Найти в Дзене

Почему произведения Агаты Кристи до сих пор находят своего читателя?

С именем Агаты Кристи прочно ассоциируются классические детективные образы мисс Марпл и Эркюля Пуаро. Возможно, секрет успеха детективов Кристи состоит в том, что они не так просты, как кажутся на первый взгляд. Как ни странно, именно Кристи упрекали в нарушении «канона», то есть правил жанра. Речь идет о «Десяти заповедях детективного романа». Большинство из них вполне логичны и интуитивны. Честно говоря, на правила редко обращали внимание. Например, Кристи прямо нарушила две из них: было запрещено делать убийцей детектива (7-я «заповедь») или человека, «за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить» (1-я заповедь»). P. S. Именно сделала Кристи в кое-каких романах. Вспомните, в каких? «Заповеди» были сформулированы католическим священником и писателем Рональдом Ноксом. Вместе с Ноксом, известным христианским богословом и писателем Г. К. Честертоном, писательницей и богословом Дороти Сейерс и другими, Кристи стояла у истоков «Детективного клуба», где авторы делились соображениям

С именем Агаты Кристи прочно ассоциируются классические детективные образы мисс Марпл и Эркюля Пуаро. Возможно, секрет успеха детективов Кристи состоит в том, что они не так просты, как кажутся на первый взгляд.

Как ни странно, именно Кристи упрекали в нарушении «канона», то есть правил жанра. Речь идет о «Десяти заповедях детективного романа».

Большинство из них вполне логичны и интуитивны. Честно говоря, на правила редко обращали внимание. Например, Кристи прямо нарушила две из них: было запрещено делать убийцей детектива (7-я «заповедь») или человека, «за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить» (1-я заповедь»). P. S. Именно сделала Кристи в кое-каких романах. Вспомните, в каких?

«Заповеди» были сформулированы католическим священником и писателем Рональдом Ноксом. Вместе с Ноксом, известным христианским богословом и писателем Г. К. Честертоном, писательницей и богословом Дороти Сейерс и другими, Кристи стояла у истоков «Детективного клуба», где авторы делились соображениями о своих произведениях.

Примечательно, что упомянутые авторы активно включали христианскую повестку в свои романы. Например, Честертон написал цикл детективов, в котором главным героем является отец Браун. Задача отца Брауна не исчерпывается установлением справедливости, — он старается сделать все, чтобы спасти душу преступника.

Пожалуй, в образах Пуаро и мисс Марпл такого католического пафоса меньше. Но в редких случаях бельгийский детектив тоже сталкивается с дилеммой: милость или суд (например, в «Убийстве в Восточном экспрессе»). И решения детектива не всегда однозначны (например, «Занавес. Последнее дело Пуаро»).

Кристи не спешит идеализировать своих главных героев, крупными мазками демонстрируя их безобидные (и не очень) слабости — от пристрастия к вкусному кофе до очевидного тщеславия. Здесь определенно дань жанру, а возможно и осознание того, что детектив — лишь орудие в руках Промысла.

Может, именно поэтому произведения Кристи до сих пор находят своего читателя?

Читайте также:

Новые смыслы «На ножах»: почему этот роман Лескова стоит перечитывать?

--

Автор: Иерей Евгений Тимофеев — аспирант СПбДА