Мне повезло, как и другим сотрудникам РНБ Новое здание, попав на организованную экскурсию по теме «Публичная библиотека во время блокады».
Экскурсию начали с кабинета Фауста, где хранятся редкие издания.
Готическая зала, или Кабинет Фауста, построен и мебелирован в средневековом стиле в 1857 году по проекту архитекторов И.И.Горностаева и В.И.Собольщикова. Это самый своеобразный уголок Библиотеки. Он напоминает европейскую монастырскую келью XV века. В центре «Кабинета Фауста» стоит статуя германского первопечатника Иоганна Гутенберга.
Здесь собраны книги, изданные до 1501 года. В то время они были редкостью и стоили так дорого, что их приковывали к стене, чтобы спасти от похищения. Книги, собранные в этом зале, называются инкунабулами, т.е. колыбельными, так как это — первые детища книгопечатания.
Эти редкие печатные издания, рукописи, эстампы необходимо вывезти из оккупированного города. Эвакуировали фонды Отдела рукописей, коллекции произведений классиков марксизма-ленинизма, «вольной русской печати», издания гражданского шрифта, вышедшие при Петре I, русские книги XVIII века и первой четверти XIX века, фонд «Россика», коллекция «Пушкиниана», библиотека Вольтера, архив и библиотека Дома Плеханова, отдельные части фондов литературы народов СССР, картографии, эстампов, нот, иностранного фонда. Сотрудники упаковали в ящики, составили полную опись с шифрами и описанием, чтобы не было путаницы. Вместе с фондами в г.Мелекесс Ульяновской области (сегодня г. Димитровград) выехала группа сотрудников, на которых возлагалась обязанность по сохранению вывезенных раритетов. Кроме того, сотрудники участвовали в строительстве оборонных сооружений, заготовке дров, работали в госпиталях. Кроме библиотечной работы, «мелекессцы» помогали местным библиотекам, организовывали лекции в учреждениях города. В Мелекесском отделении продолжалась и научная работа: было составлено описание музыкального и эпистолярного наследия композитора А.К.Глазунова, атласов городов мира XVI века, материалов еврейской вольной печати, проведена систематизация картотеки коллекции эстампов Н.К.Сипягина. С августа 1941 года работало Мелекесское отделение в составе 24 человек под руководством В.И.Гранского, с марта 1942 года —А.Х.Вольпера.
В военные годы Библиотеку в Ленинграде возглавляла единственная женщина-директор в истории библиотеки – Елена Филипповна Егоренкова. С первого до последнего дня Великой Отечественной войны Государственная Публичная библиотека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина (ГПБ) открыта для желающих. Часть сотрудников ушли защищать страну. Предпринимались меры по защите остававшихся в осажденном городе ценностей. В нижние этажи и подвалы перемещены Центральная справочная библиотека, фонды эстампов, подсобная библиотека читального зала, а также основные каталоги. Из сотрудников Библиотеки сформировали и перевели на казарменное положение команду местной противовоздушной обороны.
Осенью 1941 года Читальный зал оборудовали в Кабинете Фауста. Позже, зимой 1941-1942, здесь организовали лазарет. Спасали обессилевших от голода и холода людей. В организованном стационаре в самый трудный период проходили лечением около 200 человек. А читальный зал перевели в кабинете директора, единственное отапливаемое помещение. В мае 1942 года уже в помещение административного корпуса, имевшем печное отопление, где создали читальный зал на 60 мест. Зал функционировал до ноября 1944 года. Одновременно организовывались библиотеки-передвижки в воинских частях и госпиталях.
В день начала войны на казарменное положение перешла команда МПВО Библиотеки, оказав помощь в труднейших условиях блокады, во время бомбежек и обстрелов. Силами команды МПВО, для защиты Библиотеки от зажигательных бомб подняли на чердаки сотни ведер с песком. Только в главном здании было поднято на чердаки 325 кубометров песка. Цокольный этаж по периметру здания укрепили песком.
В результате воздушных налетов в Главном здании и филиалах выбили почти все стекла. 26 января 1942 года в Библиотеке погас свет, замёрз водопровод. Для защиты книгохранилища от атмосферных осадков силами сотрудников некоторые оконные проемы заделали фанерой, окна первого этажа — специально изготовленными щитами, оставшиеся стекла заклеили бумагой крест-на-крест. Сотрудники не покидали рабочие места. К фондам Библиотеки обращались люди разных профессий, среди них значительно число военных специалистов, врачей, медсестер, политработников армии и флота, пропагандистов, агитаторов, лекторов, работников радио и кино, участников партизанского движения. Различные справки и литература подбирались по самому широкому кругу вопросов — от строительства оборонительных сооружений и ледовых дорог до различных способах маскировки, от военно-полевой хирургии до заменителях пищевых продуктов, и т. д.. Сотрудники Библиотеки также занимались помощью фронтовикам по розыску родственников и близких.
Эвакуация жителей города, тяжелые условия зимы 1941–1942, разрушение от бомбежек и артиллерийских обстрелов квартир ленинградцев поставили Библиотеку перед необходимостью принять срочные меры для спасения личных библиотек, погибающих в разбитых домах, в заброшенных, опустевших квартирах. С мая 1942 года в эту работу включилась часть сотрудников Отдела комплектования под руководством М.В.Машковой.
К концу 1942 года было выявлено свыше 170 адресов частных библиотек, нуждавшихся в охране. Многие находились в домах, пострадавших от бомбежек, обстрелов, пожаров. Публичная библиотека взяла под охрану не только частные библиотеки, но и библиотеки учреждений, массовые библиотеки, книжные склады. Физические усилия потребовались для доставки книг в Библиотеку. Их переносили на руках, зимой перевозили на санках, весной – в детских колясках. С июня 1942 года в распоряжение Библиотеки два раза в неделю выделялся грузовик. К концу 1942 года количество перевезенных книг составило свыше 105 тысяч томов. От гибели и расхищения спасли многочисленные архивы и районные, заводские библиотеки. Ольга Берггольц вспоминала: «Работники Публичной библиотеки не дали погибнуть осиротевшим, оставленным без защиты книгам: на саночках ..., качаясь от слабости и тяжелого груза, возили они выморочные библиотеки в свой фонд и спасали для будущих поколений сотни, тысячи книг, рукописей, архивов». Проводили учёт и опись книжного фонда города из других библиотек. После войны книги вернули в районные библиотеки.
На экскурсии посетили и Универсальный читательский зал — самый большой и светлый читальный зал РНБ сегодня. Перед Универсальным залом установлена мемориальная табличка директору Егоренковой Елене Филипповне, возглавлявшей Библиотеку во время блокады.
Также посетили Овальный зал Русского фонда, куда посетителей редко пускают. Проходили друг за другом без поворотов вдоль стеллажей. В Зале рассказали о подвиге сотрудников в блокаду и о том, что силами сотрудников отреставрировали старинные часы, которые до сих пор в рабочем состоянии (на фасаде здания на углу Невского проспекта и Садовой улицы).
Ещё одна остановка на экскурсии у алфавитной картотеки, которая во время блокады находилась в подвальном помещении, где зимой сотрудники искали информацию о местонахождении издания по запросу. Нам рассказали историю про Запрос от лётчиков — найти карты месторождения горючих сланцев на территории Латвии. После поисков в ужасных условиях без отопления сотрудница передала карты и в итоге наши лётчики разгромили месторождения, захваченные врагами. Вторая история о поисках информации о десантных операциях медицинских сотрудников с парашютом, т.к. медицинский персонал и оборудования необходимо «забросить» к партизанам с самолёта. Примерно два часа в холодном подвале, обморозив пальцы на обеих руках, сотрудница нашла информацию. Позже ей оказали медицинскую помощь.
Следующая остановка в Ленинском зале, где во время блокады «сушили» книжные и газетные изданий от сырости и плесени.
Закончили экскурсию в зале барона Корфа, где сегодня проходит выставка посвященная Салтыкову-Щедрину, чьё имя носила библиотека во время блокады.
После снятия блокады в 1944 году вернулись сотрудники, оказавшиеся за пределами Ленинграда, поступили на работу новые молодые кадры. К концу 1945 года штат Публичной библиотеки увеличился вдвое, что позволило ускоренными темпами ликвидировать последствия блокады, проводить восстановительные работы и налаживать работу в полном объёме. Несмотря на самоотверженный труд библиотекарей, Публичной библиотеке нанесён большой урон. Пострадали здания и помещения Публичной библиотеки: пробита кровля, вышла из строя отопительная система; в марте и апреле 1942 года в Главное здание Библиотеки попали два фугасных снаряда, неоднократно взрывались бомбы и снаряд рядом с Библиотекой на площади Островского, были выбиты почти все стекла. Пострадали и фонды Библиотеки и от пожаров, и от сырости. В 1941 году три зажигательных снаряда попали в здания филиалов на 4-й Красноармейской улице.
Радостное событие — возврат в октябре 1945 года фондов из эвакуации.
Пора, познав просторов виды,
Занять родные этажи
И в тесноте, но без обиды
Поставить клад на стеллажи! Н.Кашменский (Из стенгазеты ГПБ "Боевой листок" № 12. 7 ноября 1945)
Труд библиотекарей Публичной библиотеки оценило Советское правительство. Более 150 сотрудников награждены медалью «За оборону Ленинграда», около 200 человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Мы помним эти страницы жизни Библиотеки в трудные времена для нашей страны и гордимся Героическим подвигом сотрудников.
#РНБ #публичнаябиблиотека #библиотекасалтыковащедрина #блокадаленинграда #великаяотечественнаявойна #подвигленинграда