- сечь привычный? Чтоб без увечий!?
*****
В замке новый хозяин опрашивал нового палача. Тот, выведенный из подвала, был готов служить. Только требовалось от него служить разумно, а не яриться без меры. И ответ держать за свою службу. Не просто его из подвалов вывели. Там и останется, пока доверия не заслужит. Любое дело серьезное вдумчивости требует, если наказать кого - чтоб без увечий и длительной немочи. Даже если вокруг вопят "хлещи злодея", нужно держать себя и наказание не превращать в уродство излишнее.
- иди к лекарю, поможешь ему в делах его, заодно он поучит, как можно или нельзя шкуры чужие пороть. Жить будешь в подвале, дверь открыта будет, но ночью быть обязан на месте. И тебе безопаснее и людям спокойнее. Уяснил?
- уяснил. А в таверне посидеть?
- ты не понял ещё. Ты назначен палачом. В таверне тебе миску не подадут и за стол не посадят. Такова участь теперь твоя. Жить в замке и служить при замке. Иди к лекарю. И кушак подвяжи, чтоб ненароком не спутали с кем или за прошлые грехи не спросили.
*****
Новый палач вышел к лекарю. Думалось ему, что будет проще, как согласие даст, а теперь ясно становится - не каторгу отбыть согласился, себя цепями приковал. А отказаться - так вовсе беда, коль грехи старые всплывут. И дёрнула его недобрая сила заявиться наследником, да в суматохе куш сдёрнуть за отказ от претензий. Суматохи не было, а волю потерял. Одно утехой, что жив ещё и при службе, не на цепи в подвале.
- лекарь, хозяин к тебе послал поучиться. Палачом назначил и велел понятия набраться, как можно стегать, чтоб без увечий и долго не отлеживался после наказания.
Лекарь оглядел недавнего судимого с его участием.
- давай полечим, поглядишь, как нарывы, да язвы лечат и понимание начнется. Сымай кафтан, да фартук возьми, грязь телесную разгребать не так просто.
*****
К концу дня новый палач начал понимать, что мясо пучится, да кровь чернеет под кожей, а коли вскрыл - всё полегче затягивается. И кровь текущая - живёт, коль есть куда истекать, а коли застывает где под кожей, да в язве мясной - тогда беда. Вот и помогал, как умел лекарю открывать, да иссекать бугры кожные, язвы всякие, вздутия, да гнойники. К концу дня уж ноги не держали и спина ломаться стала от натуги.
- пойду я, лекарь, с ног валюсь.
- завтра с утра будь, одним днём не учатся.
- буду, кудаж мне...
*****
Хозяин земель палача встречал во дворе перед замком.
- иди, поешь как все служивые, потом ко мне с рассказами, говорить будем.
Покормили палача за столом войсковым. Похлебка сытная, трава душистая, хлеба вдоволь, да кисель горячий с булкой и мёдом. А как оторвался от стола, смотритель замка ему рукой махнул: "ждут тебя".
В замке, в подвале его, солому прелую, каторжную, на сено душистое заменили. Спать чтобы интересней было и отдых травой пах свободной. А потом хозяин встретил его с сыном в зале.
- глядел я, как лекарь тебе толковал. Гляжу, тебя от крови не воротит, а вот жижа гнилая прям вгоняет в брезгливость. Не воевал ты, не навидался. Ну да всему время своё. Завтра с лекарем будешь и потом к нему приставлю. Пока лечить нужнее, чем уродствовать. А как понадобишься палачом - заранее оговорю твои труды. Иди спать, вижу, что натрудился.
*****
Перед замком ходило трое мужей. Беседовали.
- отец, понимаю, что душегуба в палачи не претит разуму. А зачем его к лекарю?
- наказать - не значит изувечить. Провинился - повинился. А коль изуродовали - зачем виниться? И урок какой? Чтоб семья твоя с тобой мыкалась? Кому прок? А так хоть знать будет, как кожу рвать, чтоб зарастало быстро. И другим виднее и наказанному повторять не захочется. Скверну душевную лечить надо, коль завелась. А под топор пихать - так земли вымрут.
Второй немолодой собеседник усмехнулся задумчиво:
- счастливую долю ты сюда принёс, коль палач лечить учится... Рад за тебя и за тех, кто вокруг. Жду новый герб в ожерелье наших земель.
- не торопи. Будет герб в ожерелье.