». А в 1866 году Николай Лесков в повести «Воительница» вкладывает её в уста героини, которая отказывает в деньгах под слёзы: «Ну, взгляните, говорит, на мои слезы. Что ж, говорю, дружок, слезы? Слезы слезами, и мне даже самой тебя очень жаль, да только Москва слезам не верит, говорит пословица. Под них денег не дадут». Но сама поговорка древнее, вот несколько версий ее появления: 1️⃣Эпоха Ивана Калиты (XIV век) сбор дани, слёзы челобитчиков Всё началось при московском князе Иване Калите (его прозвище значит «кошелёк»). В эпоху ордынского ига он стал главным сборщиком дани для Золотой Орды. Его система была жёсткой, но эффективной: гарантируя выплаты, он добился «тишины великой» — 40 лет без разорительных набегов. Размер дани был сопоставимым

Откуда взялось выражение «Москва слезам не верит»

Знаменитая фраза ассоциируется с одноименным фильмом Владимира Меньшова, но еще до кинематографа фраза была, как народная мудрость.

Владимир Даль в своём словаре толковал её просто:

«Москва слезам не верит — никого не разжалобишь, все чужие».

А в 1866 году Николай Лесков в повести «Воительница» вкладывает её в уста героини, которая отказывает в деньгах под слёзы:

«Ну, взгляните, говорит, на мои слезы. Что ж, говорю, дружок, слезы? Слезы слезами, и мне даже самой тебя очень жаль, да только Москва слезам не верит, говорит пословица. Под них денег не дадут».

Но сама поговорка древнее, вот несколько версий ее появления:

1️⃣Эпоха Ивана Калиты (XIV век) сбор дани, слёзы челобитчиков

Всё началось при московском князе Иване Калите (его прозвище значит «кошелёк»). В эпоху ордынского ига он стал главным сборщиком дани для Золотой Орды. Его система была жёсткой, но эффективной: гарантируя выплаты, он добился «тишины великой» — 40 лет без разорительных набегов.

Размер дани был сопоставимым с бюджетом целого княжества. Чтобы собрать его, порой брали в долг у иноземных купцов-«бесерменов» (мусульман), а этот «бесерменский долг» мог тяготеть над семьёй несколько поколений.

Калита, укрепляя мощь Москвы, стал взимать и дополнительные поборы «сверх» дани — на нужды растущего княжества. Со всей Руси в Москву потянулись челобитчики — люди, которые со слезами умоляли князя о снижении непосильной тяготы. Просителей жестоко наказывали принародно, чтобы запугать другие земли и пресечь бунты. Так слёзы стали бесполезны: «Москва слезам не верит».

2️⃣Иван III(XV век) и новгородцы

Версия связана с Иваном III Великим, покорителем Новгорода. После падения Новгородской республики москвичи жестоко подавляли сопротивление: громили бояр, конфисковывали земли. Новгородцы жаловались: «Москва бьёт с носка» (то есть беспощадно, сразу) и «Москва слезам не верит». Москва была неумолима к побеждённым.

Фильм «Москва слезам не верит» совершил трансформацию. Теперь эта фраза звучит, как гимн личному упорству. Москва здесь по-прежнему «не верит» жалобам, но она вознаграждает тех, кто, находит в себе силы идти дальше. В Москве ценят дела, а не эмоции.

Москва красна

-2
-3
-4