Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

С гвоздём наперевес. Новая фантастика от создателя "Добермана"

("Дорогая, я уменьшаюсь", L'homme qui rétrécit, 2025, Франция и др.) Откуда взялась "дорогая" в российском переименовании этой картины, ясно. Была в 1980-90-е такая комедийно-фантастическая трилогия под общим названием "Дорогая, я уменьшил детей". Известная и у нас - зрители помнят её по сей день. Так почему на её раскрученном имени не выпустить в прокат новый фильм Яна Кунена, раз уж в нём тоже кто-то уменьшается? И тоже в масштабе 1:43, а то и меньше.
Только есть нюанс: "Дорогая, я уменьшаюсь" не комедия. Наоборот, это крайне безжалостная драма, каких в фантастике ещё поискать. На самом деле "L'homme qui rétrécit" - французская экранизация книги американского фантаста Р. Мэтисона "The Shrinking Man", 1956 г. (В России издавалась как "Путь вниз" и "Невероятный уменьшающийся человек"). Экранизация уже вторая. Хотя первая, голливудская, "The Incredible Shrinking Man", состоялась аж 68 лет назад, и молодёжи она вряд ли известна. Да и седеющие/лысеющие свидетели эпохи VHS смотрели её дале

("Дорогая, я уменьшаюсь", L'homme qui rétrécit, 2025, Франция и др.)

Откуда взялась "дорогая" в российском переименовании этой картины, ясно. Была в 1980-90-е такая комедийно-фантастическая трилогия под общим названием "Дорогая, я уменьшил детей". Известная и у нас - зрители помнят её по сей день. Так почему на её раскрученном имени не выпустить в прокат новый фильм Яна Кунена, раз уж в нём тоже кто-то уменьшается? И тоже в масштабе 1:43, а то и меньше.
Только есть нюанс:
"Дорогая, я уменьшаюсь" не комедия. Наоборот, это крайне безжалостная драма, каких в фантастике ещё поискать.

- Простите, мужики, а вы меня на рыбалку берёте как рыбака, или как наживку?
- Простите, мужики, а вы меня на рыбалку берёте как рыбака, или как наживку?

На самом деле "L'homme qui rétrécit" - французская экранизация книги американского фантаста Р. Мэтисона "The Shrinking Man", 1956 г. (В России издавалась как "Путь вниз" и "Невероятный уменьшающийся человек"). Экранизация уже вторая. Хотя первая, голливудская, "The Incredible Shrinking Man", состоялась аж 68 лет назад, и молодёжи она вряд ли известна. Да и седеющие/лысеющие свидетели эпохи VHS смотрели её далеко не все; я точно не смотрел и книгу, по-моему, не читал.

Ян Кунен тоже не числился в списке моих уважаемых режиссёров.
При всей культовости
"Добермана", я не проникся ею из-за крикливой неврастеничности его героев.
Про
"Блуберри" и вовсе не могу говорить без сарказма. Этот вестерн снимали настолько упор... угаш... обдол... нетрезвые люди, что в радиусе километра от их съемочной площадки завяли все кактусы. А птички и зверушки, надышавшись там веселящих испарений, рванули гурьбой сниматься в грядущую "Белоснежку".
Тем не менее формула "Создатель "Добермана" + Классика мировой фантастики" выглядела любопытно. Пришлось собрать волю в кулак и идти смотреть.

- Папа-папа! Водка подорожала! Теперь ты будешь меньше пить? - Да... Но по другой причине, сынок.
- Папа-папа! Водка подорожала! Теперь ты будешь меньше пить? - Да... Но по другой причине, сынок.

Что ж, отрадный факт: Ян Кунен постарел, одумался и больше не злоупотребляет тем, что искажало в молодости его рассудок и творчество.
"Дорогая, я уменьшаюсь" - стильная, мрачная, но вменяемая фантастика. Драматичная, с поэтичными и философскими закадровыми комментариями героя под "атмосферную" музыку Александра Деспла. А также - с почти сольным выступлением оскароносца Жана Дюжардена. Только плохо узнаваемого с седой бородой, которая вдобавок его старит. Но, к счастью, не портит его великолепную игру.

Завязка у фильма весьма лаконичная (сам он идёт 100 минут), и если вы отвлечётесь в этот момент от экрана, рискуете её проморгать.
После текстового эпиграфа Р. Мэтисона о том, что есть во вселенной силы, вам неведомые, и что они могут нарушить ваш привычный мир, нас знакомят с Полем. Нет, не с "полюшком, широким полем", а с обычным французом, слесарем лодочной СТО. Который решил однажды искупаться в море и по-физкультурному уплыл далеко от берега. Где внезапно стал свидетелем небесной аномалии - загадочной круглой дырки в облаках. После чего пожал плечами, - ну не в море дырка, и ладно, - вернулся на берег...
Вот и вся прелюдия к дальнейшим злоключениям Поля.

Жил Поль на берегу, в особняке, с женой и маленькой дочкой. Нормальная жизнь "работа - семья - дом - винишко у камина по вечерам". Все счастливы, никаких скандалов и нервотрёпок. Но, спустя несколько дней с того купания, Поль заметил, что все его рубашки стали ему велики. Как, видимо, и штаны. А поскольку он и так был мужиком спортивным, столь резкое похудание его насторожило.
Впрочем, доктор посмотрел его анализы и сказал
"в морг!", что всё в ажуре. А то, что рост Поля уменьшился на 4 сантиметра по сравнению с его ростом в молодости, такое с 50-летними работниками СТО бывает.
Однако минуло ещё несколько дней, как вдруг...

- Непра-а-авильно ты, дядя Фёдор... лупил меня веником, когда ты был ростом метр-восемьдесят!
- Непра-а-авильно ты, дядя Фёдор... лупил меня веником, когда ты был ростом метр-восемьдесят!

...Как вдруг однажды утром Поль испугался ещё сильнее. И жену свою напугал. Потому что стал ниже её ростом, хотя до сей поры был выше на голову.
- Эй, доктор! А ты мои анализы ни с чьими другими не перепутал?
Нет, не перепутал. Но в больницу на обследование Поля уложили. И лежал он там, абсолютно здоровый... и продолжающий неумолимо уменьшаться, в сторону уже карликовых габаритов...

Всё-всё - дальнейшие манёвры сюжета спойлерить не буду.
Повторюсь лишь, что это не комедия, а драма, чья жестокость будет только сгущаться. А жизнь мельчающего Поля - становиться всё более рисковой борьбой за выживание. Показанной художественно и очень выразительно. Так, что Полю сочувствуешь просто бешено. Ладно, был бы он негодяем с тяжкими грехами за душой. Но нет же: нормальный мужик, работяга, семьянин, а буквально пропадает из нашей реальности - и буквально ни за что.

Есть, правда, к этой истории ряд вопросов, хотя, чую, их надо задавать не Кунену, а первоисточнику. Но в фильме они тоже стоят ребром и коробят ваше чувство логического прекрасного.
Первое. Странный взбрык Поля, отказавшегося "монетизировать" свою болезнь. Он остался без работы, а семья без кормильца. Вон, даже дом продаёт. Ну так и ты продай себя задорого какому-нибудь институту. Даже если сам не выживешь, зато жену с дочкой хорошими деньгами обеспечишь.
Но нет, Поль предпочитает сидеть дома и страдать (не весь фильм, а лишь накануне главных приключений). А его семья страдает, глядя на него.
Так себе поступок, если честно.

- Распродажа! Канцелярские скрепки! Гвозди! Под заказ изоленту прикачу и карандаш приволоку! А степлер, извините, только самовывозом.
- Распродажа! Канцелярские скрепки! Гвозди! Под заказ изоленту прикачу и карандаш приволоку! А степлер, извините, только самовывозом.

Второе. Тело Поля уменьшается, но плотность жидкости в нём - нет. Поль пьёт ту же воду, ест ту же еду. Но как при этом функционирует его организм? Малюсенькое сердце, например, как прокачивает "великанскую" кровь микроскопическими клапанами? Как идёт клеточный обмен веществ? И т. д., и т. п..
Спорное допущение для серьёзной фантастики без магии.
Представьте себе рабочую микромодель двигателя внутреннего сгорания. Будет она тарахтеть на топливе и масле для обычных "движков"? Нет, конечно.

Третье. Почему, когда Поль был величиной с мышь, за ним охотился паук? Обычный, из тех, что плетут паутину в любом доме. Разве этих пауков интересуют мыши и иные жертвы подобных размеров?
И четвёртое. Почему никто так долго не спускался в подвал, не кормил там аквариумную рыбку? Дочка Поля её обожала и вряд ли могла про неё забыть.
Тоже странно.

***

В общем, наконец-то Ян Кунен "здорового человека" - никакой вам мутотени, истерических воплей и экранизации собственных глюков. Теперь всё адекватно, всё по-взрослому.
"
Дорогая, я уменьшаюсь" - не научная, зато глубоко психологическая фантастика. Снятая очень красиво, с неожиданными ракурсами в духе "Гулливер в стране великанов" и другими режиссёрскими находками. А также с драматичной игрой Жана Дюжардена в уникальной роли.
Короче, рекомендовано всем, кто не чужд в кино художественной мрачности. С философским и поэтическим налётом. Ну и поклонникам Дюжардена, вне всяких сомнений.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):