Вечером 5 августа 2023 года 24-летний Рустам (имя изменено) сам позвонил на номер экстренной службы «112» и сообщил, что убил свою жену. По указанному адресу в Перми выехали сотрудники Росгвардии. Мужчину задержали и доставили в отдел полиции Свердловского района.
Первые впечатления следователей от общения с Рустамом были тревожными: молодой человек вел себя неадекватно. Его настроение резко менялось: он то плакал, то разражался истерическим смехом, то пытался крушить все. Взгляд был диким, а глаза неестественно блестели. Этот человек только что совершил жестокое убийство своей 25-летней супруги Марии.
Убил «чтобы не мучилась»
На первоначальном допросе Рустам все же смог ответить на вопрос «зачем?». Он заявил, что сделал это, «чтобы жена не мучилась». Однако придя в себя, он утверждал, что не помнит, когда и зачем зарезал жену. В памяти всплывали лишь эпизоды:
– Помню только первые удары, – говорил он следователям.
Всего на теле погибшей было обнаружено около 20 ран. Убийца знал, что его жена была на раннем сроке беременности, но, по словам следователей, относился к этому факту с поразительным равнодушием.
Скупой мужской слезы у Рустама по поводу не родившегося по его вине ребенка они не увидели. Свой основной мотив он обозначил так: на протяжении нескольких лет он патологически ревновал Марию.
«Когда ее одноклассники гуляли, Маша полола траву в огороде»
Мария, по воспоминаниям друзей и знакомых, была человеком исключительной. Она выросла в многодетной семье глубоко верующих людей, где царили строгие правила. С детства она помогала родителям по хозяйству, работала в огороде, присматривала за младшими братьями и сестрой:
– Маша даже на выпускной в школу не ходила. Когда ее одноклассники гуляли и веселились, она полола траву в огороде, – рассказывали знакомые семьи.
Ее внешность: светлые волосы, голубые глаза, обаятельная улыбка – контрастировала с абсолютной естественностью и отсутствием какого-либо интереса к моде:
– Ни грамма косметики. Когда сверстницы Маши наращивали волосы, Мария мечтала о простом – побывать в Москве на Красной площади, – вспоминали друзья.
Семьи молодых людей были знакомы. Родители Маши благосклонно отнеслись к Рустаму, считая его, деревенского парня из благополучной семьи, подходящей партией. Его мать была учительницей и держала домочадцев в жесткой дисциплине. Родные Маши видели в этом положительную черту: трудолюбивый и дисциплинированный парень должен был стать надежным мужем.
«Он ухаживал очень красиво»
Знакомые пары рассказывали, что Рустам влюбился в Марию с первого взгляда и ухаживал очень романтично:
– Он ухаживал красиво, каждый день полевой цветочек в почтовый ящик клал, сюрпризы забавные делал. Пылинки сдувал с нее, – делились воспоминаниями знакомые девушки.
Первым тревожным сигналом стала попытка Рустама покончить с собой еще до службы в армии. Однако инцидент не повлек за собой постановки на психиатрический учет, и молодой человек был призван. Во время разлуки начала проявляться его болезненная ревность.
Он постоянно подозревал невесту в изменах, если та вовремя не отвечала на телефонный звонок или выкладывала в соцсети фотографии. Хотя она выкладывала фотографии крайне редко, да и те, в основном, с семьей.
В январе 2020 года, после возвращения Рустама из армии, молодые люди официально расписались. Примечательно, что только после предъявления свидетельства родители Марии разрешили молодоженам спать в одной кровати.
«За десять минут мог позвонить 30 раз»
Молодая семья переехала в Пермь. Мария работала учителем в частной гимназии, где ее очень любили и коллеги, и дети. Однако ее жизнь вне работы муж подавил полностью:
– Только на праздниках в школе, на чаепитиях с учителями Марии никогда не было. Муж не отпускал, после работы она бежала домой, – рассказывали коллеги.
Ее жизнь свелась к формуле «работа – дом». У Марии почти не было подруг, и даже самым близким она никогда не жаловалась на мужа, создавая видимость счастливой семьи:
– Недавно Рустам подарил Маше дорогой телефон, о котором она мечтала, а она подарила Рустаму прыжок с парашютом, – недоумевали знакомые, узнавшие о трагедии.
Но немногочисленные подруги замечали тотальный контроль со стороны Рустама. Первые два года замужества он вообще никуда не отпускал жену. Позже редкие встречи с подругами проходили под постоянным телефонным надзором:
– Он за десять минут мог позвонить 30 раз!– поражались они.
«Давай разведемся»
В начале августа Мария с подругой ходила по магазинам, собирая мужа на корпоративный сплав по реке, который организовывала его компания. Даже во время этого похода Рустам постоянно контролировал жену по телефону.
4 августа он уехал на это мероприятие. Однако сплав для него так и не начался. Ночью Рустам, выпив водки и самогона, устроил драку с коллегами. Утром 5 августа агрессивного и буйного сотрудника посадили в такси и отправили домой в Пермь. Еще с корпоратива он начал ссориться с женой по телефону, снова обвиняя ее в надуманных изменах.
Перед возвращением в квартиру Рустам купил бутылку крепкого алкоголя. Дома он продолжил выпивать и ссориться с женой. Супруги пытались поговорить в коридоре. Доведенная до отчаяния постоянными подозрениями, Мария произнесла роковую фразу: «Давай разведемся».
Именно эти слова, как он сам позже показал, стали для него спусковым крючком. У Рустама, как он позднее говорил на следствии, что-то перемкнуло в голове.
Он пошел на кухню, взял большой нож. Увидев оружие в руках мужа, Мария громко закричала. Девушка упала, и Рустам добил ее.
«Мне с женщинами не везет»
Совершив убийство, Рустам позвонил отцу, сестре, а затем устроил видеозвонок своему начальнику, который отдыхал с семьей на даче. В разговоре с руководителем он пожаловался:
– Мне с женщинами не везет, изменяют.
А затем показал камеру на тело жены, лежащее в коридоре. Начальник, в шоке, спросил: «Ты жену убил?»
На что Рустам спокойно ответил: «Я не убил! Я лишил ее жизни».
Соседи, как выяснилось позже, слышали крики и шум борьбы, но не вызвали полицию. Свое безразличие они объясняли так:
– Да оттуда постоянно крики, оры. В тот раз ничего нового не было.
Эти слова подтвердили, что ссоры в молодой семье были регулярными, а Мария, страдая, молча терпела и никому не жаловалась.
В разговоре с начальником Рустам упомянул о «женщинах» во множественном числе, хотя его отношения с Марией вроде как были первыми и единственными. Однако расследование показало, что изменял как раз он. При обыске у него изъяли несколько телефонов, где под вымышленными именами были сохранены контакты других дам. Он и не отрицал факта супружеской неверности.
Следствие, суд и диагноз
Уголовное дело было возбуждено по тяжелой статье – убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Такое преступление предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
В процессе расследования Рустам был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. Специалисты пришли к выводу, что на момент совершения преступления он страдал серьезным психическим расстройством. Суд, учитывая заключение экспертов, вынес не приговор, а постановление о применении принудительных мер медицинского характера.
Как пояснил руководитель отделения по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Пермскому краю Дмитрий Попов:
– Суд постановил, что лицо нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.
Срок его нахождения там будет определяться врачами и судом в зависимости от состояния здоровья и степени опасности для общества. Экспертиза установила, что психическое заболевание у него развилось примерно за год до трагедии. На момент убийства он не был под воздействием наркотиков.
Кроме того, выяснилось, что за две недели до смерти, уезжая от родителей в Пермь, она отправила матери смс-сообщение: «Я думаю с ним развестись». Однако серьезного разговора так и не состоялось. После суда ее безутешные родители говорили:
– Не успели нашего ангелочка спасти.
По материалам «КП»-Пермь
Читайте также
«Внутри были люди»: торговый центр обрушился в Новосибирске — двое пострадали