Не так давно в одной из групп ВК мне попалось начало увлекательной истории о женщине с питомцами. Потом вышло продолжение. А дальше -- тишина. Но была ссылка на электронную книгу. Бумажного варианта, увы, нет. Электронная книга -- не мой выбор, но так хотелось дочитать историю. Начала искать. И нашла несколько сайтов, где можно прочитать повесть онлайн. Дочитала. И ещё раз пожалела, что нет бумажной книги. Она стояла бы на книжной полке в первом ряду. И я брала бы ее в руки, когда грустно и когда хочется душевного тепла и уюта. Психотерапия без психотерапевта. Вернее, это автор.
Об авторе почти ничего узнать не удалось. Никаких ссылок на соцсети, никаких блогов. Возможно, они есть, но я не нашла. Только небольшие комментарии, но не от автора.
Людмила Старцева ( кто-то написал, что это псевдоним). Журналист, редактор и бывшая владелица газеты. Книга "Моя жизнь с Евдокией" невелика по объему, но настолько наполнена любовью, добром, светом, что перечитывать ее можно бесконечно.
Начало интригует и приглашает читать дальше.
Нас было пятеро: я, Анфиса, Соня, Василиса и Евдокия. Пять взволнованных женщин — мы высадились десантом на сельский двор под вечер, в конце октября. Шофер выгружал наши вещи и попутно читал лекцию на тему «а кто не умеет себя вести, пускай бы дома сидел». Лекция была целенаправленной: во время поездки Евдокию стошнило прямо на эту штуку, которой переключают скорости. Дальше мы ехали — как придется. И теперь с нас взяли за проезд дороже, чем договаривались изначально.
******************
...мы остались сидеть рядком на лавочке. Как тараканы после дезинфекции — уцелевшие, но очумевшие — от двухчасовой тряски по бездорожью, и вдоволь надышавшись бензином.
*******************
За спиной у нас был дом, перед нами — запущенный сад с незнакомыми деревьями. На одном из них висело желтое яблочко. Словно позабытая новогодняя игрушка на приготовленной к выносу елке.
— Яблоня — определила Дуся.
Соня посмотрела на нее с уважением.
— Ясное дело — сказала Вася.
— Подумаешь — сказала Анфиса.
Я промолчала. Мне хотелось одновременно есть и умереть. Но, поскольку есть хотелось всем, а умереть — только мне одной, пришлось действовать в интересах большинства. И я, подхватив мультиварку, первой вошла в дом, где нам предстояло начинать новую жизнь.(с)
Ого! Пять женщин! Вот это компания! Но, как оказалось, четверо из них имеют лапы и хвосты. Дуся ( она же Евдокия) -- собака беспородная, но бесконечно любимая хозяйкой. И три кошки: Вася ( Василиса), Соня и Анфиса (Фиса). Эти женщины спасают друг друга. Хозяйка заботится о всей этой компании, а главное, понимает и любит животных. Те же бесконечно преданы ей и тоже любят, конечно.
Рассказ построен с возвратом сюжета в прошлое. Так мы узнаем, что Хозяйка ( имя не упоминается) была успешной владелицей газеты, не заботилась о накоплении средств, имела хорошую квартиру в большом городе, а ее питомцы катались, как сыр в масле. А потом все закончилось. Бизнес рухнул. И от шага в безмятежный мир нереального женщину остановили только ее хвостатые домочадцы. Она приняла решение: квартиру продать, купить домик в селе, оставшиеся средства положить в банк, жить на проценты. Так и поступила.
Дом встретил новых жильцов массой проблем. Кто никогда не жил в деревне, той самой старой советской деревне, без воды, газа и с удобствами на улице, с огромным трудом может войти в колею деревенской жизни, принять ее. Но выбора не было. Так началась нелёгкая, но интересная жизнь на новом месте. Героев ждёт масса интересных открытий, но и много рутины, конечно. Бесконечный однообразный день сурка. Но и в этих буднях есть своя прелесть, когда рядом любящие сердца.
Чем притягательна эта история? Удивительно трогательно автор рассказывает о своих питомцах. Причем, рассказывает, как о людях. Собака и кошки разговаривают, но именно так, как они могли бы говорить, если бы умели, а не как мультяшные или очень разумные персонажи. Кошки более степенные и надменные, а вот Евдокия или попросту Дуся -- очень живая, любопытная и общительная особа. Она болтает с хозяйкой, поучает ее, размышляет, задаёт кучу вопросов и постоянно носится колбасой.
Вот, например, Хозяйка говорит про ток и про то, что нельзя совать нос в розетку ( из воспоминаний о ремонте в квартире).
...Я резко выдергивала утюговый хвост из розетки, и она выскочила из стенки, вон, висит на честном слове…
— Где? Где? — лезет носом в провода Евдокия. — Где здесь честное слово?
— Ты что! — кричу я и оттягиваю ее от розетки за ухо. — Ударит током — мало не покажется.
— Да ну, — легкомысленно отмахивается Дуся — эта штуковина такая маленькая, чего ее бояться?
— Розетка — маленькая, а ток в ней большой, 220 вольт.
— А кто такие вольты? А как их так много туда влезло? А как выглядит ток? Он страшный? А зубы у него большие?
— Пес его знает — некомпетентно отвечаю я. — Этот ток никто из людей никогда не видел, но все знают, что он есть. Про зубы ничего не могу сказать, но кусается он больнее, чем любая собака. Многие даже умирают от его укусов.
Загрузившись информацией, Евдокия задумчиво ходит по комнате, считая шаги. Один вольт, два вольта, три, четыре, пять, шесть… Выясняется, что наша комната в длину 15 вольт и в ширину 10. Чтобы узнать, как выглядят 220 вольт, Дуся уходит делать замеры в другую комнату. Но там готовятся клеить обои, слышны ласковые голоса «шел бы ты, Шарик, отсюда».
Хлопает дверца холодильника, видимо, теперь его измеряют в вольтах. А, судя по аппетитному чавканью, заодно и сосиски.
Я улыбаюсь — хорошая у меня собака, хозяйственная. (с)
Замечательная история жизни и любви человека и животных рассказана в юмористическом ключе. Легко и по-доброму. Вся книга состоит из простых бытовых эпизодов, но как интересно они поданы. Например, эпизод с мышью.
А еще в саду жили целые колонии непуганых мышей. Кошки их даже не ловили — просто выбирали понравившуюся и несли в дом. Здесь я брала мышь за шкирку и выносила в сад. Одну, особо флегматичную, мы раз пять носили туда и обратно, пока ей это не надоело, и она сказала — или давайте уже ешьте или оставьте в покое. Никто не изъявил желания, поскольку для моих горожанок мыши — не еда, а так, живая игрушка. Мне тоже надоело играть в «вынос тела» и, оставленная в покое мышь, ушла жить в кладовую. Как же я потом об этом жалела!
Это была профессиональная диверсантка — она не столько ела, сколько наносила вред, по масштабам несоизмеримый с собственными ничтожными габаритами. Знала бы я, сколько полезного и нужного перепортит эта маленькая сволочь, сама бы ее съела в свое время.
Диверсантка с максимальным комфортом поселилась в трехкилограммовом пакете муки. Здесь у нее были спальня, столовая и туалет. Причем под туалет были приспособлены нижних два килограмма. Даже два с половиной. В верхнем слое мышь питалась, с перерывом на сон.
********************
Страшные планы мщения уж было стали зарождаться во мне, но тут случилось прекрасное. Совершая ночной моцион по саду, мышь встретила принца, влюбилась, вышла замуж и переселилась на территорию супруга.
Вася говорит, что видела молодоженов, и что новобрачная решительно беременна.
— Передавай им мои поздравления — говорю я Васе. — Пускай плодятся и множатся.
А про себя подумала — хорошо, что не в кладовке. (с)
Некоторые моменты рассказа сопровождаются стихотворными строками. И это необычно и прекрасно. Стихи придают лирично-обобщающий характер повествованию.
Мир под ногами такой же, как наш,
Только поменьше масштабом:
Вот тащит бревно из соломы мураш,
Вот плещется в лужице жаба,
Вот кто-то лохматый сердито жужжит,
Вот кто-то звонит в колокольчик,
Вот пальчик травинки натужно дрожит,
Нанизав росинку на кончик.
Вот кто-то тягуч и упруг, как желе,
Вот кто-то крылат и воздушен,
И клевер застенчиво жмется к земле,
И ландыш умыт и надушен.
Пес бегает пО миру в поисках блох,
Мелькая мохнатой спиною.
И я возвышаюсь над миром как бог,
А Божья ладонь — надо мною. (с)
Книгу рекомендую.