Найти в Дзене

«Последний день в Мурманске: шанс остановить время» часть 1.

10.01.2026. Вот и настал последний день. С горечью осознаю, что совершенно не хочется покидать Мурманск. Столько ещё не сделано, не увидено, не пройдено! В Москве — коллапс после вчерашнего снегопада: многие рейсы отменены либо задержаны. В душе появляется робкая надежда: а вдруг? Вдруг перенесут рейс? И тут поступает SMS: «Ваш рейс задерживается». Всего на 1,5 часа, но как же мне радостно! На целых полтора часа выпал шанс остановить время. Вспоминаю, что сегодня забронирован столик в ресторане, — и в хорошем настроении направляюсь туда. Гастробар Lovi Краба — стильное и атмосферное место. Он расположен в здании железнодорожного вокзала, вход сбоку, так что никаких препятствий в виде пропускного пункта нет. Моё место оказывается у окна — столик на двоих. Очень уютно и даже интимно; к тому же можно наблюдать за основным залом из «домика». Из окна открывается симпатичный вид, несмотря на железнодорожные пути внизу. Меню разнообразно, представлено множество морских деликатесов. Но… я ника

10.01.2026. Вот и настал последний день. С горечью осознаю, что совершенно не хочется покидать Мурманск. Столько ещё не сделано, не увидено, не пройдено!

В Москве — коллапс после вчерашнего снегопада: многие рейсы отменены либо задержаны. В душе появляется робкая надежда: а вдруг? Вдруг перенесут рейс? И тут поступает SMS: «Ваш рейс задерживается». Всего на 1,5 часа, но как же мне радостно! На целых полтора часа выпал шанс остановить время.

Вспоминаю, что сегодня забронирован столик в ресторане, — и в хорошем настроении направляюсь туда.

Гастробар Lovi Краба — стильное и атмосферное место. Он расположен в здании железнодорожного вокзала, вход сбоку, так что никаких препятствий в виде пропускного пункта нет. Моё место оказывается у окна — столик на двоих. Очень уютно и даже интимно; к тому же можно наблюдать за основным залом из «домика». Из окна открывается симпатичный вид, несмотря на железнодорожные пути внизу.

Меню разнообразно, представлено множество морских деликатесов. Но… я никак не готова к дегустации новых вкусов. Поэтому заказываю по классической схеме:

  • том ям (он оказывается очень вкусным — намного лучше того, что я пробовала ранее);
  • свежайший палтус с хашбрауном и икрой (конечно, палтуса);
  • на десерт — мороженое.

Достойное заведение: отменная кухня, обслуживание на высоте. «Вкусовые сосочки» клиента ублажены — и его желудок поёт дифирамбы.

Выползаю на улицу и понимаю: после сытного обеда полагается поспать. Решаю немного отдохнуть, а затем с новыми силами отправиться исследовать окрестности. Благо время ещё есть в запасе.

Но почему здесь так быстро темнеет? В планах было посетить «Алёшу» — неофициальное название мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Он уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина‑мать». По карте не так далеко, но неровности рельефа никто не отменял…

Решаю сделать круг: сначала посетить мемориальный комплекс «Морякам, погибшим в мирное время» (в первую очередь — в память о погибших моряках подводной лодки «Курск»), а затем свернуть в сторону «Алёши».

Мечты… Забываю, что Мурманск — город, расположенный на сопках, а потому его рельеф непрост: «с горки на горку». Вскоре начинаются трудности. Первая лестница, вторая, третья… И тут доходит: передышки‑то и не будет.

Чертыхаясь, из последних сил поднимаюсь всё выше и выше. Правда, есть положительный момент: уже не просто не холодно — скорее жарко. Чувствую себя почти героем. Периодически сверяюсь с картой и понимаю: что‑то не так.

Вот он — «поворот не туда», почти как в фильме! Оказывается, я ушла дальше, чем нужно. Вот она, упёртость… Но ничего: теперь надо спускаться обратно, а это уже не страшно.

Прохожу мимо церкви Спаса Преображения на Водах — полным ходом идёт реконструкция — и спускаюсь к памятнику.

Захватывает дух, на глазах выступают слёзы. Эмоции переполняют, воскрешая в памяти дни той трагедии. И вот — маяк. Словно проводник между живыми и мёртвыми, настоящим и прошлым. «Ничто не забыто, никто не забыт».

Маяк в форме шестигранника — форма, традиционная для навигационных знаков. Это символично: мемориал и есть маяк, но не для живых, а для памяти.

Спускаюсь ещё ниже. Здесь установлены фрагмент рубки атомной подводной лодки «Курск» и судовой якорь. Широкая лестница приводит к смотровой площадке — отсюда открывается потрясающий вид на город.

Ещё немного ступеней — и вот развилка, как в сказке, только камня не хватает. «Пойдёшь направо — „Алёшу“ найдёшь, пойдёшь прямо — к дому выйдешь». Только тут сказочка заканчивается: никакого «налево» не будет, иначе главная сказочница рискует свалиться где‑то по пути и самой превратиться в камень.

Поэтому всё откладываю в копилку следующей цели — вернуться во что бы то ни стало!