Сегодня, в этой статье практически не будет ни каких фото, картинок и т.д., только лишь довольно большой текст, но меня на написание этой статьи подтолкнул один комментарий к статье о стиле БОХО.
Приведу этот комментарий полностью и дословно:
Ninel Omel 29 янв
Бомжи на подиум!!!😰😰😰Смелые и дерзкие....Русские совсем уже забыли, что в православии свои требования к одежде.... Гневим Бога....Другие народы придерживаются своей веры, а... мы ... со всего мира, все, что не хуже на себя тянем... Господи помилуй, Господи помоги .... проснуться.....
Вы знаете я все чаще стала получать комментарии типа таких, почему вы например называете лоскутную технику - пэчворком, зачем вы называете Мишка тедди свои игрушки, а не просто Медведь и т.д и т.п., что разве нельзя применять русские названия?
Да, я русская и горжусь этим, горжусь своей страной и ее достижениями и очень рада тому, что родилась именно в России, но почему я должна закрывать глаза на достижения других стран, мне например очень нравится скандинавский стиль, фахверковые дома, вальдорфские куклы, т.е. если я русская, то для меня закрыт весь остальной мир и мне остается только мотать мотанки-куклы делать, плести лапти или из бересты туеса?
Так как человек я православный и живу в православном центре Урала, городе Верхотурье, то это не просто так, мы переехали сюда специально, и Храм Божий для меня не просто место культурного наследия, а место благодати и родной дом Отца нашего Небесного и Матери его Пресвятой Богородицы.
Бывая где-то в поездках или путешествиях мы всегда заходим в Храмы и сразу видно, человека нового в Храме, кто пришел по зову души или просто посмотреть, а также тех кто ходит в Храм постоянно ( благо опыта живя в паломническом центре достаточно, вот уже более 30 лет живем в Верхотурье). И на, что сразу же обращаешь внимание - на постоянных прихожан, на юбки в пол, темные платки и колючий взгляд, если вдруг не так поставил свечу, как показалась тем кто давно ходит в этот Храм - я все понимаю, они привыкли к этому месту, считают его своим и любое вторжение вызывает раздражение, но где наша любовь о которой говорит Господь, где наше терпение и смирение? Я их не осуждаю, каждый воспринимает мир вокруг себя по своему, просто странно это видеть в месте где все пропитано молитвой и любовью, мне почему-то кажется, что это идет от чрезмерного усердия, во многом еще и от незнания элементарно Закона Божия или Катехизиса, признайтесь честно - кто читал Закон Божий?
Но это лирическое отступление, а теперь о том, о чем говорится в заголовке моей статьи - "Почему женщине нельзя носить брюки или все-таки можно? Статья для обсуждения"!
Я прочитала несколько ответов священников на вопрос о мужской и женской одежде и хочу поделится с вами этими ответами, где все четко и понятно написано, и будьте так добры - читайте внимательно и до конца, потому что после прочтения первых строк можно подумать: "Ну да, все правильно, брюки это мужская одежда!". А ВОТ И НЕТ :
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Запрещение женщине надевать мужскую одежду впервые было сделано во Второзаконии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Вт.22:5). Закон был связан с тем, что у многих окружавших еврейский народ язычников, считались нормальными противоестественные формы разврата. С этой целью и производились переодевания. В христианское время запрещение носить одежды, не соответствующие полу, были сделаны двумя Соборами: VI Вселенским и Поместным Гангрским. Первый запрещает христианам участвовать в языческих празднествах (играх, плясках и переодеваниях): «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (правило 62). Гангрский собор постановил: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» (правило 13). Это запрещение было направлено против заблуждения евстафиан (последователей епископа Севастийского Евстафия).
Конечно, современные женщины, надевая брюки, руководствуются другими мотивами. Но надо иметь духовную чуткость и с уважением относиться к тем нормам, которые сложилась в Церкви. Не все в нашей жизни сводится к практической пользе и удобству. Многое в нашей жизни имеет символический характер. Если об этом будем забывать, то можем осложнить наши отношения с людьми. Встать при входе в комнату старшего, значит символически выразить к нему уважение. Рукопожатием в древности скрепляли договор, а в наше время это стало символом, выражающим взаимную дружескую настроенность. Обручальные кольца означают нерасторжимость брачного союза и т.д.
Одежда также нередко имеет символическое значение. Во время печали евреи одевали вретище (Пс.68:12). В иные одежды облачались в дни радости: «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк.9:8). Покрывало на голове девицы было знаком скромности. Ревекка, увидев своего будущего мужа, «взяла покрывало и покрылась» (Быт.24:65). Приглашенный на брачный пир должен был одеться в брачные одежды (Мф.22:11-12). Идущий в Дом Божий также должен помнить о святости места. Приглашенный на прием к главе государства не будет пренебрегать принятым этикетом. Так и верующий должен иметь внешний вид, подобающий тому месту, где совершается служба Небесному Царю. Благочестие не должно быть лишь внешним, однако невнимание к сложившимся в Церкви традициям может быть результатом его отсутствия. Поэтому речь должна идти не только о брюках. Нужно избегать в одеждах всего слишком пестрого, яркого, необычного, вольного, что может перебивать молитвенное внимание присутствующих.
Нет необходимости обращаться к истории костюма или к этнографии. Нужно руководствоваться современными понятиями о мужской и женской одежде. Если какая-то необходимость побуждает надеть брюки, надо прикрыть их верхней одеждой, чтобы никого не соблазнять.
Ко всему надо прилагать данный Богом разум. Если кто-то не собирался идти в церковь, а потом вне дома такое желание появилось, не нужно отказываться от своего намерения, если даже на женщине надеты брюки и не покрыта голова.
Хочется сказать еще об одном. Не только прихожане, но и церковные работницы не должны делать в храме замечания. Это может сделать только священник, если будет на то необходимость, вне службы, с вниманием и любовью.
11 мая 2004
Какие точные и правильные слова сказал отец Афанасий Гумеров, во всем нужен РАЗУМ, если вы целенаправленно идете в Храм - наденьте юбку, она не обязательно должна быть в пол, главное, чтобы не выше колена, надо уважать чувства тех кто служит и находится в храме, но если вы в поездке и на вас брюки, то обратите внимание, на входе в храмы всегда есть импровизированные юбки... Кстати ограничения есть и для мужчин - в Храм нельзя заходить в шортах и майках, не говоря уж об совсем голых торсах в жару, а также в сандалях на босу ногу, эти простые правила выполнить не сложно и тогда вы не увидите косых взглядом или шипения в спину...
Также еще один ответ священника я нашла на Информационно- Просветительском сайте Татарской митрополии:
Касательно вопроса одежды Священное Писание говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5).
В нашем сознании на сегодняшний день есть довольно четкое представление о том, что брюки - исключительно мужская одежда. Однако брюки, скроенные для женщины с учетом особенностей ее физиологии и купленные в отделе женской одежде, вряд ли можно считать мужской одеждой. Поэтому на сегодняшний день нет ни одного церковного канона, который запрещает женщинам носить брюки, значит грехом это не является.
Ношение юбки и платка в храме - это скорее элемент культуры, а не веры. И вместе с тем, это не значит, что мы можем отвергать культуру, отвергать традиции. Апостол Павел в первом послании к коринфянам прямо говорит, что идоложертвенная пища не может осквернить человека, свободного в вере, так как «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8). Но тут же оговаривается: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 9, 13). То же самое можно сказать и про одежду. Благообразный вид женщины настраивает на молитву: мужчины не будут отвлекаться от богослужения, засматриваясь на внешнюю красоту женщины. Да и сами женщины не станут думать, какой эффект они производят своим внешним видом. Собственно поэтому в монастырях данное неписанное правило должно соблюдаться особенно строго. Так что традиция ношения юбок и платков в храме вполне отвечает нашим реалиям.
И вот еще одна статья, где очень четко прописаны все аспекты, которые отвечают на вопрос о мужской и женской одежде!
На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете.
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).
А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).
Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках — их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин.
одежда древнего Израиля
Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.
Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви?
В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду.
Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою».
Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.
Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно.
Но даже, если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не наденет?
Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных.
Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.
В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет.
Откуда же взялся запрет на ношение брюк женщинами? Каковы причины его происхождения?
Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви.
А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим. 2:12).
«Брючное» искушение
«Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников.
Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?
Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)
Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60–70-е годы.
Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому тот факт, что
«церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православных Церквах других стран о ней ничего не знают.
Одна православная христианка переехала жить в Великобританию, и при входе в православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не надевать.
Коллекция “Византия” от знаменитых итальянских дизайнеров
Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом… И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся… И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.
Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18).
Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6).
И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.
Благодарю, что дочитали до конца и у меня теперь вопрос к вам - достаточно ли информации по особенностям мужской и женской одежде в православии вы получили или стоит еще поискать информацию?
От себя скажу, что я захожу в Храм почти всегда в юбке, но с удовольствием ношу брюки и даже если где-то в поездке мне надо зайти в Храм, обязательно воспользуюсь импровизированной юбкой)))))
С уважением Юлия.