С 21 по 23 января 1943 года продолжались бои за освобождение территории Успенского района от немецко-фашистских захватчиков. Документально подтверждено, что последний оккупант покинул успенскую землю именно 23 января. И к вечеру воины Красной Армии уже вели бои за Армавир. Поэтому официальной памятной датой освобождения района следует считать только 23 января 1943-го.
Факты говорят о том, что свобода нашей малой родине досталась малой кровью: для трехдневных боев это было действительно так — погибли несколько офицеров и бойцов, раненых тоже насчитывалось немного. Регулярные части Красной Армии зашли в район со стороны Ставропольского плато, заставляя стремительно отступать фашистов. Историки свидетельствуют о том, что на 20 января 1943-го на Ставрополье было освобождено более 50 населенных пунктов.
А очевидцы, рассказы которых кропотливо собирали краеведы, журналисты и преподаватели, говорили о тех страшных днях, которые они пережили за полгода оккупации Успенского района, начиная с 8 августа 1942-го. Ниже мы приводим лишь некоторые эти свидетельства, размещенные на страницах рукописных и печатных книг.
Из книги «Есть район над Кубанью»
Материалы для нее кропотливо собирали к 70-летию Успенского района краеведы М.В.Бекетов (из с.Успенского), В.А.Гамаюнов (из с.Новоурупского) и М.Ф.Колодько (из с.Марьино), Е.В.Матвеева (из с.Коноково) и Л.Ф.Симакова (из с.Вольного), М.Б.Давнежев (из а.Урупский) и К.Г.Натмирзов (из а.Кургоковский). А систематизировал их в 1994-м году Николай Иванович Гордеев, бывший ряд лет редактором «Рассвета».
«В августе 1942 года немецко-фашистская армия оккупировала с.Успенское и другие населенные пункты района. Фашисты стали устанавливать новый порядок. Они грабили население, забирали скот и общественное имущество. Успенцы, конечно, не могли мириться с таким положением и оказывали оккупантам сопротивление: не выходили на работу, прятали продукты питания и одежду.
По заданию подпольного бюро Успенского РК ВКП(б), возглавляемого Я.М.Коробковым, в с.Успенское из партизанского отряда была направлена подпольная группа. Она развернула агитационную работу, в результате чего сопротивление населения оккупантам усилилось.
Но началась охота за подпольщиками. С помощью предателей фашистам удалось выследить и схватить посланцев подпольного райкома. Но ни угрозы, ни пытки не смогли сломить их волю. Ничего не добившись, фашисты расстреляли патриотов на западной окраине села Успенского. Там в их честь установлен памятник.
Однако на этом враги не успокоились, проводили массовые облавы на коммунистов, комсомольцев, активистов и евреев-беженцев. Арестованных после жестоких пыток расстреливали перед ямами,
в которых ранее проводился обжиг кирпича.
Когда одна яма заполнялась, расстрел производили около второй ямы. Так были заполнены трупами ни в чем не повинных людей четыре довольно емких ямы.
Одну из них случайно вскрыл тракторист бульдозером. Извлеченные из ямы останки жертв фашизма были торжественно перезахоронены, и рядом с первым памятником появился второй, на северо-западной окраине села в районе Успенского кирпичного завода.
На первом памятнике написаны имена расстрелянных: А.З.Дударева, Т.М.Демьяненко, Ф.Я.Левжинская, Д.И.Гора, А.Т.Дорохов, Ф.А.Алтусская, И.Е.Павленко. А второй памятник — безымянный, потому что никто не знает, сколько там расстреляли немцы и кого.
23 января 1943 года село Успенское и весь район были освобождены от фашистской нечисти. В освобождении
района принимала участие Северная группа войск Закавказского фронта в составе 9-й армии 389-й стрелковой дивизии под командованием полковника Л.А.Колобова. При освобождении села Успенского погиб старший лейтенант М.Л.Лисяк, 1923 года рождения, уроженец г.Баку, член КПСС. Захоронен на кладбище с.Успенского, где ему установлен памятник. Красноармеец А.М.Страшко подорвался на мине. Вначале был захоронен на территории колхоза «Большевик». После войны его останки перенесли в парк села Успенского и захоронены вначале в отдельную могилу, над которой стоял памятник, а затем еще раз были перезахоронены в братскую могилу, над которой стоит памятная стена и горит вечный огонь (ныне — мемориальный комплекс — прим. редакции).
Из книги «Из прошлого Кубани и села»
Этот рукописный фолиант, написанный ветераном Великой Отечественной войны и труда, краеведом и селькором Михаилом Васильевичем Бекетовым в 1968-1969 годах, хранит на 136-ти страницах уникальные сведения о становлении села Успенского. И сегодня мы публикуем отрывок из главы «Село сегодня».
«В селе нет двора, в котором не было бы бойцов Советской (Красной) Армии: многие вернулись раненые, а многие совсем не вернулись на родную землю.
В лесах предгорья сражался отряд партизан-успенцев, а на территории района действовал подпольный диверсионный отряд во главе с бывшим директором МТС Тарасовым.
Оставшиеся дома, в основном, старики, женщины и дети, долгие шесть месяцев томились в фашистской неволе, испытав на себе чужеземный, зверский гнет захватчиков.
Не одну сотню советских людей, постоянных и временных жителей села, настигла смерть дома от рук фашистских карателей.
Только в первое время после оккупации села было расстреляно на северо-западной его окраине, в «гнилищах», более 200-т человек. Среди них — и красный партизан, коммунист с двадцатых годов (прошлого века — прим. редакции) А.Т.Дорохов.
В палаческой работе фашистам помогали ставшие изменниками жители села (автором называются фамилии восьми из них; мы, по этическим причинам, решили их не публиковать — прим. редакции). Все они понесли потом заслуженную кару. Много молодежи села было угнано на немецкую каторгу.
Оккупантами был нанесен огромный материальный ущерб колхозам и организациям села. Почти весь крупный рогатый скот, всех овец, свиней, лошадей забрали и либо вывезли в Германию, либо уничтожили на месте. Были сожжены колхозные постройки, производственные сооружения, общественные здания. Полуразрушена районная больница, сожжена мельница.
С трудом, с великим напряжением всех сил залечивались раны, нанесенные народному хозяйству».
Из книги «Аул Урупский — жемчужина Успенского района»
Ее автор — председатель совета ветеранов Урупского сельского поселения, селькор газеты «Рассвет» и краевед Асман Гумерович Огурлов. Издание книги он приурочил к 150-летию аула. Но так как она была отпечатана в 2014-м году, то можно с уверенностью говорить о том, что и к 90-летию Успенского района.
«Война прокатилась железным катком от западных рубежей до Волги и Кавказа, зацепив огненной дугой Кубань и нашу малую родину — аул Урупский. В то время в ауле не было ни радио, ни телефонной связи. Весть о начале войны аульчане узнали у летчиков, эскадрилий армавирского авиаполка, которые на летний период дислоцировались на левом берегу р.Урупа, против аула, а аэродром находился с левой стороны дороги между х.Родниковским и ст.Советской. Там состоялся первый митинг, где присутствовало много аульчан. Потом, в конце дня, 22 июня, возле здания аул-совета, состоялся многолюдный митинг, где люди выразили свои гнев и возмущение вероломством немецких захватчиков, развязавших агрессивную, захватническую войну против нашей страны. Ежедневно уходили на фронт аульские мужчины, для них война пролегла тяжелой дорогой на Запад. Притих аул, осиротели колхозные семьи. Вместо ушедших на фронт взрослых их места заняли старики, женщины и подростки. Они работали день и ночь, без отдыха и сна, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым. Постепенно фронт стал приближаться к нашим любимым местам. Немцы были недалеко от Армавира, вражеские самолеты часто беспокоили своими налетами, а в начале августа 1942 года через наш аул прошли отступающие части Красной Армии, оставляя родные села, хутора и аулы. Следом, наступая на их пятки, шли немецкие и румынские части. Оккупанты вели себя как разбойники, ходили по дворам и забирали все ценное у населения. Румыны вели себя даже хуже, чем немцы.
Через несколько дней после оккупации в аул прибыл комендант из Армавира. Собрали жителей, избрали старосту и четырех полицейских для установления нового германского «порядка». Аул-совет был ликвидирован. За период оккупации аула — с 4 августа 1942 по 23 января 1943 годов — произошли следующие события: при попытке передать военнопленным еду была ранена в спину Нальмес Л. Огурлова; во время пропажи пистолета у немецкого офицера чуть было не расстреляли 10 жителей нашего аула. При отступлении немцы взорвали аульскую мельницу, которая была построена в 1915 году Накаром и Нагоем Шовгеновыми на правом берегу Урупа.
Ещё не думали в ауле,
Что через несколько минут
Учитель упадёт от пули,
И немцы мельницу взорвут.
И.МАШБАШ.
Январь 1943 года надолго остался в памяти жителей Успенского района. (Под натиском Красной Армии) …враг дрогнул, шаг за шагом наша армия продвигалась вперед, освобождая родные города, села, аулы, гнала немцев к низовьям Кубани и Черноморскому побережью. Отступая, они увозили все, что могли, остальное просто уничтожали, в том числе, имущество, скот, инвентарь колхозов, совхозов, граждан. 23 января рано утром жителей аула Урупский разбудил взрыв страшной силы. Люди не знали, что случилось. Вот как вспоминала об этом… Зура Джамборовна Уракова:
— За два дня до взрыва немцы заставили жителей аула разобрать всю деревянную часть мельницы, потом этим материалом они укрепили непрочный лед Урупа и переправили обозы, технику, людей, а после настил взорвали. Затем подложили к мельнице взрывчатку огромной мощности. На левом берегу реки оборудовали пулеметную точку. При малейшем приближении аульчан к мельнице немцы открывали огонь на поражение.
Аульскую мельницу взорвали рано утром. А спустя 5 часов в аул вошла группа наших разведчиков. Среди них был уроженец станицы Советской М.Беспаленко. Мельница много значила для аульчан. Услугами мукомолов пользовались не только урупчане, но и жители хуторов и сел Приурупья…
После освобождения нашего района аульчане вновь взялись дружно за работу под девизом: «Все для фронта, все для победы!»
Всего за период войны из нашего аула было призвано 298 человек. Из них пали смертью храбрых на разных фронтах 143 человека. Многие наши земляки проявили героизм и мужество при защите нашей любимой Родины».
Из книги «Живи и помни»
(автор — А.Огурлов, издана к 75-летию Великой Победы)
«23 января при освобождении с.Марьино погиб красноармеец А.П.Старостин, похоронен на юго-восточной окраине села. В этот же день был смертельно ранен разведчик А.Ф.Ветров, уроженец Республики Киргизия. Умер 24.01.1943 года. Сначала был похоронен в огороде жительницы с.Вольного Е.Д.Лебединской. Она ухаживала за могилой, а потом останки с почестями были перенесены на общественное кладбище. К исходу дня 23 января 1943 года войска 9-й и 37-й армий полностью освободили Успенский район от немецко-фашистских захватчиков, который находился в оккупации 167 дней и ночей. Никакими мерками невозможно измерить людское горе, материальный и моральный ущерб, который причинили своим злодейством оккупанты жителям.
В феврале 1943 года начала работу комиссия, созданная по решению руководства района, которая уже к концу марта представила результаты расследования, а 18 апреля 1943 года в районной газете «Социалистический путь» (ныне — «Рассвет») напечатали акты о материальном ущербе и злодеяниях захватчиков в Успенском районе».
…Поэт-фронтовик Илья Сельвинский в стихотворении «Я это видел» писал: «Можно не слушать народных сказаний, не верить газетным столбцам. Но я это видел. Своими глазами. Понимаете? Видел. Сам». И, действительно, что может быть ценнее рассказов очевидцев? Им невозможно не верить: люди говорили о тех годах с душевным надрывом и великой болью, не сдерживая слез. Так же, как рассказывают сейчас современники о зверствах и преступлениях неонацистов на СВО. И у этих свидетельств очевидцев нет национальной принадлежности, ведь говорят они от имени одного народа — российского. Того, который до 26 декабря 1991 года гордо именовался советским и, несмотря на множество наций и народностей, — русским.
Исторические хроники читала С.УСОВА.
Фото из архива редакции и с Интернет-сайта.