Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Мемориальная доска легендарному художнику Петру Сперанскому появится в Казани

Петр Тихонович Сперанский – личность уникальная. Он один из основоположников и крупнейших мастеров советского театрально-декорационного искусства в республике и СССР, носитель традиций реалистической школы сценического оформительского искусства. Ученик великих мастеров - Николая Ивановича Фешина и Павла Петровича Бенькова (Сперанский окончил Казанскую художественную школу в 1914-м), Петр Тихонович работал театральным художником в татарской труппе «Сайяр» (1915–1917) и при оперных сезонах (1916–1920-е), причем одновременно участвовал в постановках еще и как артист (ведь за плечами у него также была драматическая студия!). Он оформил десятки драматических спектаклей по произведениям русских, татарских, советских и зарубежных авторов, в том числе постановки по пьесам «Банкрот» (1933, 1935, 1944) и «Первое представление» Г. Камала (1915–1916), «Безземельные» (1922), «Наемщик» (1928, 1931) Т. Гиззата, «Король Лир» У. Шекспира (1944, 1956), «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета (1940, 1952). Неутоми

Петр Тихонович Сперанский – личность уникальная. Он один из основоположников и крупнейших мастеров советского театрально-декорационного искусства в республике и СССР, носитель традиций реалистической школы сценического оформительского искусства.

Ученик великих мастеров - Николая Ивановича Фешина и Павла Петровича Бенькова (Сперанский окончил Казанскую художественную школу в 1914-м), Петр Тихонович работал театральным художником в татарской труппе «Сайяр» (1915–1917) и при оперных сезонах (1916–1920-е), причем одновременно участвовал в постановках еще и как артист (ведь за плечами у него также была драматическая студия!).

Он оформил десятки драматических спектаклей по произведениям русских, татарских, советских и зарубежных авторов, в том числе постановки по пьесам «Банкрот» (1933, 1935, 1944) и «Первое представление» Г. Камала (1915–1916), «Безземельные» (1922), «Наемщик» (1928, 1931) Т. Гиззата, «Король Лир» У. Шекспира (1944, 1956), «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета (1940, 1952).

Неутомимый в своей жажде знаний Сперанский в 1924-м окончил архитектурное отделение Казанского архитектурно-технического института (ныне Казанское художественное училище). С некоторыми перерывами он более двух десятков лет был главным художником Татарского академического театра (1922–1944), а в 1938–1940 годах – главным художником павильона ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, в 1939–1964 годах Сперанский был главным художником Татарского театра оперы и балета.

   архив Натальи Сперанской
архив Натальи Сперанской

О театральном периоде Сперанского с восхищением вспоминали многие его современники: он творил чудеса и на небольшой сцене в театре на ул. Горького, 13, и в уже отстроенном новом здании ТАГТ оперы и балета. Будучи гениальным сценографом, Петр Тихонович создавал не иначе как фантастические миры. Зрители всецело поддавались иллюзии того, что сценическое пространство магическим образом видоизменялось и расширялось до невиданных масштабов и словно становилось реальным.

Петра Тихоновича отличало сверхчувствительное отношение к деталям: художник тщательно прорабатывал пейзажные виды, максимально приближая их к реальности, тщательно воссоздавал архитектуру, культуру, быт минувших эпох. Со временем к работе в театре он привлек талантливых художников М.Г. Сутюшева, Р.М. Хибатуллина, М.М. Абдуллина.

Глубокое знание истории, искусства и музыки татарского народа позволили художнику создать красочные и запоминающиеся декорации к национальным операм и балетам. В Татарском театре оперы и балета Сперанский как художник-постановщик работал над такими операми, как «Иван Сусанин» М. Глинки (1951), «Пиковая дама» (1947, 1954), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1940, 1956), «Князь Игорь» А. Бородина (1948), «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова (1955), «Алтынчеч» Н. Жиганова (1943). Свой талант проявил Сперанский в балетах «Шурале» Ф. Яруллина (1945, 1953, 1957), «Алтын тарак» Э. Бакирова (1957), «Кисекбаш» Р. Губайдуллина (1958), «Медный всадник» Р. Глиэра (1963). За почти полвека, связанные с театром, он создал более 450 постановок! Сегодня сценические эскизы Сперанского представляют собой исключительную ценность как подлинные произведения искусства.

Яркая индивидуальность, энциклопедические знания, эрудиция и прекрасные личные качества привлекли к нему интеллектуальную элиту нескольких поколений казанцев. Его уважали Владимир Маяковский и Адель Кутуй. А уж театральная среда, включая Кави Наджми, Карима Тинчурина, Халила Абжалилова и многих других, просто обожала.

   архив Натальи Сперанской
архив Натальи Сперанской

Сперанский был блестящим педагогом: преподавал сначала в 1930–1942 годах в Казанском институте инженеров коммунального строительства, затем с 1943 по 1964-й – в своей альма-матер – Казанском художественном училище. Даже спустя десятки лет после ухода Петра Тихоновича из жизни о нем с благодарностью вспоминали его ученики. А всего их было у Сперанского 180! П.Т. Сперанский создал проекты памятника Муллануру Вахитову (1921), братской могилы на Арском поле (1925), эскизы монументальных росписей для Красноармейского дворца (1920–1921), оформил павильон ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939). Член ТатАХРР (1923), Союза архитекторов (1935), Всероссийского театрального общества (1936), Союза художников (1936).

Он также является автором проектов здания бывшего Гостиного двора (1933–1935), стадионов «Динамо» (1934–1935) и «Трудовые резервы» (1936), реконструкции здания бывшей Ксенинской гимназии для Казанского филиала Академии наук СССР (1950), памятника Н.Е. Ершову (1967, скульптор И.А. Новоселов) и других значимых культурных и архитектурных доминант. В области монументально-декоративного искусства им были осуществлены росписи плафона в фойе Татарского академического театра (1941), где он использовал мотивы татарского орнамента. Специально отметим, что П.Т. Сперанский целенаправленно собирал и изучал произведения татарского декоративно-прикладного искусства, по следам своих экспедиций он сделал многочисленные зарисовки, в том числе татарского орнамента (в 1948 и 1953 годах был издан его альбом «Татарский народный орнамент»).

Петр Тихонович проявлял себя и в лирической живописи, писал акварелью и темперой во время путешествий по стране. Но особенной его любовью была родная Казань! Произведения Сперанского находятся в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина (Москва), Национальном музее РТ, Государственном музее изобразительных искусств РТ, картинной галерее Альметьевска.

Наследники Сперанского по-прежнему проживают в Казани – внучка Наталья и правнучка Анастасия. Причем, обе – Сперанские!

В апреле 2024 года руководитель бюро Русфонда в Татарстане Наталья Сперанская стала одним из победителей конкурса «Энергия добра» и получил грант Татнефти в номинации «Сохраняя культурные традиции». Проект Натальи «Татарский орнамент в декоративно-прикладном творчестве для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями» получил 745 тысяч рублей, еще 358 тысяч выделил благотворитель, пожелавший остаться неназванным.

   архив Натальи Сперанской
архив Натальи Сперанской

- Увы, я родилась уже после смерти дедушки, но память о нем всегда бережно хранилась и продолжает храниться в нашей семье, - рассказывает Наталья Сперанская. – Первого января 2025 года мы отметили 135-летие со дня рождения Петра Тихоновича. Для нас очень важно, что его творческое наследие живет, оно востребовано. Ведь, по сути, каждый казанец знаком с творчеством Сперанского: это он спроектировал стадион, ныне известный как «Трудовые резервы», памятник рыбаку в сквере на улице Клары Цеткин, знаменитый фонтан «Владыкой мира станет труд», что на улице Московской, не говоря о домах и многом другом. Альбомы татарских узоров, которые дедушка выпустил в 1948 и 1953 годах (а всего в них 59 оригинальных зарисовок), легли в основу моего проекта, который предназначен для детишек с особенностями, в том числе и с аутизмом. Он воплощается в жизнь в центре прикладного анализа поведения для детей с РАС «Новая планета». Проект рассчитан на детей всех возрастов. Младшие занимаются с танграмами – специальными головоломками, созданными на основе татарских узоров из альбомов Петра Сперанского. Изданы и специальные раскраски орнаментов.

Не осталась в стороне и правнучка легендарного художника. При поддержке татарстанского отделения «Движения первых» сейчас разрабатываются новые методические рекомендации и макеты для работы с образовательными организациями республики. За основу взяты эскизы Анастасии Сперанской, которые она создала по мотивам татарского национального орнамента в трактовке своего прадеда. Таким образом, работы Петра Сперанского (а также Натальи и Анастасии Сперанских) станут частью проекта «Сказки первых». В его рамках ученики старшей и средней школы посещают пилотные детские сады Татарстана с театрализованными интерактивными кукольными постановками, персонажами которых являются герои фольклора народов Поволжья.