Легендарный композитор мирового уровня. Для него, как и для любого деятеля искусств, получить признание и завоевать «Оскар» – это было вершиной мечты. И в этом Дмитрий Зиновьевич Тёмкин превзошел всех своих соотечественников. Двадцать две номинации и четыре статуэтки «Оскара». Также он был многократным обладателем «Золотого Глобуса». Но главное это то, что Тёмкин совершил революцию в создании музыки к фильмам и колоссально повлиял на Голливудскую киноиндустрию в целом.
Тёмкин родился в 1894 году в интеллигентной семье. Его отец был врачом, а мама преподавала игру на фортепиано. Именно благодаря матери, Дмитрий научился владеть инструментом.
В 13 лет он поступил в Петербургскую консерваторию. А среди его педагогов был Александр Глазунов, ученик самого Римского-Корсакова. Именно Глазунов оказал значительное влияние на его судьбу. Мастер был вдохновляющим, строгим, но не без юмора. Вот что о нем пишет в своей автобиографии Тёмкин:
«После того, как кто-нибудь исполнит сонату или прелюдию и фугу, он мог робко заметить, понизив голос: в 3-й части, страница 7, такт 26-й, вы забыли сыграть фа-диез. Склонить голову набок и усмехнуться»
Однако учебой в консерватории дни юного Тёмкина не ограничивались. По собственному признанию, он в те годы вел двойную жизнь. После учебы шел в знаменитое ночное заведение Петербурга.
«Во втором дворе подвал, в нем приют собачий. Всякий, кто сюда попал, просто пес бродячий. Но в том гордость, но в том честь, чтобы в тот подвал залезть»
Вот такой гимн был написан на открытии арт-кафе «Бродячая собака» в Санкт-Петербурге. В начале 1910-х годов оно стало местом притяжения питерской богемы. Завсегдатыми этого заведения были Мандельштам, Ахматова, Мейерхольд, Маяковский, Гумилев, Северянин – весь цвет культурной аристократии того времени. Такой чести удостоился и Тёмкин. Он подружился с хозяйкой и ужинал в кафе бесплатно, а вместо денег расплачивался живым исполнением музыки.
Однажды его попросили сыграть Шопена, но только не на инструменте. Тёмкин не растерялся и начал выстукивать мелодию прямо на столешнице.
«Я играл шумовой этюд, который бы изрядно удивил Шопена и привел бы в ярость Глазунова», – вспоминал Тёмкин свое необычное выступление.
Здесь же, в «Бродячей собаке», Дмитрий в первый раз услышал музыку Ирвинга Берлина, тоже уроженца Российской империи. Так он открыл для себя регтайм, блюз и джаз.
Через много лет о самом Тёмкине будут говорить как о человеке, значительно повлиявшем на западную музыку, но пока он лишь вдохновленный молодой студент консерватории, о котором Америка ничего не знает.
Между занятиями и посещениями «Бродячей собаки» он успевает подрабатывать тапёром в кино. Так, Тёмкин осваивает первые азы создания киномузыки.
В Петрограде Тёмкин организовал несколько масштабных музыкальных постановок, среди которых «Мистерия освобожденного труда», а также массовая инсценировка взятия Зимнего дворца на площади Урицкого. В ней было задействовано более шести тысяч артистов, среди которых пятьсот были музыкантами. Художник постановки Юрий Анненков вспоминал:
«Организатором этого спектакля был очень талантливый пианист и композитор, мой друг юный Дмитрий Тёмкин. Его творческая и организаторская энергия была неисчерпаемой и чрезвычайно продуктивной, воодушевляющей всех создателей и участников спектакля»
Но все же историческая обстановка в России не располагала к развитию музыкальной карьеры, поэтому в 1921 Тёмкин переезжает в Берлин, где уже обосновался его отец. В те времена были особенно модными выступления пианистов в дуэте. Напарником Тёмкина стал Михаил Харитон.
Вместе они отправились на гастроли в Париж. Там русский мигрант познакомился с Федором Шаляпиным. Старший коллега посоветовал Тёмкину отправиться в Америку: мол, там большой спрос на европейских музыкантов и хорошо платят. Шаляпин замолвил слово и Бродвейский продюсер пригласил двух друзей в турне. Так, Тёмкин с Харитоном оказались в Соединенных Штатах.
Первые годы в Нью-Йорке выходцы из России аккомпанировали балетной труппе под руководством Альбертины Раш – красавицы-танцовщицы австрийского происхождения.
Профессиональные отношения быстро переросли в личные. И вскоре Тёмкин женился на Альбертиночке – как он ласково называл свою возлюбленную. Вместе они прожили 40 лет до самой смерти супруги.
Экономический кризис в 1929 году помешал развитию карьеры Тёмкина и его жены. К счастью, американский балет Альбертины Раш пригласили выступать на премьере фильма «Бродвейская мелодия». Супруги отправились в Лос-Анджелес. Кино в те годы, наконец, обрело звук, и это стало решающим событием в судьбе композитора и его жены.
Крупная киностудия MGM подписала контракт с Альбертиной Раш. Она занялась постановкой хореографии для мюзиклов. А музыку для танцовщиц писал Дмитрий Тёмкин. Время от времени, он получал заказы на создание музыки к кинофильмам, пока на одной вечеринке не познакомился с большим Голливудским режиссером Фрэнком Капрой.
Их первой совместной работой стал фильм «Потерянный горизонт». И в работе над этой картиной Тёмкин проявил себя как создатель музыки большого масштаба, способный справиться с управлением симфоническими и хоровыми коллективами. Он использовал огромное количество разных инструментов, зачастую в необычных комбинациях.
Вместе они работали над фильмом «Эта замечательная жизнь», который стал у американцев по-настоящему народным. Картину ждал кассовый провал. Но почти через 30 лет после выхода на экраны она стала культовой. К тому времени, истек срок действия авторских прав и фильм попал на американское телевидение. Добрую, светлую историю, происходящую в сочельник, стали показывать в канун Рождества.
«Эта замечательная жизнь» стала для американцев, как для нас «Ирония судьбы» – приятной и неотъемлемой традицией. Поэтому уже много лет западные зрители готовятся к празднику под мелодии Дмитрия Тёмкина.
Свою первую номинацию на «Оскар» в 1940 году Тёмкину тоже принесла работа с Капрой. Фильм «Мистер Смит едет в Вашингтон». Но до первой выигранной статуэтки было еще тринадцать лет.
Впрочем, в 1953 году он получил их сразу две: за музыку к вестерну Фреда Циннемана «Ровно в полдень» и за песню к этому же фильму. Тёмкин предложил совершенно новый для того времени прием – повторение песни на протяжении всего фильма как выражение главной темы.
Во время предварительного просмотра продюсеры посчитали кино провальным и его выход на экраны оказался под угрозой. Тогда Тёмкин выкупил права на песню и выпустил ее на пластинке. Запись имела бешеный успех. Позже картина «Ровно в полдень» все-таки вышла на экраны, и тот факт, что популярность песни обогнала популярность фильма, для которого она была написана, стал настоящим прецедентом.
Последующие десятилетия Дмитрий Тёмкин придерживался схожей схемы. Он писал заглавную песню или балладу для каждого фильма, над которым работал. Он существенно изменил отношение публики и кинематографистов к музыке в кино, значительно увеличив ее важность и влияние на коммерческий успех картины.
Тёмкин имел огромный успех за рубежом. В 50-е годы он считался одним из главных Голливудских композиторов. Но не все американские фильмы доходили до советского проката. И все же, отечественным зрителям работа Тёмкина была прекрасно знакома по фильму Жюльена Дювивье «Большой вальс».
Именно в его виртуозной обработке звучит музыка Штрауса. «Большой вальс» выходил в советский прокат два раза и суммарно собрал более пятидесяти миллионов зрителей.
Об особенном звучании фильма вспоминает советский писатель Виктор Астафьев:
«Фильм этот был еще и тем хорош, что познакомил нас, уставших от марша и барабанного боя, с нежной музыкой. И она стала часто звучать по радио и в залах».
В 1967 году, известного американского композитора русского происхождения пригласили в жюри Московского кинофестиваля. После чего советский режиссер Игорь Таланкин позвал его для участия в фильме «Чайковский».
Композитор выполнил музыкальную обработку в картине, за которую получил «Оскар», как лучшую адаптацию музыкальной темы.
Очевидно, что каждому зрителю, увлеченному классическим кино, музыка Тёмкина знакома не только в Америке или России, но и в других уголках земли. И пусть его имя сейчас многие не помнят, но музыка, которую Дмитрий Тёмкин создавал, до сих пор живет в великих киношедеврах XX века.