Сейчас немало разговоров о том, что экономика России может обрушиться под тяжестью навалившихся на нее проблем. Давайте разберемся, насколько всё это вероятно.
🎓 Кто-то из экономистов сказал, что экономика – это наука, которая учит смотреть вперед. Вы занялись бизнесом или купили квартиру в строящемся доме. Но бизнес прогорел, а квартиру так и не построили. Это не значит, что все бизнесы прогорают, в том числе застройщики. Вы не должны зацикливаться на прошлом, смотреть назад. То же самое в торговле на бирже, не находите? Убыточные сделки постоянно пытаются заставить вас сомневаться. И у многих это приводит к проблемам в торговле. Так же и в экономике в целом.
Что мы получили в 2022 году, повторяться не будем. Это можно выразить одним словом – сплошной негатив. Когда он приходит, люди начинают сомневаться: стоит ли менять работу, стоит ли покупать квартиру, машину и т.д. Итогом этих сомнений становится пресловутый отрицательный рост ВВП. Но случилось так, что и власти сумели быстро принять нужные решения, а бизнес увидел новые возможности и стал перестраиваться. Да и санкции помогли. Кредит переехал в рублевую зону. А кредит – это главный способ наращивания денег в экономике. И если кто-то его взял, то созданные кредитом деньги окажутся у кого-то в кошельке. Именно в этом причина быстрого роста депозитов. И эти кто-то, увидев деньги, решили: а ведь не так всё плохо! А тут еще и выплаты СВОшникам подоспели, и зарплаты начали расти из-за образовавшегося дефицита кадров, и власти начали вкладывать деньги в отрасли, связанные с ВПК. И начался рост и где-то даже эйфория.
📊 Потом пришла инфляция, а за ней – Эльвира Сахипзадовна.
Вошла, что называется, в каждый дом. Что мы увидели тогда? Сначала даже сам ЦБ не верил, что побороть инфляцию будет так сложно. И даже давал в начале 2024 года сигналы, о которых потом сожалел. Люди и бизнес тем более верили в светлое будущее и продолжали брать кредиты. Причём, бизнес по плавающей ставке. А она потом продолжила рост. Какое-то время жила еще надежда на позитив. Потом компании стали попадать в ситуацию, когда ты не можешь сократить кредитование. Это как езда на велосипеде: остановишься - упадёшь. Хотя, справедливости ради, многие компании за последние годы накопили жирок в виде хороших прибылей.
📉 2025 год можно обозначить словом "остывание"
Остывание не только экономики, но и надежд на улучшение ситуации в скором времени. С высокой ставкой сложно, с низкой - страшно, т.к. опасения разгона инфляции остаются. Ситуация кажется безвыходной. Да ещё налогов добавили. В общем, снова сплошной негатив. И вот с этим не слишком лёгким багажом мы входим в 2026 год.
Исходя из вышесказанного, год может оказаться сложным. Будет ли он сложнее прошлого, сказать сейчас вряд ли возможно. Давайте по пунктам.
🛑 Рецессия?
Вполне вероятна. Рост ВВП к концу прошлого года снизился почти до нуля. Гражданская часть экономики, скорее всего, уже ниже ватерлинии. И как раз в этот момент Правительство пытается урезать дефицит бюджета. А ведь ещё великий Джон Мейнард Кейнс показал, что именно расходы бюджета помогают смягчить последствия рецессий и выйти из них. Дефицит бюджета проинфляционен, говорите? На мартовской пресс-конференции ЦБ Алексей Заботкин совершенно справедливо ответил на этот вопрос отрицательно, сказав, что важен совокупный спрос. И когда спрос со стороны частного сектора остывает, государственный спрос поддерживает экономику от падения. Это то, чего не сделали власти США в 1929 году, что привело в итоге к Великой депрессии. И это то, что сделали они же в 2008 году.
🏢 Банковский кризис маловероятен.
ЦБ оберегает банки, как может. Сколько было разговоров о том, что их надо «раскулачить» налогом на сверхприбыль. Но они так и остались разговорами. ЦБ позволяет по тихой реструктурировать проблемные кредиты, чтобы банки не попали на необходимость доначисления резервов на них, что повлекло бы снижение прибылей. Вероятно, они понимают, что впереди еще могут быть непростые времена, и тогда все эти гигантские прибыли последних лет банкам очень даже пригодятся. Вообще, цикл снижения ставки считается одним из самых сложных периодов для банков. Но пока они его проходят в целом очень неплохо.
❌ Рост банкротств компаний.
Вполне вероятен. Тут и крепкий рубль, и рост налогов, и снижение спроса, и высокая пока еще ставка. И попытка урезать бюджетные аппетиты. Т.е. будут ли в достаточной степени помогать «тонущим» компаниям из бюджета, большой вопрос. Может так случиться, что на роль таких «помощников» готовят банки. Это просто фантазия, если что!
📈 Рост дефицита бюджета.
Вполне вероятен. Хотя пока власти стремятся его ограничить. Но смотрите: предварительно за 2025 год дефицит выходит 2,1% от ВВП. В 2022 году он получился 2,3%, в 2020 г. – 4%, в 2016 г. – 3,4%, в 2015 г. – 2,4%. А в 2009 году был рекордный в XXI веке дефицит 5,9% ВВП. И ничего страшного ни с бюджетом, ни со всем остальным не случилось. Переживем мы и новый дефицит, даже если он в итоге и увеличится по сравнению с плановым. Обратите внимание еще и на то, что и в 2009 году, и в 2015-2016 годах, в периоды высокого дефицита, ставка ЦБ была достаточно высокой – выше 10%. И ничего, хребет бюджета не переломился. Так тогда еще было большое давление на внешний государственный долг (т.е. номинированный в валюте) из-за обвала рубля. Отдельно упомянем момент, о котором мы писали здесь https://t.me/invest_rost/1181 - рост НДС может не привести к сравнимому росту собираемости налогов, что может так же способствовать росту дефицита бюджета.
📈 Из положительных моментов можно отметить высокую устойчивость экономики в период крайне высоких ставок.
Думаем, мало, кто ожидал такого. Одним из факторов тут является наличие ВПК, деньги из которого расходятся по всей экономике. И еще большой плюс – это высокий уровень сбережений населения, а также выросший уровень доходов. То, что многими считается проинфляционным фактором, что мы обсуждали здесь https://t.me/invest_rost/1168, на самом деле может оказаться моментом, сдерживающим экономику от падения. В данном случае это будет и неким «подкожным жиром», позволяющим пережить трудные времена, и потенциалом для сохранения спроса, что будет удерживать экономику от падения. Фактически уже идет то, что можно назвать «проеданием» депозитов: сбережения населения растут темпами ниже, чем в 2024-м и, тем более, в 2023 году (30+% за 2023 г., 25% за 2024 г. и меньше 20% за 2025 г.). Зато уровень потребления продолжает расти, пусть темпы этого роста так же снизились.
⁉️Что в итоге?
Почти наверняка нас ждет нелегкий год. Вопрос только в том, будет ли он сравним с прошлым или будет несколько хуже. Серьезного кризиса, скорее всего, ждать не стоит, если не принимать во внимание вероятность наступления мирового кризиса. Многое будет зависеть от бюджета. Если доходы бюджета не будут расти, что вполне вероятно, а власти не пойдут при этом на рост дефицита, тогда рецессия может оказаться ощутимой для всех. Однако, уход в рецессию очень опасен с геополитической точки зрения. Запад привык мерить всё размером и ростом ВВП, и воспримет рецессию как знак того, что их санкционные усилия приносят нужный эффект. А значит, давление надо усиливать. Этого допускать нельзя, на что весьма прозрачно намекал наш Президент. Будем надеяться, что его слова пойдут, как говорится, прямиком «богу в уши». Ну, или хотя бы Правительству и ЦБ. Чтобы они делали всё правильно и вовремя. И тогда наступивший год может оказаться не таким уж и плохим.