В августе 1988‑го уже популярная группа «КИНО» дала концерт на городошном стадионе евпаторийского концертно-спортивного комплекса «Спартак».
За почти полгода до этого на большой экран вышел культовый фильм Сергея Соловьева «Асса», в финальных сценах которого Цой пел о переменах, которых «требуют наши сердца». Более того, в том же 1988‑м всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила первый официальный релиз «КИНО» — пластинку «Ночь» (притом что альбом был записан за три года до этого).
На том концерте первый и последний раз «КИНО» выступила с малоизвестным еще в ту пору певцом, обладателем шикарного диапазона Сергеем Пенкиным. Тогда на территории концертно-спортивного комплекса «Спартак» проходили сборные концерты молодых исполнителей. Многие из них на глазах становились звездами, в том числе Наталья Ветлицкая и Дмитрий Маликов. После одного из таких концертов артисты отправились в Ялту, а Пенкина уговорили остаться, чтобы выступить вместе с «КИНО». По словам артиста, он не хотел выступать с рокерами, но Цой убедил его исполнить несколько песен, заверив, что подготовит публику к появлению столь яркого исполнителя. Ныне покойный барабанщик группы Георгий Гурьянов признавался, что именно Пенкину Цой посвятил шуточную песню «Малыш». Тем более что, по словам гитариста «КИНО» Юрия Каспаряна, «малыш» было «словечко Пенкина». Сам Сергей Михайлович вспоминал, что Цой был человеком очень теплым и добрым, а Наташа Разлогова перед концертом в Евпатории помогала ему пришивать блестки к арабским штанам — атрибуту тогдашнего сценического образа. (ну это, конечно, простительный художественный вымысел).
Притчей во языцех среди евпаторийцев и гостей города стало снесенное в тот вечер зрителями ограждение, призванное ограничить допуск на стадион. И хотя тот был рассчитан на 250 сидячих мест и организаторы предусмотрели билеты на стоячие места, на желающих услышать и увидеть «КИНО» в тот вечер их катастрофически не хватило. Не случайно спустя годы барабанщик «КИНО» Георгий Гурьянов отмечал, что концерт в Евпатории был, пожалуй, «началом больших, стадионных выступлений» группы.
Артем Приписнов, лидер винтаж-группы «Приморский бульвар»:
Концерт действительно был крутым и знаковым. Туда я пришел с другом детства Костей Рогожниковым. Нас усадили на трибуну, но мы быстро поняли, что такой концерт нужно смотреть вблизи, и спешно перебрались к сцене. Далее ведущий объявил молодого вокалиста Сергея Пенкина. Спел он несколько песен. Во время исполнения «Санта Лючия» вдруг убрал микрофон от лица и затянул «живым голосом». Тут все поняли, что чувак «реально могет»… Наконец, на сцену вышли музыканты «КИНО». С первых аккордов мы были сражены наповал. Это был первый серьезный рок-концерт, на который я попал в своей жизни, так что эмоции хлынули через край. Я не был фанатом «КИНО», но был рокером, у меня была кассета с альбомом «Группа крови». Парни из Питера в черных рубашках с горящими стальными глазами по-особенному смотрели сквозь толпу и казались мне живыми полубогами. В тот момент они были для нас попросту квинтэссентом русского рока.
И если вначале концерта вблизи сцены было достаточно свободно, что зрители могли танцевать, размахивая руками, то со временем людей становилось все больше и больше. Билет стоил денег, которые мало у кого из неформалов были, и, скорее всего, организаторы сознательно впустили толпу, чтобы подогреть ажиотаж, стоячих мест ведь оставалось достаточно. В итоге началась давка. Когда концерт подходил к финалу, понял, что лучше как-то выбираться из толпы. А когда выбрался, увидел, что на моей рубашке не осталось ни одной пуговицы.
Дождавшийся вместе с папой-меломаном окончания концерта будущий строитель Дмитрий Жаворонков на всю жизнь запомнил улыбающегося Цоя с букетом цветов.
Дмитрий Жаворонков:
После этого концерта я, десятилетний пацан, начал слушать русский рок. На него меня повел отец, который очень любил рок-музыку и следил за ее развитием. Мне запомнился момент, когда у Юрия Каспаряна порвалась струна. И пока он ее менял, Цой решил спеть песню под акустику. Он сел на корточки с гитарой прямо напротив меня, которого отец усадил с краю сцены.
Директор концертно-спортивного комплекса «Спартак» Станислав Рудич вспоминает, как во время концерта разгоряченные зрители тревожили артистов через открытые в импровизированных гримерках окна.
Станислав Рудич:
В двух помещениях на трибунах, на уровне верхних рядов, находились комнаты, в которых перед концертом разместились артисты. А поскольку стояла летняя жара, окна были нараспашку. И наиболее смелые, скажем так, зрители, заглядывая в них, то и дело спрашивали у артистов, нет ли чего выпить.
Когда же зрители смели ограждение, руководство стадиона и организаторы концерта открыли калитку, выходившую на улицу Горького, и на стадион беспрепятственно хлынули толпы людей.
По словам Рудича, за прошедшие годы он не раз становился свидетелем того, как разные люди с детьми ли, внуками, друзьями или знакомыми подходили к забору комплекса и рассказывали тем о легендарном евпаторийском концерте «КИНО».
Сергей Боголиб:
Еще у Цоя порвалась струна на белой гитаре и концерт доигрывал на черной, отыграли они около часа без перерыва, альбом «Группа крови», плюс пара старых песен и быстренько убежали со сцены по окончании. Разгоряченная толпа долго требовала на бис, но увы. Стоячие места перед сценой стоили 5 рублей, сидячие около 10, но с первыми аккордами все с трибун ломанули к сцене. Такой энергетики и драйва больше никогда на концертах не ощущал. 15 августа 1988 г. исторический день...
Дмитрий Криворучко:
Когда Цой взял другую гитару, народ скандировал: "МАМА-АНАРХИЯ", но невозмутимый Цой спел "Алюминиевые огурцы". Да это было что-то! Я в этот момент находился метров в 4-х от него. Короче, есть что вспомнить.
Татьяна Коблюк:
Я тоже была на этом концерте! Никогда не забуду какая царила там атмосфера!!! За несколько дней до Цоя, там выступали "Ласковый май", "Мираж", Сергей Пенкин, Дмитрий Маликов. И вот приехал Виктор Цой. Было ощущение, что публика повзрослела сразу лет на 10. Классный был концерт, по взрослому! Сколько стоил билет не помню, я была слишком молода, чтобы запоминать такие нюансы. На такие концерты можно было попасть и по контромарке от горкома комсомола. Когда начался концерт, все зрители встали со своих мест и стояли вокруг сцены. Это было так смело, для того времени и нашего города. А когда стемнело, публика достала свои зажигалки и подсвечивала авансцену. А ещё запомнилось, что это был жаркий август, но народ пришёл в чётких, кожаных куртках. Это было очень круто, для того времени...
Тогда еще не знал, что случится ровно через два года, 15 августа 1990 года...
В августе 2022 года, в Евпатории, на фасаде концертно-спортивного комплекса «Спартак», где летом 1988 года выступала группа «КИНО», установили мемориальную доску Виктору Цою. Открытие памятного знака приурочили к 32‑летию со дня гибели артиста.
Инициаторами установки выступили трое евпаторийцев, которые около 30 лет назад подружились на почве увлечения музыкой группы «КИНО»: предприниматель Геннадий Арутюнян, фотохудожник Андрей Перец и поэт Николай Столицын.
Геннадий Арутюнян:
Уверен, что памятный знак займет достойное место среди других аналогичных объектов, призванных хранить память о выдающихся людях и событиях, связанных с нашим городом, — подчеркнул евпаториец.
Николай Столицын:
Сегодня нелишне напомнить подрастающему поколению о человеке, что «сделал нас настоящими, открытыми, честными, знающими, что любовь «стоит того, чтобы ждать». Да и если учредить в довесок к памятному знаку, например, фестиваль начинающих музыкантов, разве это не станет не просто памятью, но живою, работающею на современность? Чтобы мальчишки из 10‑х годов 21‑го века ударяли по струнам новейших гитар и горланили свои новые песни о вечном. На стадионе Витька. Того самого, который простыми, а, главное, точными, правильными словами описывал внутренний мир растущего человека, говорил о любви, жизни, совести.
Сегодня с улыбкой вспоминается, как в 1991‑м, будучи учеником выпускного класса, я вместе с одноклассником (ныне полковником Воздушно-космических сил РФ) расписывал стены сакральными фразами вроде «Цой жив!»...
_____
Спасибо за материал Василию Акулову и газете «Евпаторийская здравница». Особая и отдельная благодарность фотографу Льву Гамову.