Найти в Дзене

Димитрие-Солунская церковь патриарха Иоакима в селе Дмитровском

Село Дмитровское находится на Ильинском шоссе в Красногорском районе, а прежде это был Звенигородский уезд, и село называлось Дмитровским-на-Истре. Издавна село Дмитровское было патриаршей вотчиной "для дровяного обихода". Селом последовательно владели патриархи: Филарет, Иоасаф, Иосиф, Никон. В те годы в селе была деревянная церковь, причем за короткое время она дважды перестраивалась, видимо, из-за пожаров. В 1682 году село Дмитровское было пожаловано патриарху московскому Иоакиму, и спустя шесть лет по желанию этого патриарха здесь был построен каменный храм великомученика Димитрия Солунского, который сохранился до сего дня и никогда не закрывался. Храм этот был построен в духе старины, хотя уже было время, когда в Москве строили совсем другие здания и храмы - в стиле входившего в моду барокко. Иоаким был предпоследним патриархом перед отменой патриаршества Петром I. Иоаким - в миру Иван Савелов - родился в 1620 году в семье можайских землевладельцев. В Лужецком Ферапонтовом монаст
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Село Дмитровское находится на Ильинском шоссе в Красногорском районе, а прежде это был Звенигородский уезд, и село называлось Дмитровским-на-Истре. Издавна село Дмитровское было патриаршей вотчиной "для дровяного обихода". Селом последовательно владели патриархи: Филарет, Иоасаф, Иосиф, Никон. В те годы в селе была деревянная церковь, причем за короткое время она дважды перестраивалась, видимо, из-за пожаров.

В 1682 году село Дмитровское было пожаловано патриарху московскому Иоакиму, и спустя шесть лет по желанию этого патриарха здесь был построен каменный храм великомученика Димитрия Солунского, который сохранился до сего дня и никогда не закрывался. Храм этот был построен в духе старины, хотя уже было время, когда в Москве строили совсем другие здания и храмы - в стиле входившего в моду барокко. Иоаким был предпоследним патриархом перед отменой патриаршества Петром I.

Иоаким - в миру Иван Савелов - родился в 1620 году в семье можайских землевладельцев. В Лужецком Ферапонтовом монастыре в Можайске по сей день сохранилась фамильная усыпальница этого знатного рода. Отец будущего патриарха Петр Иванович Савелов, как и многие другие родственники, был царским кречетником - мастером соколиной охоты.

Когда Ивану Савелову исполнилось 14 лет, он и сам обучился ведению государевой охоты. Юноша женился, затем пошел на военную службу, участвовал в сражениях с поляками в 1650-х годах. В общем, Иван Савелов вел вполне мирскую жизнь и о церковном служении не помышлял.

Но случилась беда - от чумы погибло все его семейство: любимая супруга и четверо детей. Вдовец Иван Савелов принял монашество, и с тех пор его стали звать Иоакимом. Постриг он принял в Межигорском монастыре под Киевом. Монах Иоаким не думал о церковной "карьере". Все что он хотел - это до конца жизни молиться в киевской обители. Желание его не сбылось: инока то и дело переводили из монастыря в монастырь.

Наконец, он попал в московский Чудов монастырь, где со временем был поставлен архимандритом. С этого времени он стал близок к самому царю Алексею Михайловичу. Иоаким поддерживал церковную реформу, одобрял преследования старообрядцев, и в то же время выступил за низложение тогдашнего патриарха Никона.

Известно, что и сам Никон прежде останавливался в селе Дмитровском по пути в Саввино-Сторожевский монастырь. Есть даже легенда, что шатровая колокольня Дмитрие-Солунской церкви была возведена над местом, где когда-то была келья Никона. Во втором этаже каменного храма сохранилась также небольшая келейка с двумя оконцами на северную и южную стороны. В эту келью ведет лестница, которая далее направляется на колокольню.

В 1674 году Иоаким стал патриархом московским. Именно патриарх Иоаким крестил во младенчестве царя Петра I, но сам оставался противником обычаев, перенимаемых из Европы. Русское государство конца XVII века было редкой по веротерпимости страной той эпохи. Вот что писал об этом с укором патриарх Иоаким незадолго до своей смерти:

воспоминаю еже бы иноверцам еретикам костелов римских, кирак немецких и татаром мечетей в своем царстве и обладание всеконечно не давать строить нигде, и новых латинских иностранных обычаев и в платий перемен по-иноземски не вводить.
-5

Храмовый образ Дмитрие-Солунской церкви – икона великомученика Димитрия и его чуда "о царе Калояне". На первый взгляд икону эту можно принять за образ Георгия Победоносца. На ней святой Димитрий в облике воина скачет верхом на коне и поражает копьем какого-то злодея. Две девушки с образом в руках встречают святого у стен города. Этот сюжет восходит к греческому сказанию о посмертных чудесах святого Димитрия Солунского. Злодей, которого поражает копьем святой, это болгарский царь Иван Калоян, который в начале XIII века был врагом Византии и даже получил прозвище "Грекобойца".

Конечно, едва ли на Руси кому-то важны были эти старые споры между греками и болгарами. Но иконография эта стала распространенной, может быть, и потому, что Калоян на иконе напоминал нечестивого Мамая, а святой воин Димитрий Солунский - великого князя Димитрия Донского.