Май 1945 года, школа в баварском Аугсбурге. Американская армия превратила здание в центр допросов военных преступников. В одной из комнат сидит худой измождённый человек и смотрит в окно. Внизу, во дворе, прогуливается его брат – Герман Геринг, рейхсмаршал, второй человек Третьего рейха. Альберт просит охрану: "Можно я спущусь? Хочу поговорить с братом".
Братья делают несколько кругов по тюремному двору. Разговор у них вышел короткий.
"Альберт, позаботься о моей жене и дочери, – говорит Герман. – Прости, что ты здесь из-за меня. Прощай". Они больше никогда не увидятся, при этом один из них войдёт в историю как чудовище, а другой – как герой.
Два брата, два мира
Они родились в одной семье, но словно в параллельных вселенных. Герман – старший, напористый, влюблённый во всё военное. Уже ребёнком он маршировал, играл в солдатиков и мечтал о ратной славе. Альберт, младше на два года, был его полной противоположностью: тихий, задумчивый, он тянулся к музыке и искусству.
А ещё в их семье была тайна. Мать мальчиков, Франциска, имела длительную связь с неким Германом фон Эбенштейном, врачом еврейского происхождения, который был крёстным отцом всех детей Геринг. И очень, очень многие из окружения семьи подозревали, что Альберт – плод именно этой связи. Взрослый Альберт действительно поразительно напоминал Эбенштейна чертами лица, в то время как на официального отца был совсем не похож.
Первая мировая война развела братьев по разным траекториям. Герман в двадцать два года стал лётчиком-асом, героем, чьё имя знала вся Германия. Альберт служил техником связи, был несколько раз ранен, но никакой славы не искал и не получил.
После войны их пути разошлись ещё сильнее. Альберт уехал учиться в Мюнхен, получал образование инженера-машиностроителя в Техническом университете. Политика его не интересовала, хотя город бурлил: именно здесь зарождался национал-социализм, именно тут молодой ефрейтор Гитлер произносил свои первые речи на площадях.
А Герман... Герман в 1922 году на площади Кёнигсплац впервые услышал выступление этого самого ефрейтора. Через день вступил в партию. Ещё через год стал командиром штурмовых отрядов. В 1923-м участвовал в Пивном путче, был тяжело ранен, бежал в Швецию. А когда он вернулся в Германию, братья уже жили в совершенно разных мирах.
Первая спасательная операция: когда нацист спасает свою жертву
1934 год. Альберт работает в Вене техническим директором кинокомпании Tobis Sascha. Он наслаждается жизнью в австрийской столице – кафе, театры, оперетты, богемная среда, и политикой по-прежнему не интересуется.
Но однажды к нему приходит просьба от брата: настолько абсурдная, что в неё трудно поверить.
Хенни Портен, звезда эпохи немого кино и подруга жены Германа Эмми, перестала получать роли. Причина была проста и страшна: её муж был неправильного происхождения. В Германии того времени это означало конец карьеры, а возможно, и жизни. Эмми Геринг рассказала мужу о беде подруги.
Служба службой, а жена – женой. Герман обращается к младшему брату в Вену и просит… спасти жертву от последствий собственной политики.
Альберт приглашает Хенни в Вену и подписывает с ней контракт. Актриса снова может работать и жить, не опасаясь за себя и свою семью. Это первая спасательная операция Альберта Геринга. Но точно не последняя.
Когда имя палача становится пропуском к спасению
1938 год. Происходит Аншлюс – присоединение Австрии к Третьему рейху. По улицам Вены идут парады, люди вскидывают руки направо и налево. Альберт в это время сидит в своём кабинете. Коллега позже вспоминал его слова: "Кто хочет участвовать в этой чуши – пожалуйста, идите. Я остаюсь работать".
Но с аншлюсом работы у Альберта стало намного больше. Только теперь это была совсем другая работа.
Он видел, что происходит вокруг. Видел, как хватают людей, как врываются в квартиры, как исчезают его соседи. И решил действовать. Он стал давать людям деньги, доставал поддельные документы, договаривался с чиновниками, организовывал побеги через границу.
И главным его инструментом стала фамилия. Фамилия Геринг в Третьем рейхе работала как отмычка: все двери перед ней мгновенно распахивались.
Его босс Оскар Пильцер оказался под двойным прицелом: он возглавлял киностудию, которую жаждал заполучить Геббельс для своей пропагандистской машины, и при этом был евреем. В первые дни после аншлюса вооруженные люди ворвались в квартиру Пильцера и арестовали его на месте.
Альберт узнал об этом, выяснил, где держат Оскара, и добился его освобождения. Затем лично посадил его в машину, отвёз к итальянской границе и дал денег на дорогу. Пильцер смог уехать из Италии и спастись.
Единственная сохранившаяся кинохроника с Альбертом показывает его в зрительном зале на премьере оперетты. За дирижёрским пультом – композитор Франц Легар, его жена Софи – еврейка, ей грозит депортация и смерть.
Альберт снова идёт к брату. Просит помощи. И получает её: брак Легаров объявляют "привилегированным смешанным", что даёт Софи защиту. Она переживёт войну.
Альберт раз за разом обращается к Герману – и Герман раз за разом помогает.
Альберт понимал психологию брата и мастерски её использовал. Он играл на тщеславии Германа, на его желании быть великодушным боссом, на семейных узах. Он знал, как хочет его старший брат быть всесильным и великодушным властителем в глазах своего окружения.
Škoda: когда чехи наняли волка охранять овец, а получили защитника
1939 год. Альберт переезжает в Чехословакию и занимает высокий пост на заводах Škoda – одном из крупнейших машиностроительных предприятий Европы. Завод только что включили в состав государственного концерна "Рейхсверке Герман Геринг".
Брат рейхсмаршала на руководящей должности в компании, носящей имя этого самого рейхсмаршала? Выглядит как классическое кумовство.
Но всё было не совсем не так.
Альберт действительно получил эту работу именно потому, что был братом Германа Геринга, но не из-за протекции. Чешское руководство само захотело его взять, так как они рассудили, что никто не защитит их от поглощения лучше, чем брат большого босса в Берлине.
И чехи не ошиблись в расчётах. Альберт стал защищать не интересы рейха, а интересы Чехии.
Он покрывал чешских рабочих, помогал им, когда возникали проблемы, добивался освобождения арестованных, организовывал побеги и не просто закрывал глаза на акты саботажа и шпионажа, а сам активно их поддерживал.
Благодаря деловым связям и контактам с братом Альберт иногда получал доступ к секретной информации. Например, он узнал о планах вторжения во Францию – и передал эти данные участникам сопротивления.
Его методы порой были гениально простыми. Существует история, что для освобождения двух заключённых из концлагеря Альберт взял фамильный бланк семьи Герингов, написал письмо начальнику лагеря и подписался просто: "Геринг". Без имени, без должности. Люди увидели эту подпись, увидели герб, и заключённых отпустили.
История кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой? Возможно. Многое о деятельности Альберта мы знаем из устных свидетельств, из воспоминаний тех, кого он спас. Но есть источники понадёжнее.
Самые убедительные доказательства – это досье гестапо. Они документировали его преступления против Третьего рейха, которые для нас, конечно, были благими делами. С 1938 по 1945 год они записывали всё, кому и как он помогал.
Итак, жизнь самого Альберта оказалась на волоске. А что было дальше с этим удивительным человеком, я напишу во второй части статьи, так что подписывайтесь 🤍