Найти в Дзене
Пограничный контроль

Снижать этику – значит, помогать злу

Итак, мы живем в мире с максимально, за всю историю человечества, высокой этической нормой. Мир достиг такой степени гуманности и экологичного взаимодействия людей друг с другом, какой ранее еще никогда не достигал. Да, безусловно, нам всем есть еще к чему стремиться и над чем работать, включая в первую очередь самих себя. Но все равно, при прочих равных, в этом мире намного приятнее и безопаснее жить, чем в мире 40, 50, 60-летней давности, не говоря уже про более раннее время. Но при всем при этом наш добытый огромными жертвами (и это, увы, не метафора) высокий этический уровень постоянно пытаются снижать. Архаика не сдается так просто и всеми силами стремится откатить человечество обратно в хаос и мрак. Давайте посмотрим, как это происходит на практике, на одном примере. В минувшие выходные я читала многочисленные посты в соцсетях, посвященные двум важным для меня темам – событиям 17 января 2021 года и всему, что из них последовало, и кроваво подавленным протестам в Иране, за которым

Итак, мы живем в мире с максимально, за всю историю человечества, высокой этической нормой. Мир достиг такой степени гуманности и экологичного взаимодействия людей друг с другом, какой ранее еще никогда не достигал. Да, безусловно, нам всем есть еще к чему стремиться и над чем работать, включая в первую очередь самих себя. Но все равно, при прочих равных, в этом мире намного приятнее и безопаснее жить, чем в мире 40, 50, 60-летней давности, не говоря уже про более раннее время.

Но при всем при этом наш добытый огромными жертвами (и это, увы, не метафора) высокий этический уровень постоянно пытаются снижать. Архаика не сдается так просто и всеми силами стремится откатить человечество обратно в хаос и мрак. Давайте посмотрим, как это происходит на практике, на одном примере.

В минувшие выходные я читала многочисленные посты в соцсетях, посвященные двум важным для меня темам – событиям 17 января 2021 года и всему, что из них последовало, и кроваво подавленным протестам в Иране, за которыми мы с восторгом и ужасом наблюдаем в эти дни. Восторгом от героизма этих прекрасных, умных, бесконечно храбрых людей и ужасом от того, как с ними поступают их враги. И вот я читаю многочисленные комментарии под этими постами и в один прекрасный момент вижу, что многие написаны словно под копирку. Разные годы, разные страны, разные главные герои историй, а пишут о них, как будто это один и тот же кейс.

foxnews.com
foxnews.com

«А зачем он вернулся?». «А зачем они пошли протестовать?». «Ведь он (они) прекрасно знали, что с ним (ними) жестоко расправятся». «Не надо было высовываться». «Надо было отсидеться и подождать». «Спрятаться под корягу и не выделываться». «Глядишь, и остались бы живы».

Лично я, как человек, большую часть времени именно что отсиживающийся под корягой, не могу не восхищаться людьми, которые считают борьбу со злом, борьбу за справедливость и благо для других людей важнее своего собственного комфорта, здоровья и жизни. Их выбор, их устремления, их действия – это высочайшее, прекраснейшее проявление человеческого духа. Это в принципе самое лучшее, что в своей жизни может сделать человек. Это максимально альтруистическое и наименее эгоистичное для человека желание, порыв, идея, претворенная в действие.

informburo.kz
informburo.kz

Что делают люди, которые оставляют такие и подобные комментарии, приведенные выше в кавычках? Все правильно – они обесценивают всю высоту порыва этих героев, снижают ее, объясняя эти высокие порывы их глупостью, недальновидностью, наивностью и прочими сниженными когнитивными способностями. И при этом подобные комментарии одновременно совершают еще одно плохое дело. Объясняя порывы героев не героизмом, а глупостью, они снимают, ослабляют значимость происходящего с этими героями зла, убирают с него акцент и делают это зло как будто невидимым и неважным.

Ведь, собственно, все эти герои (назовем их так условно для простоты), совершая свои высокие героические действия, вовсе не хотят умирать, лишаться свободы и в целом как-то страдать. Это не является их целью и их выбором. И сами они никогда в жизни так бы не поступили – не стали бы лишать жизни своих врагов, причинять им любое другое зло, помимо справедливого и равноценного их злодеяниям возмездия. Герои действуют исходя из собственных высоких этических принципов, собственной порядочности, подразумевая априори наличие таких же принципов и порядочности на другой стороне. И не их вина, не их выбор, что на другой стороне ничего этого нет.

Зло, и только оно само, лишает жизни героев, посмевших противостоять и сопротивляться этому злу. Это выбор именно что самого зла, а вовсе не самих героев. Это оно так придумало и сделало. Обесценивать героизм борющихся со злом людей – это значит снимать ответственность со зла за его выбор жестоко этих людей карать. Это значит, по факту, оправдывать его и допускать эту жестокость, считать ее приемлемой и нормальной.

Тот, кто снижает этическую норму, делает именно это – служит злу, помогает ему, облегчает ему существование, позволяет и дальше осуществлять свои злодейские намерения.