2026 год начался с круглой даты. 130 лет назад 15 (2-го по ст.ст.) января 1896 года родился Николай Владимирович Опекушин – старший внук скульптора А.М. Опекушина (автора первого памятника Пушкину в Москве). Раньше я уверенно заявляла, что он появился на свет в Москве. Логично же! Ведь именно там, в канцелярии Московского генерал-губернатора трудился его отец, Владимир Александрович Опекушин (сын скульптора), переехавший в 1894 году из Санкт-Петербурга вместе с женой Зинаидой Васильевной. И где же ещё мог родиться их сын, первенец, как не в Москве?.. Оказалось, что его маме спокойнее было рожать в родном Санкт-Петербурге под присмотром своего отца, который был врачом. Судя по всему, роды прошли удачно, и в метрической книге Симеоновской церкви, что при Институте Гражданских Инженеров в СПб, была сделана соответствующая запись.
К сожалению, в четыре года маленький Коля остался без матери, которая скончалась в результате третьих родов в 1899 году. На семейном совете было принято решение отправить всех трех внуков Александра Михайловича - Колю, Сашу и новорожденную Лидочку - в село Рыбницы к Константину Михайловичу Опекушину (бездетному родному брату скульптора), который их всех и воспитал вместе со своей второй женой Марией Федоровной.
Как только Коля подрос, отец забрал его в Москву и определил в реальное училище - своего рода интернат, в котором воспитанники жили и учились всю неделю, лишь на выходные расходясь по домам. По семейной легенде, после училища Николай Владимирович два или три года там же, в Москве, учился в Тимирязевской академии, которую из-за революции ему закончить не удалось. Однако это не бьётся с записью, сделанной рукой самого Николая Владимировича в одном из школьных отчетов. В графе об образовании там, наряду с реальным училищем, указан «1 год Риж. политехн.» Вполне возможно, что это обучение проходило в Москве, т.к. после 1915 года, из-за Первой мировой войны, Политехнический институт был эвакуирован из Риги и, разместившись в пяти московских учебных заведениях, продолжал функционировать.
В 1918 году, в возрасте 22-х лет, Николай Опекушин начинает работать в Рыбницкой начальной (4 класса) школе, которая до войны располагалась в том самом двухэтажном особняке с резным деревянным кружевом, где сейчас находится музей. После женитьбы Николай Владимирович с молодой женой, учительницей Анной Павловной, поселился здесь же, на первом этаже школы.
О количестве учеников даёт представление вот это – самое раннее – школьное фото, имеющееся в нашем электронном архиве. Оно сделано в 1928 году, о чем гласит надпись на обороте. Кружком обозначен учитель и директор Рыбницкой школы – Николай Владимирович Опекушин. На этом фото ему исполнилось 32 года. А всего здесь – 89 человек⬇
Сохранилось довольно много фотографий с учениками школы в Рыбницах. Больше всего мне нравится вот этот фрагмент⬇
И здесь в карусели пусть будут фоточки разных лет⬇
В 1934 году при Рыбницкой школе учителями Опекушиными был создан мичуринский кружок, где ребята получали основы агрономических знаний – о почвоведении и севообороте, об удобрениях и сельскохозяйственных машинах. Кружок имел организационную структуру, схожую с колхозной. Мичуринцы были разделены на звенья и бригады. Из учеников избирался и председатель кружка.
Мичуринцы осушили заболоченный участок за школой и превратили его в питомник для культурных сортов яблонь. К концу 30-х годов этот участок, занимавший сначала несколько соток, вырос до площади больше одного гектара. На нем юннаты выращивали не только традиционные для этих мест культуры, но и акклиматизировали такие южные растения, как дыни и арбузы. Вес самого большого арбуза достигал 7 кг. В 1939 и 1940 годах выращенные школьниками арбузы были представлены в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ – предшественнице ВДНХ). Скорее всего, именно эти арбузы изображены на фото⬇
Увлекались мичуринцы и выращиванием кок-сагыза. Это дикое растение из южных широт пытались в 30-е годы ХХ века культивировать и выращивать в промышленных масштабах по всему Советскому Союзу, чтобы получить из его корней натуральный каучук для производства резины – как альтернативу сока бразильской гевеи, который закупали за рубежом, и который очень дорого стоил. В результате многолетней работы кружковцам удалось вырастить весьма крупные корни кок-сагыза. Участок каучуконосов при Рыбницкой школе был признан одним из самых лучших в стране. Но вскоре, с развитием производства синтетического каучука, интерес к выращиванию каучуконосов в Советском Союзе угас. Однако мичуринский кружок продолжал действовать ещё очень долгое время.
В 1942 году Николай Владимирович Опекушин ушел на фронт, воевал на Центральном и 2-м Прибалтийском фронтах. После ранения вернулся в Рыбницы и продолжил преподавать. Его любили не только односельчане, но и жители окрестных деревень (в местной школе учились ребятишки со всей округи). Вот как сам Николай Владимирович описывает свое возвращение с войны:
«Только я сошел с парохода на пристани Красный Профинтерн, весть о моем возвращении пронеслась по всему сельсовету. И вы бы видели, как они меня встретили. Огромная толпа бежала со всех деревень, и толпа все увеличивалась. Кричали: "Николай Владимирович вернулся!" Это была моя награда».
Это была цитата из большой статьи в популярном советском журнале «Огонек» которая так и называлась «Опекушины». Говоря о мичуринском движении, Николай Владимирович признавался, что их с женой главной целью были не садово-огородные успехи, а воспитание высоких нравственных качеств у ребят, поскольку мичуринская работа с её точностью, внимательностью, уважением к своему и чужому труду формирует личность достойного человека.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.04.1948 года "за выслугу лет и безупречную работу" Н.В. Опекушин был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Посвятив свою жизнь работе учителя, Николай Владимирович Опекушин почти 50 лет проработал только в Рыбницкой школе. Вышел на пенсию в возрасте 70 лет в 1966 году. Скончался в 1970-м и был похоронен здесь же, в Рыбницах, на кладбище Спасской церкви рядом со своим прославленным дедом Александром Михайловичем Опекушиным.
Автор – Любовь Левина, научный сотрудник Ярославского художественного музея.