При рождении ей дали необычное имя - Ия, что на древнегреческом языке означает «фиалка». Позднее ее так и называли в театре - «наша стальная фиалка», имея в виду ее несгибаемый, волевой характер в сочетании с миловидной внешностью и мягким голосом.
В ее фильмографии – более 40 работ в фильмах и 20 в телеспектаклях, но и трех из них было бы достаточно для того, чтобы стать легендой кино: «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной» и «Гараж». Не имея актерского образования, она с первой же роли завоевала признание не только в СССР, но и за рубежом, получив приз в Каннах.
Коллеги ее побаивались, режиссеры считали проблемной, и только самые близкие знали о том, что скрывается под маской резкой, категоричной и непримиримой железной леди. Ее личная жизнь - это сплошная трагедия, за которой скрывался страх за единственного «особенного» сына, и она молила Бога только об одном - чтобы умереть с ним в один день...
Во время учебы на журналистском факультете МГУ Ия начала играть в студенческом театре, что впоследствии круто изменило ее жизнь. Окончание университета совпало с постановкой пьесы «Такая любовь», которую ставил режиссер Ролан Быков. Ия получила роль в спектакле, а во время репетиций познакомилась с молодым актером Алексеем Баталовым, который в то время снимался в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой».
Режиссер находился в поисках актрисы на главную роль, и увидев Ию, Баталов пришел к Хейфицу и сказал, что нашел для него «даму с собачкой».
С первого же взгляда тот понял, что эта девушка идеально попадает в образ чеховской героини, и утвердил никому не известную актрису. Его решение многих возмутило. Людмила Гурченко, которая была в числе претенденток на эту роль, признавалась: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму».
Когда картина вышла на экраны, ее тут же назвали в СССР лучшей экранизацией произведения Чехова и отправили на Международный кинофестиваль в Каннах, где актриса-дебютантка получила титул «сенсации фестиваля» и специальную премию за лучшую женскую роль из рук самого Феллини.
Однако самой большой наградой для Саввиной стало комплиментарное письмо от Фаины Раневской. Мало того, что они не были знакомы, так еще и слова одобрения от легендарной артистки коллеги слышали редко – только в тех случаях, когда это было действительно заслуженно. В том же 1960 г. Саввина стала актрисой Театра им. Моссовета, где выступала Фаина Раневская, и они вместе с Верой Марецкой сразу же приняли дебютантку без образования в свой круг, помогали в профессии, давали советы.
После этого актрисы подружились. Обе были остры на язык, обе обладали очень сильными характерами, но при этом были ранимыми и чувствительными. Раневская называла Саввину «смесью гремучей змеи со степным колокольчиком», а еще – «большой актрисой большого дарования».
Наверное, многим зрителям известно, что Ия Саввина озвучила Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе. Но немногие знают о том, что она специально спародировала манеру речи знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной – та читала свои стихи нараспев, и когда Пятачок говорил ее хрустальным голосом, все покатывались со смеху. Тем более при монтаже запись ускорили, а тон повысили. Интересно то, что Ахмадулина не только не обиделась, но даже позвонила актрисе и сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка!».
Ия Саввина с легкостью перевоплощалась из чеховской «дамы» в деревенскую Асю, из Долли Облонской в «Анне Карениной» в расчетливую чиновницу в «Гараже».
Эльдар Рязанов признавался, что работа с Саввиной была сплошным удовольствием, и никто, кроме нее, не мог так точно и филигранно создать образ «серого кардинала» – зампредседателя гаражного кооператива Лидии Аникеевой.
...Во время учебы в университете Ия Саввина познакомилась с руководителем факультета геологии Всеволодом Шестаковым, который был старшее ее на восемь лет. После окончания университета она вышла за него замуж и через год родила сына Сергея.
Судьба послала ей жестокое испытание - мальчик родился с синдромом Дауна, но Ия, потерявшая в детстве отца, даже мысли не допускала о том, чтобы отдать ребенка в специализированный интернат или отказаться от него.
Она все силы приложила для его лечения и развития.
Врачи, предупреждавшие, что умственное развитие Сережи навсегда останется как у пятилетнего ребенка, и не дававшие больше 30 лет его жизни, только диву давались, когда мальчик научился читать и писать, выучил наизусть множество стихов, а позднее, освоив английский язык, даже начал переводить иностранную литературу. Долгие годы сын был для Ии единственной радостью в жизни и одновременно ее болью - она очень боялась, что умрет раньше него и оставит его беспомощным в бытовом плане.
С мужем ее отношения постепенно сошли на нет, через 16 лет совместной жизни Ия и Всеволод развелись, однако отец никогда не забывал больного ребенка, часто брал его к себе, они вместе гуляли по городу, ездили на природу.
Когда Ии было 43 года, она в компании друзей познакомилась с актером театра на Таганке Анатолием Васильевым.
У них оказалось много общего - любовь к искусству, театру, природе и духовное одиночество. Они быстро нашли общий язык и стали жить вместе.
Что особенно было важно для Ии - Анатолий принял ее сына как родного. Они много времени проводили вместе, и очень привязались друг к другу, Сережа называл Васильева «дядей Толечкой».
В 2008 году у Ии Саввиной диагностировали рак кожи, она несколько лет боролась с болезнью, перенесла сложную операцию, после которой врачи давали благоприятные прогнозы. И, казалось, актриса пошла на поправку, продолжала работать, выходные проводила на даче - она любила возиться в огороде, выращивала овощи, занималась консервацией. А через три года у нее случился инсульт, но и в этот раз она справилась, быстро пошла на поправку, однако в том же году попала в автокатастрофу, в которой получила травму грудной клетки. Одновременно с этим вернулась старая болезнь, начались метастазы. Она понимала, что ее дни сочтены, но старалась держаться, чтобы не огорчать близких.
Ия умерла на руках у мужа в конце августа 2011 года. Сын пережил ее на 10 лет. Анатолий похоронил пасынка, о котором заботился все эти годы, рядом с его родными на Новодевичьем кладбище. Он прожил счастливую и долгую жизнь, в отличие от многих людей, которые с синдромом Дауна часто остаются за бортом жизни и умирают сравнительно рано. И основная заслуга в этом принадлежит его маме - Ие Саввиной, которая всю жизнь посвятила «особенному» сыну.