Найти в Дзене
Газета Предгорье

История одной фотографии

Уникальный снимок 1943 года свидетельствует о некоторых событиях оккупации в селе Шедок. Эта фотография с 80-х годов хранится у председателя совета ветеранов Шедокского поселения Валентины Хапёрской, которая долгие годы ведёт поисковую работу. Снимок передала Валентине Васильевне одна из жительниц села Шедок. На кадре запечатлён момент перезахоронения погибших. Их расстреляли фашисты во время оккупации. Как только враги покинули село, люди решили с почестями перезахоронить всех в одну могилу. На снимке на возвышении стоит председатель сельсовета Николай Кузьмич Берлетов. Среди погибших - Дмитрий Иванович Борисенко, Дмитрий Иванович Емелин и неизвестный красноармеец. Это известно из воспоминаний очевидцев. На обратной стороне фотографии написано, что земляков выдал местный житель. По его наводке фашисты выехали с облавой и расстреляли людей там, где застали. Фамилию и имя неизвестного красноармейца так и не установили. В своё время труженица тыла Нина Ивановна Диденко рассказывала, что

Уникальный снимок 1943 года свидетельствует о некоторых событиях оккупации в селе Шедок.

Чтобы перезахоронить расстрелянных, в Шедке собрались все жители.
Чтобы перезахоронить расстрелянных, в Шедке собрались все жители.

Эта фотография с 80-х годов хранится у председателя совета ветеранов Шедокского поселения Валентины Хапёрской, которая долгие годы ведёт поисковую работу. Снимок передала Валентине Васильевне одна из жительниц села Шедок.

На кадре запечатлён момент перезахоронения погибших. Их расстреляли фашисты во время оккупации. Как только враги покинули село, люди решили с почестями перезахоронить всех в одну могилу.

На снимке на возвышении стоит председатель сельсовета Николай Кузьмич Берлетов. Среди погибших - Дмитрий Иванович Борисенко, Дмитрий Иванович Емелин и неизвестный красноармеец. Это известно из воспоминаний очевидцев.

На обратной стороне фотографии написано, что земляков выдал местный житель. По его наводке фашисты выехали с облавой и расстреляли людей там, где застали.

Фамилию и имя неизвестного красноармейца так и не установили. В своё время труженица тыла Нина Ивановна Диденко рассказывала, что во время оккупации они жили напротив здания нынешнего офиса врача общей практики. В 40-е годы там были амбары. 15-летняя Нина видела, как фашисты привели туда избитого солдата и поставили часового охранять его. Об этом она сказала маме. Сердобольная женщина собрала два узелка с едой и наказала дочери один из них отдать часовому, чтобы тот разрешил поесть солдату, а второй - пленному. Нина так и сделала. Часовой швырнул узелок арестованному. На рассвете враги увезли его за село и расстреляли. Ночью жители похоронили солдата.

- На днях мы узнали, что в паспорте этой братской могилы значатся ещё три человека, которых, скорее всего, похоронили позже, 7 апреля 1943 года, - рассказывает Валентина Хапёрская. - Это рядовые Гришин Василий Гаврилович, Муштайкин Григорий Яковлевич и сержант Олейник Данила Васильевич. Кто они и при каких обстоятельства погибли, нам предстоит узнать.

Если кому-то известны сведения о них, сообщите по телефону: 8-918-245-17-96.

Виола Крапивина. Фото предоставила Валентина Хапёрская.