- Прошлым летом в Москве впервые прошел “Том Сойер Фест” — фестиваль, где каждый желающий может попробовать себя в роли реставратора. Объектом заботы энтузиастов стал дом архитектора Карла Гиппиуса в поселке Соломенная Сторожка. Несмотря на колоритное название, он известен куда меньше, чем поселок художников на Соколе, построенный примерно в то же время, так что начнем рассказ с него.
- Академический поселок среди многоэтажек
- Архитектор и аквариумист
Прошлым летом в Москве впервые прошел “Том Сойер Фест” — фестиваль, где каждый желающий может попробовать себя в роли реставратора. Объектом заботы энтузиастов стал дом архитектора Карла Гиппиуса в поселке Соломенная Сторожка. Несмотря на колоритное название, он известен куда меньше, чем поселок художников на Соколе, построенный примерно в то же время, так что начнем рассказ с него.
Автор: Анастасия Ромашкевич
Академический поселок среди многоэтажек
Считается, что необычный топоним этой местности подарил реальный домик сторожа, охранявшего владения Академии сельского хозяйства в середине XIX века. До наших дней он не достоял. Теперь самое заметное здание здесь — спрятанная за высоким забором вилла скульптора Евгения Вучетича в стиле сталинского неоклассицизма; рядом с ней на участке просматривается гигантская голова Родины-матери.
Любители погулять по закоулкам рано или поздно набредут и на другое необычное строение — слегка покосившийся деревянный дом на четыре квартиры. Говорят, минимум одна из них сдается в посуточную аренду. Но нас интересуют не эти уникаты, а, как ни странно, типовая застройка.
В 1926 году вдоль нынешней улицы Вучетича появился поселок Соломенная Сторожка для работников соседней сельхозакадемии. Обосновались они в частном секторе не ради красивой жизни — в домах довольно долго не было канализации и прочих городских удобств, зато были приусадебные участки, где можно разбить огород, держать кур и даже коз. В голодные послереволюционные времена это здорово выручало.
Архитектор и аквариумист
1920-е годы — время расцвета советского авангарда, и возраст Соломенной Сторожки по ее архитектуре не особо считывается, здешние дома выглядят куда более традиционно. Их автор — Карл Гиппиус, сделавший себе имя задолго до революции, но вписавшийся и в новую советскую реальность. Самая известная его работа — “китайский” чайный на Мясницкой. Само здание строил Клейн — поначалу оно было решено в духе ренессанса, но потом хозяева решили переделать магазин в китайском стиле, и этим как раз занимался молодой архитектор Гиппиус (подробнее об этом здесь). Еще одна известная работа Карла Карловича — нынешний Театральный музей, а в прошлом — дом Бахрушиных, у которых он был семейным архитектором.
После революции Гиппиус стал главным архитектором Московского зоопарка, и неслучайно: в детстве он в равной мере увлекался изобразительным искусством и естествознанием и даже сомневался, в какой сфере делать карьеру. В итоге выбор пал на архитектуру, но интерес к живой природе Карл Карлович пронес через всю жизнь: был почетным членом Московского общества любителей аквариума и комнатных растений и редактором издаваемого им журнала, а в 1910-м организовал у себя дома огромный аквариум и открыл его для публики.
Обезьянник, “Турья горка” и в целом планировка новой территории зоопарка — это все работа архитектора, старавшегося приблизить условия содержания животных в неволе к условиям их вольной жизни.
Сотрудничество с Тимирязевской академией Гиппиус начал со строительства студенческих общежитий, а потом ему предложили спроектировать дома для кооператива. Сам он тоже там и поселился — один из домов в поселке до сих пор принадлежит потомкам Карла Карловича.
В портфолио архитектора много доходных домов и больших общественных зданий, но, судя по сохранившимся графическим листам, ему очень нравилось придумывать частные дома — от маленьких дачек до нарядных городских вилл, которым он иногда давал лиричные названия: “Вишневый сад”, “Маркиза”, “Отрада”. У его дома в Соломенной Сторожке тоже было имя — “Золотая рыбка”, но на фасаде оно появилось только прошлым летом, благодаря волонтерам “Том Сойер Феста”.
Приключения Тома Сойера в России
Фестиваль сохранения исторической среды “Том Сойер Фест” придумали в 2015 году в Самаре, и с тех пор он распространился по всей стране, вплоть до города Лабытнанги в Ямало-Ненецком округе. Но вот в Москве фестиваля долго не было — здесь сложно найти подходящий для этого объект. Как правило, “Том Сойер Фест” имеет дело с деревянными зданиями. Там всегда есть подходящий для волонтеров фронт работ: отреставрировать наличники, снять с фасада облупившуюся краску и покрасить заново, починить старую дверь. Очень желательно, чтобы здание не значилось памятником истории, — статус предполагает официальную экспертизу, четко регламентированный порядок проведения работ и ответственность вплоть до уголовной. Волонтеров до таких объектов обычно не допускают.
Это не значит, что участники “Том Сойер Феста” реставрируют что попало и делают это как бог на душу положит. В нашей стране есть множество примечательных оригинальных построек, до сих пор не имеющих никакого статуса: на поддержку государства их хозяева рассчитывать не могут, так что помощь волонтеров здесь на вес золота. При этом в каждом проекте обязательно есть профессиональные реставраторы и историки, а задача фестиваля — сохранение оригинального облика домов.
Еще одно важное условие участия дома в фестивале — заинтересованные владельцы, которые готовы во всем этом деле активно участвовать. “ТСФ” предполагает в том числе культурно-образовательную программу, которая строится вокруг реставрируемого здания и на его территории. А в Москве деревянных домов в частном владении практически не осталось. Соломенная Сторожка — редкое исключение.
Поселок дожил до наших дней не без потерь: часть домов централизованно снесли еще в советское время, а оставшиеся частично перестроили и даже уничтожили в частном порядке уже в наши дни. Тем не менее примерно дюжина домиков благополучно сохранилась в более-менее оригинальном виде. Кстати, считается, что Гиппиус проектировал их так, чтобы хозяева могли достраивать свои жилища по мере роста их семейств, так что некоторые пристройки можно рассматривать даже как элемент изначального замысла. Дом наследников Карла Карловича — один из самых сохранных, он и стал героем первого московского “Том Сойер Феста”.
Что за фасадом
Соорганизатор фестиваля журналистка Евгения Твардовская пишет о Соломенной Сторожке уже много лет. Благодаря близкому знакомству с ее обитателями она смогла привлечь в эту историю нынешних хозяев дома Гиппиуса — внучатую племянницу архитектора Евдокию и ее мужа Дмитрия.
Чтобы понять уровень интереса к фестивалю: на участие записались полторы сотни человек, многие специально приехали из других городов (это для “ТСФ” вообще обычное дело). Работа над обновлением фасада шла по выходным в три смены. С него сняли четыре слоя краски и демонтировали нижнюю обшивку, чтобы обработать антисептиком и законопатить расположенные за ней бревна. Снятые доски отреставрировали, а потом покрыли дом свежей краской. Официально этим задачи фестиваля ограничивались, но едва ли не главный его итог — это то, как изменилось отношение к дому его хозяев.
Параллельно с работами над обновлением дома Дмитрий с Евдокией занялись семейным архивом. Так, собственно, и было открыто название дома — “Золотая рыбка”, сохранившееся на чертежах Гиппиуса. На чердаке нашелся стереоскоп: Карл Карлович помимо архитектуры и биологии занимался еще и фотографией, и теперь просмотр его “трехмерных” снимков — одно из главных развлечений для гостей дома.
Карл Карлович оставил после себя огромное количество фотоматериалов, и Дмитрий взялся их все оцифровать. Дело это отнюдь не механическое — в архиве много снимков поселка, и нынешний хозяин дома пристально изучает, как там все было устроено в 1920–1930 годы.
Жизнь в доме Гиппиуса Евдокия с Дмитрием начали с того, что поставили там пластиковые рамы, а теперь планируют заменить их деревянными, сделанными по оригинальному образцу, и вообще старательно возвращают ему аутентичный вид, вплоть до мелких деталей. Обнаружилось, например, что небольшая техническая дверка на фасаде когда-то держалась на кожаных петлях — Дмитрий сделал такие же, а часть найденных на чердаке предметов переехала в переоборудованный под мастерскую сарай и ждет очереди на реставрацию.
За время фестиваля через дом Гиппиуса прошли десятки людей, но и после его окончания Евдокия с Дмитрием продолжают принимать гостей — рассказывают, показывают архивы, делятся планами.
Будущее Соломенной Сторожки
У “Том Сойер Феста” есть еще один ценный “побочный” эффект — он поднимает разговор о том, что вообще происходит с нашим архитектурным наследием. Фестиваль не просто вовлекает в свою орбиту сотни людей, делая их сопричастными сохранению исторической среды, но и подсвечивает ценные здания для более широкой публики. Постройки, о ценности которых прежде знали разве что краеведы, становятся архитектурными знаменитостями как минимум в масштабе своего города. Тот же дом Гиппиуса и Соломенная Сторожка в целом были в прошлом году в постоянном фокусе СМИ, а это очень важно. Любое старое здание без охранного статуса — кандидат на снос, особенно в Москве. Но уничтожать историю всегда проще тихой сапой, а когда ковши экскаваторов заносят над всеми любимым объектом, возникает резонанс, который может охладить энтузиазм девелопера.
Облик поселка на “Тимирязевской” за сто лет существования изменился довольно сильно, но и сейчас он сохраняет все признаки цельного архитектурного ансамбля, к тому же построен по индивидуальному проекту и связан с жизнью многих выдающихся в своей области людей. Вполне достаточно, чтобы признать его памятником. В начале 2000-х Сторожку действительно включили в перечень выявленных объектов культурного наследия, но дальше, вместо того чтобы подтвердить охранный статус, начали выводить из-под него отдельные участки. Это в перспективе может закончиться полным раздербаниванием и уничтожением.
Но есть и другая, куда более радующая перспектива — превращение поселка в своего рода культурно-исторический проект: живущие в поселке потомки скульптора Юлии Кун готовы организовать в своем доме мемориальный музей, такой же потенциал есть и у дома Гиппиуса, к тому же в поселке есть архив, который бесперебойно ведется с самого его основания, — из этого тоже наверняка могла бы вырасти интересная экспозиция. Ну а пока можно просто гулять по дорожкам поселка, заглядывать за заборы и надеяться на лучшее.
Летом 2026 года организаторы “Том Сойер Феста” хотят продолжить работу в Москве и ищут для этого подходящий объект. Если у вас есть какой-то дом на примете, непременно с ними свяжитесь. А еще фестивалю всегда нужна поддержка спонсоров и волонтеров. Помочь проекту можно через “Фонд Том Сойер Феста”, который придумали специально для поддержки волонтерских команд по всей России.