- Андрей Леонов - сын народного артиста СССР Евгения Леонова. Он стал невероятно популярным благодаря высокорейтинговому телесериалу «Папины дочки» (2007-2013), который четырежды получил престижную награду «ТЭФИ».
- Его герой, психотерапевт из маленькой частной клиники Сергей Васнецов, оказался в плачевной жизненной ситуации. Ветренная жена Людмила (Нонна Гришаева) ушла от него к хоккеисту Емельяну Палкину (Максим Коновалов), бросив пятерых дочек. Любовники уехали в далекую Канаду.
- НАША СПРАВКА
Андрей Леонов - сын народного артиста СССР Евгения Леонова. Он стал невероятно популярным благодаря высокорейтинговому телесериалу «Папины дочки» (2007-2013), который четырежды получил престижную награду «ТЭФИ».
Его герой, психотерапевт из маленькой частной клиники Сергей Васнецов, оказался в плачевной жизненной ситуации. Ветренная жена Людмила (Нонна Гришаева) ушла от него к хоккеисту Емельяну Палкину (Максим Коновалов), бросив пятерых дочек. Любовники уехали в далекую Канаду.
Экс-супруга обещала вскоре забрать девочек, а пока те остались на попечении отца и бабушки. Заодно папа «воспитывает» и свою властную тещу Антонину Семеновну (Ольга Волкова), которая живет в квартире напротив.
В 2023 году легендарный ситком вернулся на экраны в обновленном формате — «Папины дочки. Новые». В наступившем году ожидается выход уже пятого сезона. А на днях состоялась творческая встреча с народным артистом России. Предлагаем некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации.
НАША СПРАВКА
Андрей Леонов родился 15 июня 1959 года в Москве в семье всенародно любимого актера Евгения Леонова и Ванды Леоновой (урожденная Стойлова), сотрудницы литературного отдела Театра имени Ленинского комсомола, где служил муж.
В 1976 году поступил В Высшее театральное училище имени Щукина. Впервые появился на киноэкране в 13-летнем возрасте, сыграв мальчика по имени Николка в фильме Игоря Масленникова «Гонщики» (1972), в котором снимался и его отец.
Позже, в 19 лет ему досталась роль ученика охотника в знаменитом телефильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978), где тоже играл Евгений Леонов. В 1979 году был принят в труппу театра «Ленком», в котором служит и поныне. Сыграл в более чем 50 спектаклях.
Отметим, что в фильме «Маргарита Назарова» (2016) Андрей воплотил образ своего отца, на которого с возрастом становится все больше похож. Как известно, Маргарита Назарова и Евгений Леонов вместе играли в легендарной комедии «Полосатый рейс» (1961).
Всю жизнь в «Ленкоме»
- Время летит быстро. Даже не верится, что с нами больше нет выдающегося режиссера Марка Анатольевича Захарова. Он умер 28 сентября 2019 года на 86-м году жизни. Как сейчас поживает «Ленком», который сегодня носит его имя?
- Сам я в Театре имени Ленинского комсомола (так я называю его по старинке) работаю уже более 40 лет. Горжусь, что совсем недавно мы выпустили новый спектакль «Репетиция оркестра» (Андрей Леонов играет Первого Кларнета — Здесь и далее прим. ред.).
Его поставил наш новый художественный руководитель Владимир Николаевич Панков. Отмечу, что с ним мы связываем большие надежды. Верим, что «Ленком» вновь засверкает всеми гранями.
Лично мне бы очень хотелось, чтобы вернулось то время, когда были аншлаги. Да, тогда каждый день у нас был переполненный зал! А еще мне невероятно жаль, что нынешний зритель не видел легендарные спектакли эпохи Марка Захарова.
Названий тут масса: «Легенда о Тиле Уленшпигеле», «В списках не значился» и многие другие. Когда я их впервые сам увидел, они оставили на меня впечатление на всю жизнь.
Горжусь, что мне посчастливилось играть в некоторых захаровских спектаклях. А иногда просто бегал по сцене в массовках. Но все равно был невероятно счастлив, потому что рядом были выдающиеся актеры.
И потом, когда я уже сам пришел в Театр имени Ленинского комсомола, то постоянно испытывал самые радостные чувства, что меня окружают такие именитые люди.
Хотя, если честно, до девятого класса вообще не был готов к театру. И это при том, что с детства приходил с папой на спектакли. Но мне было интереснее увидеть какую-нибудь саблю или шпагу, разные бутафорские предметы.
Глубже не копал. Я тогда не воспринимал театр всерьез — как место своей будущей работы. Понимание пришло много позже — уже в институте.
Новая «Поминальная молитва»
- В чем секрет хорошего актера?
- В умении чужой текст сделать своим. По сути, его надо «присвоить» себе. «Украсть»! Зрители должны поверить, что это именно твои слова, а не какого-то дяди. Так нас учили.
Впрочем, в институте это была, скорее, теория. Опыт всегда приобретается на ногах. Я его впитывал, когда наблюдал, как играли Николай Караченцов, Александр Збруев и многие другие кумиры.
Даже когда был в массовке, все равно следил за тем, как они говорят, как двигаются и т. д. Кстати, среди гениальных актеров немало тех, кто начинал с массовки. Например, Иннокентий Смоктуновский. О чем он сам в гордостью рассказывал.
В целом, профессия у нас очень интересная, хотя, не скрою, иногда бывает жестокой и завистливой. Многое зависит от людей, которые тебе попадаются. В этом смысле мне повезло, потому что я встретил Марка Анатольевича Захарова.
Он ставил действительно поразительные спектакли. Как я уже говорил, это была целая эпоха. Благодаря захаровским спектаклям мне захотелось стать актером. Я начал приходить к папе в театр не просто так, а с прицелом — в какой-то момент стал интересен уже сам процесс. Поэтому и поступил в театральный.
Вы скажите, что я «живу прошлым», вспоминая Захарова. Но, как известно, все познается в сравнении. Увы, сейчас хороших спектаклей явно не хватает. Хорошо, что начали восстанавливать старые шедевры.
Скажем, «Поминальную молитву» (Постановка была создана в 1989 году по пьесе Григория Горина, написанной по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник»). 30 лет назад в ней блистал мой отец. Вроде бы спектакль совсем «древний», но залы-то полные! Мы гордимся этим.
Хотя было немало противников, в том числе и...я. Да, я думал, что это будет пародия на тот великий спектакль. Я точно не собирался играть роль своего отца. Но там, на небесах, распорядились по-своему.
Ведь сверху всегда виднее. Так что мне осталось лишь подчиниться судьбе. В результате, как мне кажется, получилось все здорово. Никто точно не говорит, что новая «Поминальная молитва» - это пародия на старую.
Хотел бросить театральный
- В 1992 году в серии «Мастера искусства – молодежи» вышла книга Евгения Леонова с красноречивым названием «Письма сыну». Ваш отец явно намекает, что вы поступили в театральный чуть ли не тайком от него. Поставили в известность уже после зачисления.
- Я поступил в театральный, потому что у меня не было других вариантов. Особенно с учетом моих печальных школьных успехов. Недавно дети нашли мой дневник за девятый класс. «Это не мой!» - шутливо им сказал.
Увы, я так плохо учился, что было просто стыдно в этом признаваться. «Да, папа, с тобой все ясно...» - сказали дети. В общем, понятно, папа, почему ты поступил на актерский. Куда еще с такими ужасными оценками.
Тем не менее я хотя бы много читал. Так что в этом плане точно был готов к поступлению в театральный вуз. В любой случае, я всегда знал, что у меня точно нет иного жизненного пути.
Я много ездил с папой. Посещал его спектакли, концерты, выступления, встречи. Хорошо узнал театр изнутри. Все эти познания меня вовсе не отпугнули, а наоборот, сильно подстегнули.
Поэтому я поступал с мыслью, что выбрал правильную дорогу - раз уж все так складывается. Хотя не скрою: где-то на втором курсе мне вдруг захотелось уйти. Потому что встретился с большими профессиональными трудностями.
Да, папа мне о них говорил. Но одно дело, когда тебя о чем-то предупреждают на словах, а совсем другое — все испытать на себе. Я тогда решил податься в документальное кино.
Хотел ездить по горячим точкам, быть в гуще событий. Однако все же собрался с силами и доучился. После чего, слава Богу, попал в театр к Марку Захарову, где началась уже серьезная работа.
Отмечу, что во время творческих встреч у меня постоянно спрашивают, стоит ли поступать на актерский. Я всегда отвечаю так: «Ничего не бойтесь!» А папа все время говорил: «Не бойтесь делать ошибки!»
И призывал верить в то, что все будет хорошо. Мне остается лишь повторить эти слова. Так что, если что-то решили, то - вперед. Всегда нужно надеяться только на лучшее!
За рулём
- Если не актером, то кем еще вы могли бы стать?
- Впервые я попал в кино в картине «Гонщики». Когда закончились съемки, режиссер сказал обо мне так: «Этот мальчик потряс нас не своими актерскими способностями, а водительским талантом».
С тех пор у меня огромная любовь к вождению. А после службы в армии (В 1981 году Андрей Леонов, чтобы избавиться от чрезмерной опеки со стороны отца, бросил театр и добровольно ушел в СА.
Служил в танковых войсках, потом вернулся в «Ленком») у меня появилась любовь к военным автомобилям, поскольку я возил нашего командира на зеленом «уазике» с брезентовой крышей.
Уже на гражданке решил купить такую же машину - ГАЗ-66. У меня всю жизнь невероятная привязанность к советскому автопрому. Стоит сказать, что у папы всю жизнь была старенькая «волга» - ГАЗ 21.
И он этого нисколечко не стеснялся. Хотя ему постоянно говорили: «Женя, ну как-то несолидно, пора поменять машину». Но отец был однолюбом.
Я тоже считаю, что самое главное в нашей жизни — это любовь. Когда я ездил на своем «уазике», то всех удивлял в театре. И не только в театре: я вовсю разъезжал по центру Москвы.
Вместе с тигром
- В фильме «Маргарита Назарова» вы сыграли своего отца. Интересно, как шла работа над этой ролью?
- Было чудовищно страшно! Потому что меня, как и папу, тоже снимали в ванне вместе с тигром. Я ведь играл реальный эпизод из картины «Полосатый рейс». Все восстановили с максимальной точностью.
И хотя рядом была дрессировщица, все равно от страха я буквально онемел. Особенно это касается нижних частей тела. Хорошо, что вода все скрывала. А боялся я потому, что у меня тоже не было никакого стекла.
- По легенде, ваш отец согласился участвовать в сцене с ванной только при условии, что его отгородят от тигра пуленепробиваемым стеклом. Но во время съемок оказалось, что стекло дает блики, и, пока Евгений Леонов намыливался, а потом нырнул, его тихо и быстро убрали.
- Это полная чушь! Просто сзади положили кусочек мяса. Тигрица подошла и взяла угощение. В общем, ее внимание умело отвлекли. Причем хищница лапой подтолкнула мясо к себе.
Не знаю, как папа все это только выдержал. Ведь тигрица запросто могла лапой и его зацепить. «Да все нормально!» - успокаивала и меня дрессировщица.
Но я-то видел, как у зверя дергались губы. «Какой ужас!» - помню, подумал. Но если ты согласился сниматься, то не отказываться же... - улыбнулся Андрей Евгеньевич.
- С Новым годом! Желаем успехов во всем!