Когда Екатерина впервые увидела будущую свекровь, она сразу поняла, что они вряд ли подружатся. Жанна Евгеньевна была чересчур громкой, навязчивой и любопытной женщиной, в то время как Катя была умным, целеустремлённым и рассудительным человеком с внутренним стержнем и несгибаемой волей.
— Наконец-то мой средний сынок женится! — восклицала мама, оценивающе поглядывая на будущую невестку.
— Когда свадьба, Вадим? — спрашивали у жениха братья.
— Скоро! С датой ещё не определились, — отвечал мужчина, крепко держа Катю за руку.
У Жанны Евгеньевны было трое сыновей. Старший, Егор, и младший, Саша, уже давно были женаты, а вот Вадим до тридцати лет оставался холостяком. Всё это время он учился, строил карьеру и готовил фундамент для будущей семейной жизни. Он был самым серьёзным и ответственным из всех братьев и выбрал себе жену под стать.
Впервые увидев Екатерину, Жанна Евгеньевна сразу заметила её сильный характер. Катя разительно отличалась от двух других невесток. Будущая жена Вадима имела три высших образования, безупречные манеры и врождённое чувство такта. Она владела несколькими иностранными языками, работала директором в успешной фирме и при этом находила время для саморазвития.
Обращаться с Катей так же, как с двумя другими невестками, у Жанны Евгеньевны не хватало духа. Она хоть и была бойкой и даже навязчивой женщиной, но жену среднего сына побаивалась.
— Валя, Юлька, идите на кухню! Нужно помочь мне с салатами! — свекровь никогда не упускала возможности привлечь двух невесток к домашней работе. Раньше она думала, что когда Вадим женится, то у неё будет не две, а три помощницы. Однако этой мечте не суждено было сбыться. Катю Жанна Евгеньевна старалась лишний раз не беспокоить, хотя та была не против помочь свекрови.
— Может, мне тоже пойти? Я умею готовить салаты, — нередко предлагала свою помощь средняя невестка.
— Нет-нет, Катенька. Сиди, отдыхай, мы сами справимся! — с притворной любезностью отвечала свекровь.
И сыновья, и невестки замечали, что Жанна Евгеньевна ходила на цыпочках перед Екатериной, но никто из них открыто не обсуждал её поведение. Втихую они лишь посмеивались над страхом женщины и радовались, что хоть кто-то мог поставить бойкую маму на место.
Через полтора года после свадьбы Вадим и Екатерина объявили, что ждут ребёнка.
— Ой, какая новость! Я так рада! У меня будет пятый внучок или внучка! Поздравляю вас, дорогие мои! — ангельским голоском пропела мама.
— Спасибо, Жанна Евгеньевна, — улыбнулась в ответ невестка.
Беременность Екатерины протекала легко и беззаботно. Она работала почти до девятого месяца. Жанна Евгеньевна переживала за невестку и будущего внука, поэтому иногда звонила и ненавязчиво спрашивала её о самочувствии.
— Ты как, Катенька? Не тошнит? Ничего не болит? Если тебе что-то нужно будет, звони в любой момент!
— Всё нормально, Жанна Евгеньевна. Чувствую я себя прекрасно. Ваша помощь пока не нужна. Вот родится ребёнок, тогда и звонки будут, — смеясь, отвечала Катя.
— Ну, это само собой разумеющееся! Если понадобятся советы, как пеленать, кормить или одевать ребёнка, я с удовольствием их дам. У меня ведь огромный опыт в этом деле. Три сына вырастила, а ещё с четырьмя внуками нянчилась! Я, как никто другой, знаю, как присматривать за малышами!
— Вот и посмотрим… — отвечала Екатерина.
Первые полгода после рождения ребёнка Катя находилась в декрете, и сама заботилась о малыше. Но когда Матвейке исполнилось восемь месяцев, молодой маме неожиданно позвонили с работы и попросили выйти из декрета.
— Вадим, что мне делать? В компании начались проблемы. Генеральный директор говорит, что мой заместитель не справляется. Если я не вернусь, они начнут искать другого руководителя, — с тревогой сообщила Катя.
— Как не вовремя… А как же Матвейка? Может, нанять няню? — с беспокойством спросил супруг.
— Зачем няню? Я не хочу оставлять сына с незнакомым человеком. Давай попросим твою маму? Она опытная в таких делах. Думаю, Жанна Евгеньевна не откажет нам в помощи. Я сама позвоню, и мы с ней всё обсудим.
— Хорошо, звони.
Когда Катя набирала номер свекрови, она была уверена, что мать Вадима с удовольствием согласится понянчиться с Матвеем. Ведь женщина часто хвасталась своим опытом в воспитании детей и внуков. Но, услышав о том, что невестка хочет выйти из декрета, свекровь заметно напряглась.
— То есть вы хотите, чтобы я присматривала за Матвеем, пока вы работаете? — ошарашенно переспросила она.
— Да. Вы же сами предлагали помощь, помните? Говорили, что вырастили троих детей и присматривали за четырьмя внуками. Жанна Евгеньевна, не бойтесь, Матвей — очень спокойный ребёнок. Уверена, у вас не будет с ним проблем.
— Да, ты права, Катенька. Такого опыта, как у меня, в нашей семье ни у кого нет! Я с удовольствием помогу вам с Матвейкой, — оживившись, согласилась свекровь.
Показав матери мужа, где что находится в доме, и оставив подробные инструкции по уходу за ребёнком, Катя вышла из декрета. Однако погрузиться в работу с головой у неё не получилось.
Первые несколько дней Жанна Евгеньевна чуть ли не каждый час звонила невестке с вопросами:
— А где смесь? Я забыла.
— Она на полке в кухонном шкафу.
— Сколько ложек разводить?
— Всё написано в инструкции, блокнот лежит на комоде.
— А если ребёнок всё не съест, тогда что?
— Сколько съест, столько съест. Остальное выбросите.
Такие диалоги между Катей и свекровью возникали чуть ли не ежечасно. Жанна Евгеньевна постоянно звонила невестке.
— Мы на прогулку! Что надеть?
— Смотрите по погоде.
— А какая на улице погода? Сколько градусов и есть ли ветер?
— Не могу сказать! Я же на работе! Выйдите на балкон и посмотрите!
Екатерину сильно раздражали подобные вопросы. Она не требовала от свекрови идеального поведения и не придиралась к её действиям. Катя полностью доверяла матери мужа и просила действовать по своему усмотрению. Она прямо так и говорила:
— Вы сегодня хозяйка в нашем доме, решайте сами!
Но Жанна Евгеньевна не прекращала названивать невестке. Чем больше свободы ей давали, тем сильнее становился её страх. Бабушка не хотела нести ответственность за внука. Она стремилась получить чёткую пошаговую инструкцию с «подписью» и «печатью» Кати. Женщина считала, если что-то пойдёт не так, то виноватой будет не она, а невестка.
Так проходили дни, недели, месяцы. Поначалу Екатерина думала, что со временем это пройдёт, и свекровь привыкнет. Но ситуация не менялась.
— Мы пришли с прогулки. Что нам теперь делать?
— Вы покормили Матвея?
— Да, он уже даже поспал.
— Тогда поиграйте с ним.
— Во что?
— В кубики! В мяч! Да во что угодно! Жанна Евгеньевна, я не могу всё время сидеть возле телефона. У меня работа, понимаете?
— Катенька, но это твой сын! Я не могу за тебя решать!
— Можете! Вы бабушка с большим опытом. Я доверяю вам!
После этого диалога Катя, наконец, решилась. Она отключила вызов и поставила телефон на беззвучный режим. Женщина поняла, что с неё достаточно. Свекровь всегда говорила, что она чуть ли не «бабушка-герой», а на деле оказалась трусихой. Екатерина решила исправить эту ситуацию. Она перестала следить за экраном телефона в ожидании очередного звонка от матери мужа, и полностью погрузилась в работу.
Когда Катя вернулась домой этим вечером, Жанна Евгеньевна впервые повысила на неё голос.
— Почему ты не брала трубку?! Тебя что, совсем ребёнок не интересует?! А вдруг с ним что-то случится?!
— Что с ним может случиться?! Вы же рядом!
— Но я же не его мать! Как ты не понимаешь, некоторые решения должны принимать только родители! А вдруг я сделаю что-то не так? Ты потом всей родне растрезвонишь, какая я плохая бабушка! — выпалила женщина и тут же пожалела об этом.
После этих слов Катя изменилась в лице.
— Так вот в чём дело?! — насупилась она. — Вы боитесь не за внука. Вы боитесь меня и осуждения! Жанна Евгеньевна, вы, правда, думаете, что я начну распускать о вас сплетни? Считаете, я способна на такое?
— Ничего я не боюсь! Что за вздор?! — всплеснула руками свекровь. — Просто ты эгоистка! Считаешь, что тебе все должны. Должны ходить перед тобой на цыпочках, обслуживать тебя и твоего сына… а я не буду этого делать!
— Так, хватит! — Катя даже не стала дослушивать свекровь. Она поняла, что попала в точку, а вместо того чтобы признать это, Жанна Евгеньевна начала нести откровенную чушь. — Можете больше не присматривать за Матвеем! С самого начала это была плохая идея. Надо было послушать Вадима и нанять няню.
— Правда? Я могу идти? Больше тебе не нужна моя помощь? — Возмутилась свекровь.
— Нет, Жанна Евгеньевна, вы мне больше не нужны! — отчеканила Катя.
С этого дня за сыном Екатерины и Вадима стала ухаживать профессиональная няня. Жанна Евгеньевна лишь изредка приходила к ним в гости и по-прежнему относилась к невестке настороженно.
Катя не стала никому рассказывать, почему бабушка перестала сидеть с внуком, но родственники и сами обо всём догадались.
Жанна Евгеньевна не была плохой женщиной. Она просто чувствовала силу и уверенность своей невестки и тушевалась перед ней. Энергичность и самостоятельность Екатерины подавляли свекровь, и она всячески избегала открытых конфликтов с ней. Мать Вадима понимала, что если такое противостояние когда-нибудь возникнет, то она точно проиграет Кате.
Со временем отношения между Жанной Евгеньевной и Екатериной стали более спокойными, хотя и не близкими. Встречаясь на семейных праздниках, они научились поддерживать вежливый нейтралитет. После истории с Матвеем Катя нашла в себе силы не держать обиды на свекровь. Будучи мудрой женщиной, она считала, что лучше сосредоточиться на работе, семье и воспитании сына, чем тратить время на бессмысленные интриги.
И так бывает.
спасибо за поддержку