Найти в Дзене
ИНОСМИ

Отмена всего русского дала сбой. Киев сносит памятник Булгакову. Против даже сами украинцы

Myśl Polska | Польша Киевские власти решили снести памятник писателю Михаилу Булгакову, пишет Myśl Polska. Против высказываются даже сами жители города, называя его самым известным киевским писателем. Автор статьи решил разобраться, когда на Украине возникла тенденция к "отмене" всего русского и к чему она приведет. Война киевских властей с русским наследием Украины продолжается. Одной из ее примет этой является последовательное стирание из памяти того факта, что одним из знаменитых киевлян был всемирно известный русский писатель Михаил Булгаков, которого в Польше знают хотя бы по романам "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия". Как сообщает украинский оппозиционный режиму Зеленского портал strana.ua, решение Киевского городского совета снести памятник Михаилу Булгакову в украинской столице вызвало оживленную общественную дискуссию. Многие это решение осуждали, поскольку Булгаков был, пожалуй, самым известным киевским писателем. Он искренне любил этот город, зачем же его "отдавать" Росс
   © РИА Новости Стрингер
© РИА Новости Стрингер

Myśl Polska | Польша

Киевские власти решили снести памятник писателю Михаилу Булгакову, пишет Myśl Polska. Против высказываются даже сами жители города, называя его самым известным киевским писателем. Автор статьи решил разобраться, когда на Украине возникла тенденция к "отмене" всего русского и к чему она приведет.

Война киевских властей с русским наследием Украины продолжается. Одной из ее примет этой является последовательное стирание из памяти того факта, что одним из знаменитых киевлян был всемирно известный русский писатель Михаил Булгаков, которого в Польше знают хотя бы по романам "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия".

Как сообщает украинский оппозиционный режиму Зеленского портал strana.ua, решение Киевского городского совета снести памятник Михаилу Булгакову в украинской столице вызвало оживленную общественную дискуссию. Многие это решение осуждали, поскольку Булгаков был, пожалуй, самым известным киевским писателем. Он искренне любил этот город, зачем же его "отдавать" России? Ни к чему дарить такие таланты Москве. Другие возмущены тем, что в суровое военное время, время постоянных обстрелов города и сложнейшей ситуации в энергетическом секторе, власти тратят время на демонтаж памятников. Сторонники и инициаторы сноса подчеркивали, что Булгаков якобы был "украинофобом" и в своих произведениях дискредитировал украинское национальное движение.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Между тем, эта дискуссия уходит от истинных причин, по которым Булгаков оказался на Украине в списках неблагонадежных. Начнем с того, что Булгаков не был украинофобом. По крайней мере, нет ни одного доказательства того, что он каким-то образом унижал достоинство украинцев (не нужно путать позицию автора с высказываниями героев его произведений). Михаил Афанасьевич не отрицал существование отдельного украинского народа, в отличие от известного авиаконструктора киевлянина Игоря Сикорского, в честь которого на Украине названы столичный аэропорт, улица (где расположено посольство США) и один из крупнейших ВУЗов страны – Киевский политехнический институт. Эмигрировавший в США в 1930-х гг. Сикорский говорил: "Мой род чисто украинского происхождения — из села Киевской губернии, где мой прадед и прапрадед были священниками. Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая Украину как интегрированную часть России так же, как Техас или Луизиана являются интегрированной частью Соединенных Штатов". Тем не менее, Сикорский в Киеве под отмену не попал. А что касается произведений Булгакова, написанных и опубликованных им в советское время, то да, в них было много критики, но она явно не достигает того уровня неприязни к украинству, которая, например, демонстрируется в фильме "Щорс" 1939 года, снятого Александром Довженко, имя которого с украинских улиц не убрали. Как бы там ни было, следует признать, что решение об "отмене" Булгакова хорошо вписывается в логику происходящих на Украине процессов. И они происходят давно.

Около 20 лет назад, во время первого Майдана, в среде российской либеральной оппозиции большие надежды возлагались на то, что Украина станет "другой Россией" – государством, с одной стороны, очень похожим на Российскую Федерацию с точки зрения языка, культуры и менталитета, но в то же время европейским, демократическим. Что она станет образцом для русских, поощряя их к протестам против Путина. На то были определенные причины. Киев поддерживал Майдан, который в то время был преимущественно русскоязычным, а также значительную часть бизнеса и растущий средний класс (также в то время преимущественно русскоязычный). Поэтому концепция "Другой России" ("мы уважаем русский язык и культуру, преклоняемся перед Пушкиным, но строим демократию и идем в Европу — в отличие от Путина") казалась вполне реалистичной. Вот только сторонников на Украине она не нашла.

В лагере "оранжевых" доминировала идеология националистов. Они считали, что украинская национальная идентичность может быть сохранена только при условии жесткой украинизации (языковой, медийной, культурной, исторической, религиозной). В противном случае украинцы будут полностью русифицированы из-за огромного культурного и информационного влияния России. И поэтому все, что русское — плохо, память общего прошлого необходимо решительно стереть и начать строить новую историю, новую культуру, и, по сути, новую Национальную Украину. Такие идеи, изначально сформировавшиеся в украинской диаспоре, в то время большой поддержкой на Украине не пользовались. Поэтому националисты связали свои идеи с популярной темой европейской интеграции, продвигая тезис "движение в Европу — движение от Москвы". Движение от Москвы означает удаление от русского языка, от памяти, от общей истории, подальше не только от Путина, но и от Пушкина. Естественно, эта концепция тогда публично, столь прямо и радикально не озвучивалась (выбирались менее жесткие выражения), но суть была именно такой. Кстати говоря, в рамках этой логики враждебными Украине силами объявлялись не только Путин, но и российские либералы. Более того, последние были в некотором смысле даже еще более опасны, потому что, приди они к власти, украинским националистам было бы намного сложнее продвигать концепцию "путь в Европу означает путь от Москвы и всего российского".

Трамп надеется на Путина. Стало понятно, зачем он ему нужен в Совете мира по Газе

В последние месяцы, как мы уже писали, среди украинизаторов наблюдается большой переполох. Поводом для волнений стали переговоры о прекращении конфликта на Украине, в рамках которых, помимо всего прочего, обсуждается вопрос о прекращение гонений на русский язык. Таково требование России, которое, судя по всему, поддерживается Соединенными Штатами. Представленный Зеленским мирный план содержит пункт (номер 13), в котором говорится, что "Украина введет правила ЕС по религиозной толерантности и защите языков меньшинств". Формулировка весьма расплывчата, но даже она встревожила Владимира Вятровича, бывшего главу Института национальной памяти Украины, который забил тревогу, написав, что таким образом "Россия пытается восстановить свое влияние на землях, которые не могла получить силой". В том же духе в украинских СМИ ведется широкомасштабная кампания против ограничения украинизации.

Украинизация не приведет к тому, что украинцы будут читать и потреблять меньше контента на русском языке. Сходство языков и постоянный контакт с русскоязычной средой как в реальной, так и в виртуальной жизни в любом случае сделают свое дело. Усилиями украинизаторов в стране просто будет производиться меньше собственного контента на русском языке, что в условиях ослабления конкуренции на мировом рынке даст россиянам преимущество (это к вопросу о том, кто на самом деле "работает на Москву"). И оттого, так или иначе, возникнет вопрос о статусе русского языка в послевоенной Украине – будет ли он сохранен в мирное время или нет. Русский язык в любом случае не даст себя в обиду — независимо от того, поможет ли ему Россия. Более того, совершенно очевидно, что тезис "русскоязычный значит пророссийский" ложен. Ведь не придет же никому в голову назвать преимущественно англоязычных ирландцев "нацией бриттофилов".

Если нынешние тенденции к отмене всего русского на Украине сохранятся, то Булгаков, конечно же, будет запрещен. Потому что "Белая гвардия" пропитана атмосферой русской культуры, характерной для Киева начала прошлого века. Сегодня поставлена задача этот дух вытравить. Он абсолютно враждебен и должен быть проклят и забыт. Как будто его никогда и не существовало. Поэтому, если Довженко еще худо-бедно может вписаться в концепцию тотальной украинизации (хотя бы частично), то в случае с Булгаковым это исключено. Но он не одинок. Такая же судьба ждет русскоязычных писателей-одесситов. Под вопросом и Гоголь (пока за него еще всерьез не взялись, но это, возможно, дело времени). Однако если победит другая концепция государства, которая объемлет всю Украину и все периоды ее истории, всех украинцев во всем их многообразии, независимо от языка, на котором они говорят, Булгаков перейдет из разряда "украинофоба" в почетный список знаменитых киевлян, которыми жители этого города по праву гордятся.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>