Найти в Дзене
Макс Лайф

Премьер-министр Канады Марк Карни выступил с эмоциональной речью на Всемирном экономическом форуме

Часть первая. Я хотел бы сказать вам, что другие страны — особенно средние державы, такие как Канада, — не являются бессильными. У них есть потенциал для участия в формировании нового порядка, который опирается на наши ценности: уважение прав человека, устойчивое развитие, солидарность, суверенитет и территориальную целостность государств. Сила тех, кто обладает меньшей силой, начинается с честности. Каждый день нам напоминают, что мы живем в эпоху соперничества великих держав. Нам говорят, что основанный на правилах международный порядок угасает, что сильные делают всё, что им позволяют их возможности, а слабые вынуждены терпеть всё, что им навязывают. Афоризм Фукидида всё чаще преподносится как неизбежная и естественная логика международных отношений, которая якобы вновь утверждается. Столкнувшись с такой логикой, государства нередко стремятся плыть по течению, идти на компромиссы, избегать острых углов. Они надеются, что покорность обеспечит им безопасность. Но этого не произойд

Премьер-министр Канады Марк Карни выступил с эмоциональной речью на Всемирном экономическом форуме.

Часть первая.

Я хотел бы сказать вам, что другие страны — особенно средние державы, такие как Канада, — не являются бессильными. У них есть потенциал для участия в формировании нового порядка, который опирается на наши ценности: уважение прав человека, устойчивое развитие, солидарность, суверенитет и территориальную целостность государств.

Сила тех, кто обладает меньшей силой, начинается с честности.

Каждый день нам напоминают, что мы живем в эпоху соперничества великих держав. Нам говорят, что основанный на правилах международный порядок угасает, что сильные делают всё, что им позволяют их возможности, а слабые вынуждены терпеть всё, что им навязывают. Афоризм Фукидида всё чаще преподносится как неизбежная и естественная логика международных отношений, которая якобы вновь утверждается.

Столкнувшись с такой логикой, государства нередко стремятся плыть по течению, идти на компромиссы, избегать острых углов. Они надеются, что покорность обеспечит им безопасность. Но этого не произойдет.

Так какие же у нас есть варианты?

В 1978 году чешский диссидент, а впоследствии президент, Вацлав Гавел написал эссе «Сила бессильных». В нём он задал простой вопрос: как коммунистическая система вообще умудряется существовать? Его ответ начинался с образа бакалейщика.

Каждое утро лавочник вывешивает в витрине лозунг: «Рабочие всего мира, объединяйтесь!». Он сам в это не верит. Никто не верит. Но он всё равно вывешивает этот лозунг — чтобы избежать неприятностей, чтобы показать лояльность, чтобы не выделяться. И поскольку каждый лавочник на каждой улице поступает так же, система продолжает существовать. Не только за счёт насилия, но и за счёт участия обычных людей в ритуалах, которые они сами в глубине души считают ложными.

Гавел назвал это «жизнью во лжи». Сила системы проистекает не из её правдивости, а из готовности каждого вести себя так, как будто она правдива. И её хрупкость исходит из того же источника. Когда хотя бы один человек перестаёт участвовать в этом ритуале, когда продавец овощей снимает лозунг со своей витрины, иллюзия начинает трескаться.

Друзья, пришло время компаниям и государствам снять свои вывески.

На протяжении десятилетий такие страны, как Канада, процветали в рамках того, что мы называли международным порядком, основанным на правилах. Мы присоединились к его институтам, провозглашали его принципы, пользовались его предсказуемостью. И благодаря этому могли проводить внешнюю политику, основанную на ценностях, под его защитой.

При этом мы знали, что история о полностью справедливом порядке, основанном на правилах, была лишь частично правдой. Мы понимали, что сильнейшие освобождают себя от ответственности, когда это удобно. Что торговые правила применяются асимметрично. Что международное право используется с разной степенью строгости в зависимости от того, кто обвиняемый и кто жертва.

Эта фикция оказалась полезной. Американская гегемония, в частности, действительно обеспечивала важные общественные блага: открытые морские пути, стабильную финансовую систему, коллективную безопасность, механизмы разрешения споров. Поэтому мы и вывесили табличку в окне. Мы участвовали в ритуале. Мы в значительной степени избегали прямого указания на разрыв между риторикой и реальностью.

Но этот компромисс больше не работает.

🟪Читай в Max | 🚀Читай в Telegram | 🥰Смотри на RUTUBE