Найти в Дзене

Трагическая история агентов «Корсиканец» и «Старшина», чьи донесения легли на стол Сталина.

В истории разведки есть герои, чья судьба похожа на древнегреческую трагедию. Они знают будущее, кричат о нем, но им никто не верит. В 1940–1941 годах на столе у Сталина лежали донесения от источников «Корсиканец» и «Старшина». Это были не простые информаторы. Это были аристократы, работавшие в самом сердце нацистского зверя — в Министерстве хозяйства и штабе Люфтваффе. Они входили в легендарную группу «Красная капелла». И они сделали невозможное: добыли не просто дату войны, а экономическое обоснование гибели СССР. «Корсиканец» (Арвид Харнак) был экономистом. Он не считал танки, он считал деньги и ресурсы. И его выводы были страшнее, чем сводки с фронта. В марте 1941 года он передает в Москву сообщение (Документ №87*), от которого веет могильным холодом: «Военное выступление против СССР, якобы, приурочено на конец апреля или начало мая. Эти сроки связывают с намерением немцев сохранить для себя урожай, рассчитывая, что советские войска при отступлении не смогут поджечь еще зеленый хле
Оглавление

Они украли план «Барбаросса»: Трагическая судьба агентов, которым не поверил Сталин.

В истории разведки есть герои, чья судьба похожа на древнегреческую трагедию. Они знают будущее, кричат о нем, но им никто не верит.

В 1940–1941 годах на столе у Сталина лежали донесения от источников «Корсиканец» и «Старшина». Это были не простые информаторы. Это были аристократы, работавшие в самом сердце нацистского зверя — в Министерстве хозяйства и штабе Люфтваффе.

Они входили в легендарную группу «Красная капелла». И они сделали невозможное: добыли не просто дату войны, а экономическое обоснование гибели СССР.

«Зеленый хлеб» и карты заводов

«Корсиканец» (Арвид Харнак) был экономистом. Он не считал танки, он считал деньги и ресурсы. И его выводы были страшнее, чем сводки с фронта.

В марте 1941 года он передает в Москву сообщение (Документ №87*), от которого веет могильным холодом:

«Военное выступление против СССР, якобы, приурочено на конец апреля или начало мая. Эти сроки связывают с намерением немцев сохранить для себя урожай, рассчитывая, что советские войска при отступлении не смогут поджечь еще зеленый хлеб».

Вы только вдумайтесь. Нацисты планировали дату вторжения, сверяясь с аграрным календарем! Им нужно было захватить Украину до того, как созреет пшеница, чтобы мы не успели ее сжечь.

В январе 1941 года (Документ №70*) «Корсиканец» сообщает еще один убойный факт:

«Военно-хозяйственный отдел... получил от Верховного командования распоряжение о составлении карт промышленности СССР по районам. Такие карты были составлены перед войной в отношении Англии в целях ориентировки в выборе объектов для воздушной бомбардировки».

Это был прямой сигнал: они выбирают цели. Они уже делят шкуру неубитого медведя.

«Старшина» предупреждает: счет пошел на часы

Второй агент, «Старшина» (Харро Шульце-Бойзен), работал в святая святых — штабе авиации Геринга. Он видел войну глазами летчиков.

В мае 1941 года (Документ №126*) он передает слова своего начальника:

«В его учреждении подготовка операции против СССР проводится в настоящее время самым ускоренным темпом... Сейчас стало очевидно, что речь идет не только о демонстрации... но по всем признакам твердо решено прибегнуть к оружию».

Он сообщал о том, что немцы ищут переводчиков, печатают словари, а офицеры Люфтваффе уже получили карты с целями: «Свирь-3», заводы Москвы, мосты.

Почему их не услышали?

Эти люди рисковали жизнью каждый день. В итоге Гестапо раскрыло их сеть, и они были казнены с особой жестокостью (повешены на мясных крюках). Но весной 41-го их донесения в Кремле часто помечали как «дезинформацию». Сталин считал, что Гитлер не самоубийца, чтобы нападать без зимней одежды и запасов нефти.

Ирония судьбы в том, что «Корсиканец» сообщал именно это: у Гитлера нет запасов. И именно поэтому он нападет — чтобы забрать их у нас. Это был прыжок отчаяния, который разведчики просчитали верно, а политики — нет.

-2

Теги: #КраснаяКапелла #Разведка #Герои #Шпионаж #Берлин1941