Сегодня важным источником для изучения истории села Янтиково, районного центра Чувашской Республики, является писцовая книга Свияжского уезда. Она была составлена окольничим Никитой Васильевичем Борисовым и писцом-землемером Дмитрием Андреевичем Кикиным в 1565–1567 годах. Стоит отметить, что отец Н.В. Борисова, Василий Петрович, был первым Чебоксарским воеводой в 1552–1555 годах. Под его руководством в деревне Чебоксары построили деревянный город и крепость. Этот документ — настоящая находка для историка, стремящегося раскрыть прошлое своей малой родины.
Янтиковские краеведы хорошо знакомы с этими сведениями и активно используют их для написания и издания своих книг. Краткая информация об истории села, основанная на том же документе, доступна на сайте районной администрации. Автор этих строк также знаком с документом и глубоко изучил историю села. Прежде чем двигаться дальше, рекомендуется изучить уже имеющиеся исследования по этой теме. Это необходимо для осознания различий в подходах к интерпретации исторического прошлого, представленных предыдущими авторами и нынешним автором.
В Чувашской энциклопедии о селе Янтиково сказано следующее (в сокращенном виде):
«Янтиково, Тăвай – село, административ. центр Янтиков. р-на, Янтиков. сел. поселения. Расположено в месте слияния рек Аль и Соломинка, проходит республикан. автодорога. Историч. названия: Большая Янтикова на речке Норваше; Янтикова при речке Шихме; Архангельское, Янтиково тож; Подгорные Тимяши; Янтиково (Подгорное). Возникло как поселение служилых чувашей в 1-й пол. 17 в. Жители – чуваши. Действующий храм Михаила Архангела (1780–1936, с 1994). В составе Темешев. волости Свияж. у., Янтиков. волости Цивил. у. в 18 в. … Число дворов и жителей: в 1646 – 1 двор; 1721 – 175 муж. Автор: И.Н. Евграфова».
Обратим внимание на выражения «Возникло как поселение служилых чувашей в 1-й половине XVII века» и «Число дворов и жителей: в 1646 году — 1 двор». Эти данные выглядят сомнительно и, как говорится, взяты с потолка.
Автор книги «Топонимический словарь Чувашии. Географические названия и термины» И.С. Дубанов, историю села Янтиково описывает так (текст приводится в сокращенном виде).
«По архивным документам, упоминается с 1565 г. под названием Тимяш/Тимеш. В преданиях говорится, что первый житель Янтикова — Тимеш со своей женой и с детьми Мьпаш и Ентек жил на берегу р. Свияга. Второе название села Ентек (Янтиково). Третье название Янтиково-Архангельское по названию построенной церкви Михаила Архангела (Подгорные Темяши тоже). С течением времени Тимеш, Ентек и Архангельское теряют свои значения и возникает новое название — Янтиково. Вероятно, новое название произошло от татар, янтык «склон (горы)». Чув. название от чув. ту «гора, холм», ай «низина». Янтиково — «селение под горою».
Аналогичное объяснение имелось на сайте администрации Янтиковского района. На портале «Википедия» содержится та же информация, но в разделе топонимики добавлено: «Чувашское название происходит от слов «ту» — гора и «ай» — низ, нижняя часть. В целом оно означает «нижняя часть горы» или «местность у подножия горы».
В 2020 году вышла Энциклопедия Янтиковского района. Однако авторы под руководством В.Я. Шакрова не сумели внести значительных изменений в историю села Янтиково.
Что здесь интересного? Главное, архивный документ 1565 года трактуется авторами непонятно, и их утверждения не соответствуют исторической действительности.
Основная трудность заключается в том, что наше поколение не переживало тех времен, и нам сложно полностью осознать процесс формирования и эволюции деревни, какими бы глубокими знаниями и научными степенями мы ни обладали. Даже при наличии этого документа, который содержит первоначальные данные, каждый интерпретирует его по-своему, а некоторые авторы пишут о предмете, не до конца его понимая.
Автор не ставит цели кого-либо упрекнуть, но есть желание передать любителям истории родного края те знания о селе Янтиково, которые ему стали известны.
Историю села надо начинать с того, что в 1565 году упомянута чувашская деревня Темешева. Географическое название её происходит от имени человека – Темеш. Ныне мы читаем его русифицированное название и через 460 лет сложно определить его чувашское начало. Его возраст можно сравнить с возрастом Ивана Грозного. От имени Темеш образовалась фамилия Темешев. Через деревню протекала речка Аль, и в те годы в деревне жили и трудились землевладельцы – чуваши Илимас, Янтик, Янших, Охтемек, Кебяк, владелец мельницы чуваш Борис Шерваузов и другие. Надо учесть тот факт, что в писцовых книгах упомянуты самые уважаемые чуваши, проживавшие в деревне. Также важно указать на то, что соседями темешевских чувашей была мордва, а у них были свои выти. Выть – норма земельной площади. В основном приравнивалась к двум десятинам, а в десятине было 1,09 га. Земли, принадлежавшие мордве, располагались в акватории речки Норваш, западнее деревни Темешева. Исторически так сложилось, что мордовские земли были в соседстве с владениями чувашей Илимаса и Янтика.
После принуждения 3 октября 1553 года русскими полками казанского хана к миру вынудило внести свои коррективы во все сферы деятельности народов, проживавших на территории бывшего Казанского ханства. Дело в том, что Казанское ханство было ликвидировано, а на его базе были образованы Казанский и Свияжский уезды. Казанскому уезду были подчинены земли, располагавшие по левую сторону Волги, а Свияжскому по правую сторону. Одной из главных государственных задач, требовавших немедленного решения, был обмер и распределение новых земель, присоединённых к России после взятия Казани. Быстрое проведение обмеров и передача земель конкретным людям позволяли включить сельскохозяйственные угодья в оборот, что обеспечивало своевременное поступление в казну налогов и сборов, известных как ясак. Эти работы начались сразу, и отмеренные участки часто закреплялись за деревенским старостой или уважаемым человеком. Это было удобно, так как с них можно было требовать уплаты ясака.
Чуваши, получив землю от русского царя, согласились платить ясак почти так же, как прежде платили казанским правителям. Впоследствии возникло множество конфликтов. Хотя чуваши и мордва обычно жили в мире, в начале 1560-х годов мордва внезапно покинула свои земли, которые располагались вдоль рек Норваш и Соломинка, а также в других местах. Насколько известно автору, они ушли за Суру, к своим сородичам. Покинутые земли были оприходованы и причислены в разряд государственных земель, а потом некоторые угодья были выделены русским служивым Константину и Федору Пятому Ольговым-Адашевым для пользования. В военных кампаниях Ивана Грозного против Казанского ханства, Адашевы занимали ключевые позиции и пользовались особым доверием царя. В 1552 году, несмотря на кратковременное правление Шигалея, Иван IV согласился на требование казанцев об его отставке. Для выполнения этой задачи, а также для обеспечения безопасности вывоза бывшего хана из города, 10 февраля того же года был направлен Алексей Федорович Адашев. Чуть позже в тех местах, вдоль реки Норваш, были выделены свободные земли для пользования свияжскому служилому князю Василию Борисовичу Тюфяку-Оболенскому. По наследству эти угодья перешли к его сыновьям – князьям Василию и Михаилу. Получив земли, они привезли туда купленных и собственных русских крестьян для обработки земли. Так на мордовских землях возникло новое селение – Русские Норваши. Их соседями стали чувашские землевладельцы Илимас и Янтик.
Мельница чуваша Бориса Шерваузова стояла на речке Турмыш, а от Темешева до мельницы было свыше трёх километров.
В том же 1565 году чуваши деревни Темешевы, возможно, во главе с Илемасом «перешед за лес верст с пять, поставили пять клетей, да двои срубы избные на порозжих мордовских землях до письма, а после те земли были приписаны к помещикам с. Муратова...». Насколько они там могли прижиться, неизвестно. Земля ведь была мордовская, а после ухода мордвы эти земли были причислены к селу Муратово. В этом же документе было указано, что срубы и клети поставили «на горе против озерка».
Вышеприведенные события есть наглядный пример дробления деревни с последующей утратой её географического названия. Получилось так, что все разъехались, и в деревне Темешевы остался один Янтик. Все земельные и другие споры, возникавшие между чувашами и русскими помещиками, приходилось решать с упоминанием соседа Янтика, потому что он ещё был живой и на месте. Иногда деревню на две части делил овраг или река, протекающая между дворами. В итоге получилось, что, те дворы, расположившиеся на левобережье от речки Аль, между собой темешевские чуваши стали называть Янтиковскими, потому что там жил сам Янтик, а те дворы на правобережье продолжали именовать, как и прежде, – Темеши (Тимяши). В официальных документах при наличии живого владельца Янтика деревню чаще именовали Янтиково, чем Тимяши, а волость назвали Темешевской, потому что её основу составили выселки из бывшей деревни Темешевы.
Дальнейшему дроблению деревни способствовали и другие факторы. Например, система налогообложения. Чувашей обязали платить ясак, как и прежде. В описании герба Перми Великой, утвержденного в 1783 году, отражено: «Верхней части щита герб Пермский. В нижней, в серебряном поле, лось, означающий, что жители округа оного города промысел имеют звериною ловлею, и что платят ясак лосиными кожами». Термин «ясак» применительно к землепашцам был связан с нормой земельной площади. В разных регионах эта норма варьировалась, но в среднем на одну чувашскую душу или хозяйственный двор выделялось не менее 6–8 десятин пашни и 3 десятины сенных угодий, что составляло около 10–11 гектаров. Этот земельный надел равнялся одному ясаку. Однако не все семьи могли эффективно использовать предоставленную землю. Среди причин были старость, врождённые болезни, а также лень, тунеядство и алкоголизм. В связи с этим домохозяева обрабатывали столько земли, сколько могли, а некоторые ограничивались только приусадебным участком. В результате появились категории крестьян, такие как полясачники (полудворники, палисадники), и другие. Деревенский староста и десятские под контролем тарханов с учетом наличия у землепашца определенного нормой количества земли складывали ясаки. Часть ясака надо было платить деньгами, а другую часть – натурой, например, зерном, фуражом, мёдом и т. п. Обычно в деревне количество ясаков всегда было меньше, чем количество дворов. В ходе сбора ясака выясняется, что один десятский за свои 10 дворов или улицу сумел собрать ясак и заплатить налоги полностью, а другой десятский смог выполнить сбор только на 80%. Своевременная уплата налогов государству была обязательной во всех ситуациях. В противном случае нарушителей штрафовали, начисляли пени, а в некоторых случаях уважаемых крестьян даже арестовывали и заключали в тюрьму до полного погашения задолженности. Известный чувашский историк В.Д. Димитриев отмечает, что в Чебоксарах должников содержали в аманатном дворе. Это утверждение не соответствует историческим фактам. Если заключённый заболевал в тюрьме, его заменяли другим. В сложившейся ситуации староста деревни искал решение. Его можно было найти только одним способом: недостающую сумму делили поровну между всеми и снова собирали. Иногда в аренду сдавали хорошие участки земли или мельницу, если таковая имелась, за деньги. Если была возможность, то брали в долг у состоятельных людей или нанимались в работники. Из года в год те, кто исправно вносил плату, в один момент собрались и высказали своё недовольство:
– Нам надоело работать на кого-то. Теперь мы будем сами по себе, а вы разбирайтесь как хотите.
На основе такого заявления каждая улица избирала себе старосту. При количестве дворов около десяти десятские не выбирались, а жители выбирали себе только старосту. Некоторые семьи вовсе отделялись и переходили жить на новые места. Так после очередной выборной кампании у материнской деревни могли появиться несколько выселков.
На первых этапах формирования Свияжского уезда основой административно-территориальной единицы были сотни дворов или пятидесятни. Мирное устройство жизни в Московском государстве способствовало росту дворов и численности населения на присоединенных землях. Небольшие деревни, которые состояли из нескольких дворов, превращались в крупные населенные пункты с числом дворов от 100 и более. К концу XVI века для улучшения управления сельскими обществами возникла необходимость объединения родственных сотен в волости. Так, в Свияжском уезде образовано 10 чувашских волостей, включая Темешевскую. Название волости происходит от материнского селения Темешево. Среди первых упоминаются деревни Турмышева и Янтикова. Название волости – Темешевская сохранилась вплоть до административно-территориальной реформы 1780 года.
В 1638 году сотником Темешевской волости был Шихмурза Мятеков, старостой деревни Янтиковы — Ирыт Шахчюрин. Среди других уважаемых жителей упоминаются Чорнай Сюндюков, Янаш Яналеев и Бикбулат Янбулатов. По данным народной переписи 1710 года, в деревне было 24 двора и официально владели землей, равной 12 ясакам. К 1717 году здесь жили 58 мужчин и 59 женщин, а к 1721 году — уже 175 человек. В 1747 году прошла вторая народная перепись, которая показала, что некрещеных в деревне проживало 211 человек.
По мнению местных краеведов, строительство церкви в честь архангела Михаила началось либо в 1745 году, либо в период с 1757 по 1759 годы. Однако данные переписи 1747 года не содержат упоминаний о существовании церкви в деревне. Для автора не столь важен точный год начала строительства, а только сам факт. Очевидно, что церковь не могла быть возведена на территории, где уже располагались жилые дворы местных жителей. К тому же, плодородные земли были заняты под сельскохозяйственные угодья. Согласно исследованиям местных краеведов, для постройки первой церкви был выбран участок в конце улицы Анаткасы (Подгорные Темеши), ниже по течению реки Аль. Там же русские попы и церковнослужители начали строить свои дворы. Сначала новое место называли скромно — Архангельский погост. Это было связано с тем, что умерших священников и членов их семей, кроме как на территории церкви, хоронить было негде. Дело в том, что чуваши исповедовали другую веру. Со временем этот погост, а затем улицу Анаткас (ныне К. Маркса) и всё её правобережье стали называть Подгорные Тимяши. Если бы церковь построили на улице Турикас, говорили бы о Нагорных Тимяшах. Деревням, где появились церкви, вскоре разрешили открывать базары, магазины, пьющие избы и кабаки. Иногда они становились волостными центрами. Так, село Янтиково также стало не только волостным, но и административным и культурным центром. В этой ситуации Подгорные Тимяши получили более высокий статус. Иногда село называли Архангельским, Подгорные Тимяши тож. Местные жители выделили участок под церковь на неудобном месте, так как других вариантов не было. Вскоре весенние воды размыли береговую линию, и церковь оказалась в зоне риска. К концу XVIII века деревянное здание обветшало. На сельском сходе решили построить новую церковь в деревне Янтиково на левом берегу речки Аль.
Церковь во имя Архангела Михаила возвели, и село чаще стали называть Янтиково, Подгорные Тимяши тож или Архангельское, Янтиково тож. Так географическое название Янтиково стало основным.
По данным народной переписи 1762 года в селе Янитково было 188 мужчин и 207 женщин, принявших крещение. Среди некрещеных числилось 7 мужчин и 16 женщин. В 1780 году число крещеных достигло 197 человек, а некрещеных — 9.
После административной реформы Екатерины II с 1782 года село Янтиково вошло в состав вновь образованной Янтиковской волости, Цивильского уезда, а название Темешевской волости было утрачено. Во время очередной Кисилевской административно-территориальной реформы в 1830 году происходит укрупнение волостей. На основании решения администрации Янтиковская волость упразднена, а вместо упраздненных волостей образована Тюмеревская волость. В эту волость вошли села и деревни, расположенные ближе к деревне Тюмерево, включая село Янтиково (ГИА ЧР. Ф. 53. Оп. 1. Д. 2).
К 1855 году деревянная церковь в селе Янтиково обветшала. Попечительский совет решил отремонтировать здание, но для этого нужно было собрать около 800 рублей серебром с местных жителей. Темешевские чуваши, страдавшие от бедности и неурожая, не смогли выделить деньги. На переписку и споры ушло несколько лет.
В конце 1856 года совет решил строить новую церковь вместо ремонта старой. Обсуждение строительства затянулось на восемь лет, и только к 1864 году составили смету. Для возведения здания требовалось 5403 рубля 59 копеек серебром. Жители, ознакомившись с проектом, выразили недовольство: здание и двор были рассчитаны всего на 80 человек, а их было гораздо больше. Крестьяне решили, что на выделенную сумму, с учетом бесплатного леса, можно построить церковь гораздо больше, чем планировалось. Однако, из-за бедности, они не смогли внести деньги. После жалоб местных жителей священники потребовали выделить новый участок для строительства.
На этом дело застопорилось. Тогда священники Сергей Ломоносов, Аркадий Скарабевский, Иван Рождественский, Сергей Воскресенский и Алексей Кедров обратились за поддержкой в Министерство имущественных отношений и другие органы власти. Только после этого процесс сдвинулся с места. Пошли пожертвования от организаций и частных лиц. Темешевские чуваши также начали помогать, завозя лес.
Пока шли подготовительные работы, крестьяне согласились с предложением священников. В 1868 году под строительство новой церкви на южной стороне села Янтикова выделили новый участок.
2 декабря 1860 года Казанская палата Государственного имущества Российской Империи приняла решение о реорганизации территориальных образований. На основании этого решения с 15 декабря, в числе прочих, было образовано Архангело-Янтиковское волостное правление. Первым волостным головой был избран неграмотный житель деревни Малое Янтиково – Абрам Иванов (ГИА ЧР. Ф. 53. Оп. 1. Д. 3).
Из картинки и других источников становится ясно, что за селом закрепились два чувашских названия – Янтиково и Тăвай.
Хотелось бы отметить, что авторы, о которых шла речь в начале статьи, допускают серьёзные ошибки в интерпретации географических названий Янтиково и Тăвай.
Название Янтиково происходит от чувашского имени Янтĕк. Что же означает это имя? Оно состоит из двух чувашских слов: «Ян» и «тĕк».
В Чувашской Республике много деревень и сел, названия которых начинаются на «Ян». Например, Янгильдино, Яншихово, а ещё Яшкильдино и другие. В этих случаях «Ян» и «Яш» указывают на мужское начало, а «кил» на русский переводится как «дом». Вероятно, у родителей Янтĕка не было сыновей. После родов мать узнала, что у неё сын, и удивилась: «Неужели сын?!» От её радости и восклицаний и появилось имя Янтĕк, где «тĕк» — это суффикс или лаконичное приложение к имени. Дело в том, что на Руси мужчина учитывался как душа, а это многое значило, тем более, когда в семье не было наследника.
Село имеет и другое чувашское название — Тăвай. Это упрощенный вариант чувашского слова Тăвайкки. Зимой в Чувашии говорят: „Тăвайкинчен çунапа ярăнса анатпăр“, что означает „Спускаемся с горки на санках“. Слово „тăвайкки“ здесь переводится как „горка“ или „нагорье“. Эти названия указывают на то, что давным-давно чуваш Темеш свою деревню основал на возвышенном месте.
Автор трилогии "Сказание о чувашах" А.И. Стеклов
Постскриптум.
Главный редактор районной газеты "Сельский труженик" Янтиковского района Л.В. Якку, при содействии местных властей, не допустила к публикации правдивую информацию о селе Янтиково. Я понимаю. Дело в том, что в газете уже было опубликовано немало недостоверных материалов на темы истории и краеведения, а я, выходит чужой и не заслужил доверия.