«СЭ» встретился с самым русским камерунцем.
Гаэль Ондуа начинал карьеру в «Локомотиве» и ЦСКА, пылил в «Анжи» после отъезда мировых звезд и попал в скандал на чемпионате мира в Катаре, где играл в бутсах с флагом РФ. А сейчас зажигает в чемпионате Швейцарии, куда перешел из «Ганновера».
В интервью «СЭ» Ондуа рассказал о жизни в Европе и отпуске в Москве, отношении к России и своем будущем.
В раздевалке в Швейцарии ставил песню Шамана «Я русский!». Слов никто не знал, но все подпевали
— Гаэль, мы разговариваем в Москве, хотя обычно в это время года футболисты уезжают из России — на Мальдивы, в Дубай. Почему ты проводишь зиму здесь?
— Очень соскучился по Москве и России! Здесь особенный антураж и мои родственники. Не знаю почему, но меня тянет в Россию. Каждый год приезжаю в декабре в Москву на пять дней минимум, отдыхаю, встречаю Новый год. Этот праздник у меня ассоциируется со снегом, морозом, елкой. И с обращением президента, конечно, — его речь всегда дарит надежду на будущее.
— Ты в своем Telegram-канале благодарил мэра Москвы Сергея Собянина. Что это было?
— Я около года не приезжал в столицу — и вижу, как она каждый раз меняется. Все улицы чистые и украшены. В городе столько всего можно посмотреть! Плюс транспортная система во всех уголках Москвы и ее окрестностях стала очень развитой и удобной. Я вот недавно побывал в поликлинике в своем районе и увидел, как сильно она изменилась.
Отдых в Москве и России — лучший. Я вырос в этой стране, и меня сюда до сих пор тянет. Люблю даже спуститься в метро и прочувствовать эту толкучку в час пик. Как в детстве, ха-ха!
— В прошлом году ты отправился в Воркуту...
— Мне нравится путешествовать по нашей стране. В этом году хотел поехать в Якутск. Но не смог — слишком короткий отпуск. Послушал песню L'One «Якутяночка», и это меня вдохновило на путешествие. Даже мои друзья удивляются моим передвижениям.
— В Воркуте было минус 62 градуса. Как адаптироваться к таким условиям?
— Да просто настраиваешь себя, что на улице не так уж холодно... А потом выходишь из аэропорта... Брр! Не понимаю, как там люди живут. Я купил специальную одежду, чтобы не замерзнуть, — обычные подштанники не спасают от холода.
В общем, условия тяжелые — зато люди просто замечательные. Как они меня приняли!
— Как?
— Одна бабушка пригласила в гости, хотя ни разу в жизни меня не видела. Но встретила как родного. Накормила. Провел у нее в гостях часов пять-шесть. Смотрел, как она живет — у нее ничего нет, но при этом она так радуется жизни... В 82 года!
— Откуда такое стремление к путешествиям и новым местам?
— Так у нас огромная страна, так много чего можно посмотреть... Например, я объездил практически весь Север. И, конечно, во время путешествий познакомился с новыми людьми, народами. Узнавал их обычаи и традиции.
Поездки планирую очень просто. Смотрю документальные фильмы про разные регионы. Потом строю маршрут, покупаю билеты и еду. Когда находишься в Москве или в другом мегаполисе, ты не до конца знаком со своей же страной — и не видишь, как живут люди.
— Ты путешествуешь один или с друзьями?
— Иногда мы можем поехать компанией, но чаще — один. Причем я не пользуюсь услугами туроператора, не покупаю какие-то специальные туры. Беру авиабилеты, сам выбираю гостиницы, строю маршруты. А еще не езжу на такси в других городах.
— Ходишь пешком?
— Могу воспользоваться общественным транспортом или пройтись пешком, да. Так я лучше знакомлюсь с местностью, проникаюсь культурой. В Москве тоже часто езжу на метро, трамвае или автобусе. Иногда это даже быстрее, чем на автомобиле.
— Ты упомянул L'One. Кто еще в твоем плейлисте?
— Слушаю все подряд: Егора Крида, «Кино», Михаила Шуфутинского, Михаила Круга, Александра Розенбаума, Басту, Владимира Высоцкого, «ЛЮБЭ», Лолиту, Муслима Магомаева...
В раздевалке швейцарского «Серветта», где я сейчас играю, ставил Шамана «Я — русский». Партнеры не понимали слов, но быстро начали подпевать. Да что говорить — посмотрите на сборную Камеруна: там многие сейчас говорят на русском языке!
— Мы видели, как им владеет Шупо-Мотинг.
— Он долгое время встречался с русской девушкой. Плюс за сборную играют Нгамале из «Динамо» и Ву из «Спартака». Так что наш язык очень популярен в сборной.
— Еще и президент Федерации футбола Камеруна — Самюэль Это'О.
— Мы с ним иногда общаемся, вспоминаем времена «Анжи». Помню, когда я играл за «Локомотив», а он за «Анжи», то Самюэль часто ко мне приезжал. Они ведь тогда тренировались в Кратове.
Вообще, как я заметил, везде говорят на русском. Куда бы ты ни приехал и где бы ни играл.
Хлеб в Швейцарии стоит 600 рублей. Там что, золото?
— Ты играешь в Швейцарии, куда в прошлом сезоне приезжал Антон Миранчук. Удалось с ним встретиться?
— Да, было приятно увидеться — мы же оба выпускники «Локомотива». Он очень удивился местным ценам!
— Сколько стоит хлеб в Швейцарии?
— Рублей 500-600. Я в шоке — что там в этом хлебе? Золото? А в Москве могу пойти и взять бородинский за 50-70 рублей.
— Чем еще Россия отличается от Швейцарии?
— Доступностью. Например, в России ты можешь ездить на рынок за продуктами хоть каждый день. В Швейцарии — только в среду или субботу. Захотел хлеба в Москве в три часа ночи? Покупай. Хочешь пиццу или суши в шесть утра? Заказал доставку. В Швейцарии такого нет. Там все магазины закрываются в 19 часов.
— Федор Чалов в «Базеле» ездил закупаться в Германию — потому что так дешевле.
— Раньше я закупался во Франции — мне от центра Женевы до границы 15 минут на машине. В клубе даже есть игроки, которые живут во Франции, а в Швейцарию приезжают на тренировки и матчи. То есть каждый день!
А что касается продуктов... Недавно ввели закон, обязывающий декларировать все свои покупки от 150 франков. Поэтому теперь я закупаюсь в Швейцарии. Так просто удобнее. Не говоря уже о том, что некоторые позиции у нас более качественные. Например, сыр, творог, молоко.
— Кстати, ты же вегетарианец — как к этому пришел?
— Заметил, что так быстрее восстанавливаюсь. И в целом чувствую себя лучше. У меня есть фитнес-браслет, который показывает мой биологический возраст. Так что сейчас мне 24 года, а не 29. Я в самом расцвете сил, карьера только начинается, ха-ха!
В мой детский дом приезжал Нганну!
— У тебя в Камеруне есть свой детский дом, и туда даже приезжал Фрэнсис Нганну. Для тебя это важная часть жизни?
— Да, потому что всегда хочется помогать людям. А у меня есть такая возможность. Наша миссия — чтобы дети были здоровы, ходили в школу, получили образование. А после, окончив институт, работали. Главное, чтобы и у детей, и у Камеруна было светлое будущее.
У нас 15 сотрудников и 70 детей. Могут прийти и те, у кого нет родителей, и ребята из необеспеченных семей. К огромному сожалению, я не могу помочь всем нуждающимся, но очень стараюсь.
Что касается Нганну, то он действительно навещал детишек. Когда ему рассказали, он откликнулся и приехал — привез одежду, принадлежности для учебы... Да много всего! Фрэнсис тоже помогает нуждающимся на родине. Мне очень приятно, когда люди такого масштаба не остаются в стороне.
Таких историй много. Например, моя соседка в Швейцарии, болельщица «Серветта», узнав про детский дом в Камеруне, тоже решила помочь финансово. Начала продавать карточки с автографами наших футболистов, организовала целый фонд — и в итоге собрала 5-6 тысяч франков! Это чуть больше полумиллиона рублей.
А воспитательница из академии «Локомотива"сказала, что у них есть ненужные матрасы, которые еще можно использовать. Представляете? Я так давно выпустился, но меня там помнят — и предлагают помощь. Пользуясь случаем, передаю ей привет!
— Ты академию навещаешь?
— Когда в Москве, то обязательно приезжаю. Меня там воспитывали, вкладывали душу. Помню и маму Миранчуков, которая работала в академии.
Нельзя забывать, кто тебя растил. В этом — вся Россия. «Локомотив», ЦСКА, «Анжи» — куда бы я ни поехал, везде встречал очень отзывчивых и добрых людей.
Когда случился скандал на ЧМ-2022... Это был какой-то ад!
— А с проявлением расизма когда-нибудь сталкивался?
— В Германии и Швейцарии — да. Слышал расистские выкрики в свой адрес. В России такого никогда не было.
— Кричали с трибун?
— Да. При этом в Европе меня всегда спрашивают: «Ну как там у вас, много расистов?» А я сразу вспоминаю время в «Локомотиве», где раньше не было темнокожих игроков — но меня приняли, как своего. Именно там я вообще почувствовал, что такое любовь, братство. Если бы меня кто-то пальцем тронул — все ребята из академии встали бы на защиту.
— На ЧМ-2022 случился скандал — представителей некоторых европейских стран возмутило, что ты играл в бутсах с российским триколором.
— Когда все случилось, это был какой-то ад... В тот момент я был готов кинуть бутсы в чемодан и поехать домой. С другой стороны, рассуждал так: а с чего это я должен отказаться от времени, проведенного здесь? Отказаться от людей, которые мне помогали?
В сборной Камеруна меня поддержали. Там знают, откуда я. У Шупо-Мотинга, кстати, тоже были бутсы с двумя флагами: немецким и камерунским.
Я же изначально нанес только российский триколор. Но спонсор попросил добавить флаг Камеруна. И прислал бутсы мне и Шупо-Мотингу специальной доставкой.
— Кто-то из высокопоставленных лиц говорил тебе убрать флаг РФ?
— Нет. Что значит убрать флаг? Мне нужно откреститься от России? Нет уж, ищите кого-нибудь другого. Не собираюсь предавать страну, отказываться от языка. Говорю на русском каждый день — и если кто-то скажет мне этого не делать, то такого человека в моем окружении больше не будет.
— После этого проблемы из-за российского паспорта случались?
— Да, на один из еврокубковых матчей мне отказали в визе. Пришлось остаться дома и не поехать на игру. Просто потому что я русский.
— Твоя реакция?
— Да мне все равно. Не принимают меня? По фиг! Вот фанаты меня поддержали. А все остальное — не мои проблемы. Не буду строить из себя идеального человека, у меня есть минусы. Но есть и честь. В Европе обо мне чего только не говорили. Даже террористом называли — из-за хорошего отношения к России! Видимо, завидуют, что я могу просто говорить что думаю.
— В октябре 2023-го ты в составе сборной Камеруна приезжал в Москву на матч с Россией. Какие эмоции испытал?
— О, было просто супер. Я спел оба гимна. А до игры вышел на поле и подумал: будто перенесся во двор из детства. Я дома, вокруг все свои: Леха и Антон Миранчуки, Баринов... Все общаются по-русски, смеются. Обсуждали с братьями [Миранчук]: «В детстве только фантазировали и представляли то, как это будет... А сейчас мы здесь! Все получилось!»
После финального свистка я обошел поле, чтобы поприветствовать болельщиков. Ощутил их поддержку. И понял, что все делаю правильно. Мог бы бросить страну — но ни за что так не поступлю. Что бы ни случилось, я с Россией до конца.
Готов продолжить карьеру в РПЛ
— Ты начинал в «Локомотиве» и ЦСКА, был в «Анжи». В последнее время на тебя не выходили клубы из России?
— Предложения были. Я всегда открыт к любому варианту вернуться в Россию. Уровень РПЛ сейчас хороший. Конечно, это уже другая эпоха — не та, что была в мое время. Но в последнее время появилась классная молодежь. Раньше юным футболистам было пробиться очень сложно, а сегодня в основе играют русские ребята. Даже в «Зените»!
Очень нравится Батраков. Люблю смотреть на его игру. Еще выделю Кисляка, Умярова. Я слежу за ними не только по телевизору, но и слушаю российских комментаторов — среди них у меня тоже много друзей.
— В «Анжи» тебя прозвали «русским Пеле».
— Ха-ха! Это прозвище мне дали экипировщик Марат и администратор Мурад Бамбиано. Мурад, кстати, недавно собрал в Махачкале команду из африканцев и прислал фото. Пишет: «Брат, я тебе сборную Камеруна организовал!» А я сижу в Швейцарии и глазам не верю...
— Знаем, что ты фанат бани.
— Да, обожаю попариться с вениками и в хорошей компании. Хожу в общественную баню. Последний раз был с Алексеем Суторминым, Евгением Марковым, Владиславом Карапузовым — у него мама была моей воспитательницей в «Локомотиве»!
— В Швейцарии есть хорошие бани?
— Настоящей русской — нет. В Германии иногда пишут: «Русская баня». Но это все не то. Фейк! А у нас — тебе дают веник, наливают квас, и ты по-настоящему очищаешься. Возвращаешься домой и чувствуешь себя опустошенным, без сил.
— Как еще отдыхаешь?
— Обожаю ходить на каток. В Лужниках открыли — просто супер.
— Ты даже приглашал Алину Загитову на мастер-класс.
— Да! Жду, потренируемся в формате фристайла!
— Это твоя любимая фигуристка?
— Конечно. Еще слежу за Аленой Косторной. Даже подписан на нее в соцсетях.
— Кто-то из них входит в твой топ-3 спортсменов?
— Загитова — сто процентов. В тройке еще Хабиб Нурмагомедов и Александр Овечкин.
— Три любимых места в столице?
— ГУМ — там самое вкусное мороженое, без которого я просто не могу. Так как обожаю кататься на коньках, назову еще ВДНХ. И третье — Измайловский кремль. Это мое место силы.
— А за пределами Москвы?
— Кисловодск — там невероятная природа: горы, лес, минеральные воды. Еще Новосибирск — я там закалялся перед поездкой в Воркуту... И Дальний Восток — Хабаровск, Владивосток. Это совершенно другой мир!
В качестве бонуса назову Магадан. Я там побывал, потому что знаю песню «Еду в Магадан», ха-ха!
— В ноябре тебе исполнилось 30. Сколько еще планируешь играть?
— Пока здоровье позволит.
— А уже знаешь, чем займешься после карьеры?
— Путешествиями. Хочется мир объездить. Но это — после. Пока я еще в игре!
Микеле Антонов, Константин Белов, «Спорт-Экспресс»