Найти в Дзене

Чем болел И. В. Курчатов

21 января. 123 года назад родился «отец» советской атомной бомбы академик, трижды Герой Социалистического Труда Игорь Васильевич Курчатов. Его биографию можно читать, как приключенческий роман. Детство и юность в Крыму. Он учился в гимназии в самые суровые времена, и чудом избежал призыва на фронт в Белую армию, куда забирали всех, начиная с 1902 года рождения. Родись он всего не три недели раньше, и не избежал бы мобилизации. Сгинул бы где-нибудь под Перекопом или эмигрировал с остатками разбитой врангелевской армии… Несмотря на отличную учёбу в гимназии, будущий академик не получил золотой медали – в 1920 году в Крыму их просто не выдавали. Поступил в Таврический университет, который окончил с отличием в 1923 году, параллельно подрабатывая то сторожем, то строительным рабочим. Продолжил учёбу в Петроградском Политехническом институте на Кораблестроительном факультете. Потом работал в Физико-техническом институте под руководством А.Ф. Иоффе, и ещё до войны занимался вопросами деления

21 января. 123 года назад родился «отец» советской атомной бомбы академик, трижды Герой Социалистического Труда Игорь Васильевич Курчатов.

Его биографию можно читать, как приключенческий роман. Детство и юность в Крыму. Он учился в гимназии в самые суровые времена, и чудом избежал призыва на фронт в Белую армию, куда забирали всех, начиная с 1902 года рождения. Родись он всего не три недели раньше, и не избежал бы мобилизации. Сгинул бы где-нибудь под Перекопом или эмигрировал с остатками разбитой врангелевской армии…

Несмотря на отличную учёбу в гимназии, будущий академик не получил золотой медали – в 1920 году в Крыму их просто не выдавали.

Поступил в Таврический университет, который окончил с отличием в 1923 году, параллельно подрабатывая то сторожем, то строительным рабочим. Продолжил учёбу в Петроградском Политехническом институте на Кораблестроительном факультете.

Потом работал в Физико-техническом институте под руководством А.Ф. Иоффе, и ещё до войны занимался вопросами деления атомного ядра.

А. Иоффе, А. Алиханов, И. Курчатов
А. Иоффе, А. Алиханов, И. Курчатов

Во время войны занимался размагничиванием кораблей для защиты их от немецких магнитных мин. Работы было много – ночевал прямо в трюмах. Награждён боевой медалью «За оборону Севастополя». За эту же работу он был удостоен и первой в своей жизни Сталинской премии Всего он получил их четыре.

В сентябре 1942 Курчатов возглавил атомный проект, и отвечал за его научную часть.

Сказать, что работа была непростая – это не сказать ничего. Не только судьба самого академика - судьба всей страны во многом зависела от успешности проекта. Современники вспоминают, что из кабинета Берии учёный иногда выходил с остекленевшими глазами. Со Сталиным у него были своеобразные отношения: «Я для Сталина как назойливая муха». Когда один из ближайших сподвижников написал на Курчатова донос, Сталин не дал хода делу: «Курчатова расстрелять ещё успеем».

-2

И в 1949 году стараниями курчатовской команды была создана и успешно испытана первая советская атомная бомба. Позже был запуск первой в СССР атомной электростанции в Обнинске, создание термоядерной «царь-бомбы».

Болезнь и смерть

Напряжённый ритм жизни привёл к довольно раннему дебюту атеросклероза. В 1956 году у 53-летнего академика случился первый инсульт, вскоре, в 1957 году второй. После инсультов академик вынужден был ходить с тростью, но работу не прекратил. Да и курить не бросил. Курчатов не только не находил в этой привычке ничего плохого, но и поощрял в этом коллег: «Устали – курите, чтобы спать не хотелось».

-3

7 февраля 1960 года академик приехал в санаторий Барвиха к коллеге Ю.Б. Харитону. Гуляли по парку, беседовали о текущих делах. Присели на лавочку, в разговоре вдруг возникла пауза, и, когда Харитон посмотрел на Курчатова, тот был уже мёртв.

В большинстве источников почему-то пишут, что причина смерти была экзотическая - тромбоэмболия коронарной артерии. В действительности, конечно, это не так – обычный тромбоз коронарной артерии на фоне генерализованного атеросклероза. Закупорка артерии запустила жизнеугрожающее нарушение ритма – фибрилляцию желудочков, что и вызвало внезапную потерю сознания. Сейчас для этого состояния существует термин: внезапная коронарная смерть.

Перед тем, как выйти на последнюю в своей жизни прогулку Курчатов побеседовал с Марией Николаевной Харитон:

— Знаете, Мария Николаевна, какое я испытал позавчера наслаждение? Еду в пятницу по улице Герцена и вдруг вижу около консерватории большое объявление. Дают „Реквием“ Моцарта. Не слышал этой поразительной музыки еще с Ленинграда. Останавливаю машину, иду в кассу. Никаких билетов, разумеется, нет. Я — к администратору.
— Что вы, за три недели до концерта все места распроданы. Достаю документы, нажимаю. Выбил все-таки билет в шестом ряду. Какая это нечеловеческая, неземная музыка! Одна „Лакримоза“ чего стоит!
По некоторым данным дата рождения Курчатова не 21, а 12 января.
По некоторым данным дата рождения Курчатова не 21, а 12 января.

«Реквием» был исполнен на похоронах академика.

Исторические очерки о медицине | Кардиолог Константин Крулёв | Дзен

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev