Найти в Дзене

Сын аятоллы, вдова радикала и принц: почему иранская оппозиция не может договориться?

В контексте текущих иранских протестов СМИ говорят только об одной фигуре в рядах оппозиции — Резе Пехлеви, сыне бывшего монарха Ирана. Но неужели в Иране нет других лидеров, способных возглавить протест? Давайте разберемся. Важно понимать: быть оппозиционером внутри Ирана сегодня физически невозможно. Любая попытка создать политическую структуру заканчивается тюрьмой или казнью, поэтому реальные организованные силы находятся исключительно за рубежом. О тех немногих, кто всё-таки пытается действовать внутри страны, я рассказал в отдельной статье, а сегодня — о тех, кто формирует повестку в диаспоре. Единственная структура, работающая как полноценная партия — это Национальный совет сопротивления Ирана под руководством Марьям Раджави. Она жена Масуда Раджави, который до исламской революции был лидером левых радикалов и боролся против Шаха, а затем и против Хомейни. Их идеология — это специфический сплав исламского социализма и феминизма. Это самая дисциплинированная и богатая сила в изг

В контексте текущих иранских протестов СМИ говорят только об одной фигуре в рядах оппозиции — Резе Пехлеви, сыне бывшего монарха Ирана. Но неужели в Иране нет других лидеров, способных возглавить протест? Давайте разберемся.

Кадров протестов из самого Ирана довольно мало - в стране отключен интернет. Поэтому прикладываю фотографии протестов из за рубежа.
Кадров протестов из самого Ирана довольно мало - в стране отключен интернет. Поэтому прикладываю фотографии протестов из за рубежа.

Важно понимать: быть оппозиционером внутри Ирана сегодня физически невозможно. Любая попытка создать политическую структуру заканчивается тюрьмой или казнью, поэтому реальные организованные силы находятся исключительно за рубежом. О тех немногих, кто всё-таки пытается действовать внутри страны, я рассказал в отдельной статье, а сегодня — о тех, кто формирует повестку в диаспоре.

Единственная структура, работающая как полноценная партия — это Национальный совет сопротивления Ирана под руководством Марьям Раджави.

Марьям 72 года, она из Тегерана, но сейчас живет в Париже
Марьям 72 года, она из Тегерана, но сейчас живет в Париже

Она жена Масуда Раджави, который до исламской революции был лидером левых радикалов и боролся против Шаха, а затем и против Хомейни. Их идеология — это специфический сплав исламского социализма и феминизма. Это самая дисциплинированная и богатая сила в изгнании, но их закрытость и радикальное прошлое (в войне между Ираком и Иранов (1980-1989 года), в надежде взять власть Иране, Национальный совет воевал на стороне Саддама Хусейна) мешают им стать общенациональными лидерами.

Митинг поддержки Раджави в Берлине
Митинг поддержки Раджави в Берлине

Остальная оппозиция — это коалиции. Самая медийная — INC - Национальный Совет Ирана (не путать с организацией Национальный Совет Сопротивления Ирана), поддерживающая Резу Пехлеви. Но есть и те, кто категорически против возвращения монархии.

Первая группа — «Хамгами». Это коалиция светских и демократических сил со штаб-квартирой в Германии. Они выступают за республику и считают, что Иран перерос власть королей.

-4

Вторая — United Republicans of Iran. Её основал Хасан Шариатмадари. Он сын великого аятоллы, который был сподвижником Хомейни, но позже стал его главным оппонентом. Сын полностью откололся от религиозной элиты и сегодня строит либеральное движение, настаивая на отделении религии от государства.

Хасан Шариатмадари проживает в Германии
Хасан Шариатмадари проживает в Германии

В 2026 году иранская оппозиция — это борьба трех идей: монархии Пехлеви, социализма Раджави и светских республиканцев вроде Шариатмадари. И именно этот раскол пока не дает им создать единый фронт.

-----------------------

P.S. Я давно ничего не выкладывал на свой канал. Путешествую я сейчас мало, больше погружен в учебу и работу. Международная политика - моя отдушина. Я много трачу времени на аналитику зарубежных и российский источников новостей и стараюсь находить из неё необычные факты, взаимодействия и парадоксы - образование МГИМО сказывается. Подпишитесь на канал, дальше расскажу про отношение местных жителей и политиков Гренландии к планам Трампа, освещу протесты на Филиппинах под названием "Революция трех миллионов песо", а также расскажу про судьбу Хуана Гуйадо, которого вышеупомянутый Трамп называл "единственным законным президентом Венесуэлы" - где же он сейчас, когда США могут поставить своего ставленника в этой латиноамериканской стране?