Коварный, вечно строящий интриги злодей - это железобетонный фундамент любого популярного кино, но наблюдать, как герой вопреки всему побеждает хитроумный план врага - классическая, проверенная временем формула успеха. Тем не менее, многие, казалось бы, гениальные фильмы представляют нам антагонистов с настолько серьезными логическими изъянами в поведении, что диву даешься.
Часто эпичный крах "Главного Злодея" становится прямым результатом его собственной непроходимой глупости и самонадеянности, а вовсе не изобретательности протагониста.
У Ганса Грубера не было реального плана побега ("Крепкий орешек")
Оригинальный фильм представляет нам харизматичного Ганса Грубера как одного из лучших и самых стильных злодеев в истории боевиков. Хотя его упорно изображают криминальным гением, его замысел на поверку далек от совершенства. Сама уловка с притворством политическими террористами ради банальной кражи облигаций действительно хитра и элегантна, но у него попросту нет жизнеспособного способа покинуть здание после успеха.
Единственный подготовленный транспорт для отхода - это машина скорой помощи, в которой физически не хватило бы места для всей его банды головорезов и горы украденной добычи. Более того, автомобиль находится в наглухо заблокированном полицией гараже, откуда невозможно выехать незамеченным. Даже без вмешательства босого Джона Макклейна в вентиляции, план побега Грубера был не лучше, чем отчаянный прыжок с 40-го этажа без парашюта.
Волан-де-Морт упускает шансы убить Гарри ("Гарри Поттер")
Длинные, пафосные монологи - распространенный штамп кинозлодеев, и безносый Тёмный Лорд здесь - главный злостный нарушитель. В нескольких случаях у него была просто идеальная, стопроцентная возможность убить Поттера, но он каждый раз выбирал пустую болтовню и театральщину, позволяя мальчику-волшебнику чудесным образом сбежать.
И в четвертом на кладбище, и в пятом фильмах в Министерстве Волан-де-Морт держит Гарри абсолютно беззащитным, но тянет время без какой-либо видимой причины, кроме своего эго. Хотя Гарри был крестражем и технически не мог умереть окончательно в тот момент (чего злодей не знал), он мог бы покончить с активным сопротивлением годами раньше. Не сумев действовать быстро и решительно, он позволил Поттеру найти оставшиеся крестражи, которые в итоге и привели к окончательному поражению самого Тёмного Лорда.
Глайдер Нормана Озборна всё равно убил бы его ("Человек-паук")
Норман Озборн трагически погибает, когда его подлая попытка убить Питера Паркера оборачивается против него самого, и он получает удар собственным острым глайдером прямо в спину. Но давайте посмотрим правде в глаза: даже если бы летательный аппарат попал в Питера, как и планировалось изначально, он двигался с такой огромной скоростью и инерцией, что, скорее всего, пронзил бы их обоих насквозь, как шашлык.
Финальная атака Зеленого Гоблина была, по сути, отчаянной идеей, не оставлявшей практически никаких шансов на выживание самому атакующему, независимо от ловкости Человека-паука.
Украденные Алеком Тревельяном деньги стали бы бесполезны ("Золотой глаз")
В этом классическом фильме про Бонда злодей амбициозно планирует украсть целое состояние из Банка Англии, а затем хитро замести следы, используя мощный электромагнитный импульс (ЭМИ) для стирания всех финансовых записей. Этот план содержит один фундаментальный, фатальный изъян.
Обрушив британскую экономику и полностью уничтожив финансовые данные одной из главных мировых торговых держав, он неизбежно вызвал бы катастрофический глобальный обвал стоимости валюты. Те самые фунты, которые он с таким трудом пытался украсть, превратились бы в бесполезную резаную бумагу еще до того, как он успел бы их потратить на свои злодейские нужды.
Дэйви Джонс и Кракен ("Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца")
Легендарный Кракен изначально заявлен в фильме как неумолимая, сокрушительная сила природы, способная утащить огромный корабль под воду за считанные секунды, ломая мачты как спички. Однако по мере развития сюжета монстр становится значительно менее эффективным и пугающим в угоду сценарию.
Во время финальной атаки на "Черную жемчужину" чудовище почему-то двигается подчеркнуто медленно и буквально играет с командой в течение длительного времени, давая им фору. Такая вопиющая непоследовательность превращает зверя из ужасающего морского хищника в удобный и ленивый сюжетный инструмент, который намеренно замедляется, чтобы дать героям шанс на героическое спасение.
Император Палпатин устраивает ловушку, которая помогает повстанцам ("Звёздные войны: Эпизод 6 - Возвращение джедая")
В трилогии приквелов Палпатин последовательно изображен как непревзойденный политический стратег и кукловод. Однако в шестом эпизоде его логика дает серьезный, непростительный сбой. Он пытается заманить весь флот повстанцев в ловушку у Эндора, намеренно сливая им координаты новой Звезды Смерти.
Проблема в том, что он предоставляет им абсолютно настоящие, рабочие данные о местонахождении и уязвимости станции (зачем?). Если Имперский флот по какой-то причине не одерживает мгновенную и полную победу (что и случилось благодаря эвокам), повстанцы остаются с точными знаниями и огневой мощью, необходимыми для уничтожения всей станции. Это был совершенно неоправданный, глупый риск для того, кого все галактика называет злым гением.
Саурон сдается, когда кольцо исчезает из виду ("Властелин колец")
Всевидящий Саурон прекрасно осознает, что Единое Кольцо - его единственная, фатальная слабость, но постоянно терпит нелепые неудачи в попытках его обезопасить. В нескольких случаях он точно знает примерное местоположение артефакта, но решает сосредоточить свое огненное внимание на чем-то другом.
Самый вопиющий пример происходит в финале, когда Фродо находится уже у самого подножия Роковой Горы. Саурон, как наивный ребенок, полностью отвлекается на далекую битву у Черных Врат и перестает следить за единственным местом в мире, где кольцо может быть физически уничтожено. Ему следовало бы поставить всех девятерых назгулов на вечную стражу у входа в вулкан, чтобы гарантировать, что кольцо никогда не попадет в роковой огонь.
Шрам - некомпетентный лев ("Король Лев")
В суровой дикой природе львы-самцы безжалостно расправляются с детенышами соперников, чтобы утвердить свое господство в прайде. После подстроенной гибели Муфасы у Шрама была идеальная, золотая возможность лично расправиться с маленьким Симбой прямо в ущелье, где не было лишних свидетелей.
Вместо этого он трусливо сохраняет маску добродетели и поручает эту грязную работу трем явно некомпетентным гиенам. Шрам сам в лицо называет своих подручных "тупыми" и никчемными, но при этом почему-то доверяет им самую важную задачу всей своей жизни - устранение наследника. Его отказ решить проблему самостоятельно - единственная реальная причина, по которой Симба выживает, вырастает и в итоге возвращает себе законный трон.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал напрямую можно по ссылке ниже! Спасибо!