Виктор Павлович Батурин (1863–1938) — значимая, хотя сегодня и не столь широко известная фигура в русской живописи конца XIX — первой трети XX века.
Его творческий путь, начавшийся в Московской школе живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) под руководством выдающихся мастеров и продолженный в рядах передвижников, служит примером преданности реалистическим традициям русской пейзажной и жанровой живописи в эпоху кардинальных художественных перемен.
Батурин родился 1 октября 1863 года в селе Становом Тульской губернии. Его отец, Павел Петрович Батурин, происходил из небогатой дворянской семьи. Мать, Анна Никифоровна Никишина (по другим данным — Соболева; 1843 г. р.), с четырнадцати лет была крепостной в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной. Анна Никифоровна полюбила Павла Петровича и в девятнадцать лет, 1 октября 1863 года, родила сына Виктора, за что из барского дома была сослана на скотный двор, где и жила с ребёнком. Прасковья Ивановна не позволяла сыну жениться на крепостной. В конце концов, Павел Петрович ушёл от матери и поступил на службу управляющим к помещику Дьякову, после чего мать лишила его наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора Павловича обвенчались. Павел Петрович стал управляющим имением в Становом, которое принадлежало его сёстрам — Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился сначала в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в городе Орле. Именно здесь впервые проявилась его тяга к рисованию: он брал дополнительные уроки, работая карандашом и акварелью. Учителя рисования П. Г. Некрасов и Савелов, заметив его способности, рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1882 года Батурин успешно сдал конкурсный экзамен и был принят в МУЖВЗ.
Здесь сформировался его художественный мир: он был учеником целой плеяды выдающихся мастеров — Иллариона Прянишникова, Владимира Маковского, Василия Поленова, Евграфа Сорокина. Эта блестящая школа заложила прочный фундамент его профессионального мастерства. Каждый месяц проводились экзамены по искусству; лучшие ученические рисунки отбирались, и по итогам года на их основе происходил перевод в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались выставки работ учеников — картин, скульптуры и архитектурных проектов.
В Москве Виктор Павлович жил и учился на очень ограниченные средства, получая от родителей всего 7–10 рублей в месяц. Он проживал в Ляпинском общежитии вместе со своими товарищами — Николаем и Евгением Клодтами, Алексеем Михайловичем Кориным и Василием Никитовичем Мешковым. В свободное время Батурин занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Вскоре ему стали заказывать копии, что принесло первый заработок. Наконец, он начал самостоятельно зарабатывать и перестал быть обузой для своих крайне стеснённых в средствах родителей. К тому времени в семье, помимо Виктора Павловича, было шестеро братьев и пять сестёр.
Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году, в последний раз участвуя в ученической выставке, которая принесла ему 1500 рублей. На его работы появились благоприятные рецензии в газетах и таких журналах, как «Артист» и «Русская Мысль». Вскоре после окончания училища Батурин выстроил себе мастерскую в Становом, где написал множество картин. Летом он ездил на этюды в Крым, на Кавказ, в Палангу, а также в Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую и другие губернии.
По приглашению и под руководством Григория Григорьевича Мясоедова Батурин работал на его даче в Павленках под Полтавой, много писал с натуры. Именно там был создан этюд для картины «Рубка леса», которую Виктор Павлович представил на своей последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день, а этюд к ней приобрёл П. М. Третьяков; ныне он хранится в Третьяковской галерее.
Батурин участвовал в трёх выставках Товарищества передвижников в 1891 и 1892 годах. Он также был одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников, чьи выставки проходили в Орле, Твери, Ярославле и других городах. Художник участвовал в выставках Петербургского общества художников (членом которого стал в 1910 году). С одной из таких выставок его картина «Сад цветёт» была приобретена для Зимнего дворца.
Спустя несколько лет после окончания школы Батурин решил продолжить обучение в Петербургской Академии художеств. Собрав свои этюды, он отправился в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи, которого ему представил хорошо знакомый с Батуриным ректор Академии Владимир Егорович Маковский. Осмотрев работы, Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:
«Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую».
Батурин был необычайно рад столь высокой оценке своего творчества со стороны великого пейзажиста. К сожалению, учёба не состоялась из-за отсутствия средств на жизнь в Петербурге, и Виктору Павловичу пришлось остаться в Москве.
В 1888–1890 годах он работал художником-декоратором в Большом театре. С 1890 по 1911 год преподавал рисование в частной женской гимназии Вишневской в Москве, а с 1911 по 1914 год служил рисовальщиком на фабрике Полякова. Он также занимался росписью церквей в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (близ станции Павшино).
В этот период московская публика всё лучше узнавала Виктора Павловича. Ему никогда не приходилось забирать работы с выставок — все картины принимались и успешно продавались, что позволяло художнику жить в достатке. Значительные суммы он отправлял родителям, и благодаря его поддержке все братья и сёстры смогли получить образование.
Картины Батурина экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), где была показана работа «Сектантское кладбище», на Всемирной выставке в Сент-Луисе (1904) и на выставке в Берлине. До революции несколько его работ находились в Румянцевском музее и Цветковской галерее. Художник работал преимущественно в жанрах пейзажа и натюрморта, используя масло и акварель.
Виктор Павлович был дружен с Ильёй Львовичем Толстым, давно знаком с семьёй Льва Николаевича Толстого, бывал в Ясной Поляне, где писал этюды, многие из которых позднее подарил Московскому музею Л. Н. Толстого.
В то время его картины пользовались огромным успехом; они присутствовали во всех известных частных галереях Москвы и Петербурга — у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и других коллекционеров.
С началом Первой мировой войны Батурин получил назначение в Симбирск, в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. После работы в Симбирской губернии он трудился в Самарской, Оренбургской и Уфимской губерниях, принимая закупленный скот, формируя гурты и отправляя их по назначению. Впоследствии художник просил освободить его от этой работы, но получил отказ и был вынужден продолжать службу, «переходя по наследству» с заготовленным скотом от одной власти к другой во время Гражданской войны.
В ноябре 1918 года он был переведён из Уфы в Каинск, где во время переезда заразился сыпным тифом. В мае 1919 года его направили в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии. 29 декабря 1919 года, после вступления в Павлодар Красной Армии, Виктор Павлович передал остававшиеся у него 5 тыс. голов скота коменданту города. В 1920 году его назначили ответственным по реквизиции скота на озере Моралды (в 80 верстах от Павлодара), а осенью того же года — заведующим мясным складом в Павлодаре. Тогда в городе никто не знал, что он художник. Когда об этом узнал председатель Павлодарского исполкома Бондор-Деброва, Батурину дали работу по специальности: его назначили преподавателем черчения и рисования в школе II ступени и в Школе водного транспорта.
Он написал декорации для городского театра, которые по воспоминаниям «произвели фурор». В 1923–1926 годах, сопровождая экскурсию учеников Школы водного транспорта, он писал этюды на Алтае.
В этот период Батурин создал несколько картин и через жившего в Америке Илью Львовича Толстого отправил их на продажу за океан, что давало средства к существованию. В апреле 1924 года он тяжело заболел от переутомления, врачи запретили ему преподавать, и он был признан инвалидом второй группы. Тем не менее он продолжал писать декорации для клуба водников, городского театра и рабочего клуба. Батурин участвовал в Московской выставке 1923 года и в выставке в Иркутске в 1925 году, подарив иркутскому музею две картины. В 1928 году он создал эскиз пьедестала для памятника В. И. Ленину в Павлодаре и организовал в городе изостудию для детей.
После 1930 года, тоскуя по средней полосе России, Батурин переезжал к родным и друзьям в Новосибирск, Тулу, Алексин. В 1932 году он поселился в Куйбышеве, где, несмотря на болезнь и паралич руки, состоялась его последняя персональная выставка, целиком приобретённая местным музеем. Скончался художник в Куйбышеве в 1938 году.
Творческое наследие Виктора Батурина занимает особое место в истории русского искусства. Он оставался верным учеником великих учителей МУЖВЗ и последователем традиций передвижничества, невзирая на смену художественных эпох и тяжёлые жизненные испытания.
Его лирические пейзажи Средней России, виды Крыма и Кавказа, скромные жанровые сцены хранятся в Государственной Третьяковской галерее, музеях Иркутска, Тулы, Ульяновска и других городов, продолжая рассказывать зрителю о красоте русской земли и о талантливом художнике, служившем ей всю жизнь.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно ваше мнение .