Оксана Волошина
генеральный директор МОО "Экспертный совет".
Когда речь заходит о внутреннем туризме в России, зачастую складывается впечатление, что это нечто вроде «недоотдыха». Перед глазами возникают плохие дороги или они вовсе отсутствуют, нулевой сервис обслуживания, устаревший номерной фонд и совдеповский стиль подачи услуг. Такая ситуация создаёт ощущение, что отрасль страдает от отсутствия хозяина. Но несмотря на это, внутри страны есть колоссальный потенциал, который можно и необходимо развивать.
Почему внутренний туризм в России существует в тени?
Одной из главных причин слабого развития отрасли становится отсутствие системного руководства и координации. Вся перестраивающаяся структура государственного регулирования часто выглядит фрагментарной:
Санатории находятся в ведении Минздрава.
Отели управляются Ростуризмом, входящим в структуру Минкультуры.
Рестораны и кафе попадают под контроль Минпромторга.
В результате сложной системы трудно собрать достоверную статистику о внутреннем туризме: кто и куда едет, какие маршруты популярны, какова реальная загрузка объектов. А ещё отрасль страдает из-за бюрократических и финансовых барьеров, ставок штрафов за ошибки при передаче данных, дорогостоящих систем мониторинга и повышения стоимости инвестиций.
Экономические и инфраструктурные сложности
Открытие отеля на 20 номеров требует инвестиций порядка 50 миллионов рублей. Когда окупится данный проект? Ответ зависит от множества факторов: экономических кризисов, пандемий, погодных условий и политической обстановки. Например, в 2021 году Краснодарский край дважды страдал от наводнений.
На некоторых курортах Юга я часто слышала фразу от работников отелей, что сезон нынче плох: в этом сезоне в основном «Бздых», «кефирник» и «доширачник» — так иногда в шутку описывают посетителей «хозяева» курортов. Всё это показывает, что уровень сервиса и soft skills сотрудников ещё нуждаются в серьёзной работе.
Чтобы ситуация изменилась, важно сформировать дорожную карту развития отрасли — чёткое руководство с конкретными целями и сроками. Какие задачи стоят перед отраслью? Что должно быть сделано для туристов, какими показателями измерять успех? За что отвечает власть, а за что – бизнес.
Сегодня много делается для поднятия отрасти:
Принятая Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. ориентирована на масштабный рост внутреннего и въездного туризма за счет создания качественной инфраструктуры и повышения доступности услуг. По ней в поддержку отрасли к 2035 году общий объем тур индустрии планируется увеличить до 16,3 трлн рублей. Основной фокус направлен на развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и увеличение турпотока.. По итогам 2024 года объем фактических инвестиций в отрасль уже превысил 1 трлн рублей. В рамках сопутствующих программ (например, льготного кредитования) бизнес уже заявил о готовности вложить около 1,9 трлн рублей в ближайшие пять лет в конкретные проекты.
В 2026 году индустрия туризма и гостеприимства характеризуется переходом к осознанным путешествиям («whycation»), где первична цель поездки, а не направление. На фоне рекордных показателей турпотока (например, в Москве) отрасль сталкивается с вызовами роста цен и нехватки кадров государство продолжает развитие национального проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и в 2026 году запланировано выделение 61,4 млрд рублей бюджетных средств. Основные инвестиции направлены на развитие инфраструктуры, создание новых туристических объектов и поддержку строительства почти 300 современных гостиниц и санаториев до 2030 года, привлекая до 2 трлн рублей частного капитала.
Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года предусматривает масштабную поддержку отрасли через налоговые льготы, включая нулевой НДС для гостиниц (на услуги проживания и аренду) и туроператоров, освобождение от НДС при импорте незаменимого оборудования, а также налоговые каникулы для новых предпринимателей. Действуют субсидии на модульные отели (до 1,5 млн руб./номер) и гранты на агротуризм.
МОО «Экспертный совет» на постоянной основе анализирует развитие туристической отрасли и даже создал несколько департаментов для более четкой и слаженной работы. Мы видим, что проблемы есть, как у принимающей стороны, так и потребителя этих услуг.
*Рост внутреннего туризма замедляется из-за нехватки качественных отелей и медленного ввода в строй новых объектов.
* Высокие цены на внутренние перелеты и ограничения в работе ряда аэропортов остаются критическими барьерами.
* Малый бизнес в туризме с трудом адаптируется к новым цифровым требованиям и регуляторным изменениям.
* Строительство комплексов без учета экосистем ведет к эрозии почвы и потере естественной среды обитания.
* Отрасль испытывает трудности с привлечением и удержанием квалифицированного персонала на фоне растущего спроса
Современные потребители в туриндустрии (период 2024–2025 гг.) сталкиваются с рядом вызовов, связанных как с экономическими факторами, так и с качеством сервиса:
* Жалобы на завышенную «звездность» и низкий уровень сервиса остаются одними из самых частых.
* Сохраняются риски вирусных заболеваний на массовых курортах и сложности с авиасообщением из-за технических инцидентов
* Проблемы возникают при попытках отмены путевок или при невыполнении туроператорами условий договора.
* Потребители часто отмечают преувеличение привлекательности направлений в рекламе по сравнению с реальностью.
* Переполненность популярных направлений снижает комфорт отдыха, ведет к шуму и ухудшению экологической обстановки.
Для создания комфортной среды для туристов государству необходимо продумать комплексное развитие инфраструктуры, включая улучшение транспортной доступности, развитие гостиничного фонда и благоустройство территорий, а также пересмотреть роль земельных налогов и упростить административные процедуры.
Но, несмотря на некоторые сложности, популярность внутреннего туризма растет и в 2026 году предпочтения туристов фокусируется на качественном развитии: росте осознанности, экологичности и персонализации. Ключевые тренды — «тихий» отдых (глэмпинги, избы), микропутешествия, индустриальный туризм и гастротуры. Растет интерес к уникальным впечатлениям, региональным маршрутам, авторским турам на Дальний Восток/в Арктику и оздоровлению («сон-туризм»). Туристы всё меньше смотрят на престижность места и всё больше — на возможность получить глубокий культурный опыт и личную трансформацию.
В 2026 году внутренний туризм в России продолжит рост (около 5%), опираясь на государственную поддержку (более 220 млрд руб. в 2026–2028 гг. на нацпроект) и развитие инфраструктуры.
Внутренний туризм в России имеет огромный потенциал. Его развитие зависит не только от государственных программ и инвестиций, но и от готовности отрасли к переменам: дифференцировать услуги, развивать транспорт, улучшать качество сервиса. Развитие туризма способствует повышению уровня жизни в регионах, создавая рабочие места и увеличивая доходы местных бюджетов.
Нельзя не отметить новый тренд в популяризации внутреннего туризма- это увеличение маршрутов. Например, расширение «Золотого кольца России» до 49 населенных пунктов к 2027 году — ключевая мера по популяризации внутреннего туризма, направленная на развитие малых городов и диверсификацию маршрутов. Проект превращает исторический бренд в экосистему с уникальными предложениями (от паломничества до гастротуризма), повышая инвестиционную привлекательность регионов и качество инфраструктуры, что способствует росту турпотока и достижению целей нацпроекта. Журналы о туризме играют ключевую роль в популяризации отрасли, освещая новые маршруты, экологический, гастрономический и событийный туризм. Один из них журнал «Виноградъ».
В единстве предпринимателей и власти кроется ключ к тому, чтобы Россия обрела уникальную, конкурентоспособную туристическую отрасль, способную радовать не только глаз, но и укреплять экономику страны. И участникам индустрии, и региональным органам власти стоит использовать сложившиеся обстоятельства, чтобы запускать и развивать новые программы, делая ставку не только на пляжный и горнолыжный виды отдыха, но и на культурный туризм, выставочную и музейную деятельность.
При этом важно стремиться к адаптации новых концепций.