Найти в Дзене
Российская газета

Отказался молчать "смирно": За что в Латвии правозащитнику Гапоненко дали десять лет тюрьмы

В латвийской Риге правозащитника и ученого-экономиста Александра Гапоненко суд приговорил к десяти годам лишения свободы. Автор серии книг о положении русских в Прибалтике, Гапоненко заключен под стражу в феврале 2025 года после того, как принял участие в онлайн-конференции "Этноцид соотечественников в странах Прибалтики", проведенный Институтом стран СНГ в Москве. На "вражеской" площадке ученый Гапоненко юридически сформулировал крайне неудобную для прибалтийских режимов тему - преследование по этническому признаку русскоязычного населения Латвии, Эстонии и Литвы. И вот теперь правозащитник за "разжигание этнической ненависти" и "помощь иностранному государству" с учетом заключения в СИЗО сроком в год получил 9 лет лишения свободы и 3 года надзора. Однако ранее принятые решения Верховного суда Латвии и ЕСПЧ доказывают: оценочные суждения не могут быть признаны преступлением. Дело в том, что 2018 году получивший два условных срока - за проведение акций против закрытия русских школ, пра

В латвийской Риге правозащитника и ученого-экономиста Александра Гапоненко суд приговорил к десяти годам лишения свободы. Автор серии книг о положении русских в Прибалтике, Гапоненко заключен под стражу в феврале 2025 года после того, как принял участие в онлайн-конференции "Этноцид соотечественников в странах Прибалтики", проведенный Институтом стран СНГ в Москве. На "вражеской" площадке ученый Гапоненко юридически сформулировал крайне неудобную для прибалтийских режимов тему - преследование по этническому признаку русскоязычного населения Латвии, Эстонии и Литвы.

   Несмотря на выигранный суд в ЕСПЧ, Александр Гапоненко за инакомыслие приговорен к десяти годам тюрьмы и трем годам надзора. / РИА Новости
Несмотря на выигранный суд в ЕСПЧ, Александр Гапоненко за инакомыслие приговорен к десяти годам тюрьмы и трем годам надзора. / РИА Новости

И вот теперь правозащитник за "разжигание этнической ненависти" и "помощь иностранному государству" с учетом заключения в СИЗО сроком в год получил 9 лет лишения свободы и 3 года надзора. Однако ранее принятые решения Верховного суда Латвии и ЕСПЧ доказывают: оценочные суждения не могут быть признаны преступлением. Дело в том, что 2018 году получивший два условных срока - за проведение акций против закрытия русских школ, права детей учиться на родном языке и написание антифашистских книг и антинацистские выступления в ОБСЕ - Гапоненко суд ЕСПЧ выиграл, Латвии присудили штраф, но Рига отказалась платить судебную компенсацию ЕСПЧ.

Как сказал в интервью "РГ" эксперт Института стран СНГ Руслан Панкратов, обвиняемый в Латвии по тем же статьям, что и Гапоненко, но успевший спастись от тюрьмы бегством в Россию, разница между ним и Гапоненко в том, что Александру Гапоненко, выигравшему суд ЕСПЧ, с учетом того, что ему уже 71 год, по факту грозит пожизненное заключение. Так, как признают изгнанные в Россию "русские прибалты", в Латвии, Литве и Эстонии работают новые технологии зачистки этнического и правозащитного пространства, когда даже за поздравление с 9 Мая грозит тюремный срок.

Читайте также:

Мария Захарова: Россия решительно осуждает приговор Гапоненко в Латвии

- Эти технологии местным властям спускаются "сверху", они стали продуманным государственным курсом, - говорит Руслан Панкратов. - Проблема в том, что "преступлением" в странах Прибалтики, как и в бандеровской Украине, является русская идентичность как таковая. Эту политику, как раковую опухоль, уже ничем иным кроме как новой Ялты не остановить. И хотя российские государственные структуры, СПЧ заявляют о том, что будут защищать права Гапоненко и других узников совести, которые сидят в тюрьмах трех прибалтийских стран, реальных инструментов международной правовой защиты и рычагов воздействия на ситуацию у них нет.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Ситуацию усугубляет позиция самих узников совести, сидящих в тюрьмах балтийских стран. Многие из них не хотят оставлять свою родину и выступают против переезда русскоязычных в Россию, тем более против их депортации. "Прибалтика - наша земля. Уехал тот, кто считает иначе" - их принципиальная позиция. Так, Александр Гапоненко в интервью "РГ" в 2022 году просил спасти политзаключенных, но отказался быть спасенным. Он считает, что в условиях, когда принципы демократии в странах Прибалтики не действуют, надо идти на обмен политзаключенными, как военнопленными, как это делается между Россией и Украиной.

Читайте также:

Историк Гусев: Латвия обречена на вымирание без подпитки других культур

"Я знаю, что правозащитники и узники совести, которые сидят взаперти в Литве, Латвии и Эстонии, об этом не попросят, но они готовы и мечтают, чтобы их Россия обменяла", - попросил за единомышленников в интервью "РГ" Александр Гапоненко.

Другой правозащитник, член СПЧ Александр Брод заявил "РГ", что "правозащитное сообщество продолжит борьбу за освобождение Александра Гапоненко и других политзаключенных Прибалктики"". Однако в кулуарах эксперты все насточивее говорят о том, что реальный путь освобождения политзаключенных Прибалктики - это их обмен на военнопленных наемников из Литвы, Латвии и Эстонии, воюющих на Украине.

Официально

Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД России:

- Решительно осуждаем этот (приговор латвийского суда 71-летнему правозащитнику Александру Гапоненко. - Прим. ред.) политизированный, основанный на заведомо ложных сфабрикованных обвинениях вердикт, который был вынесен марионеточным латвийским так называемым правосудием по заказу правящего режима. Это попытка заставить замолчать тех, кто говорит правду. Все это напоминает худшие гестаповские практики.

Справка "РГ"

Известные политзаключенные Прибалтики:

Литва. Альгирдас Палецкис, дипломат, правозащитник, приговорен к 6 годам лишения свободы за "шпионаж" и "отрицание советской оккупации".

Алексей Грейчус, организатор "Бессмертного полка" Литвы, осужден на 4 года за "шпионаж в пользу России".

Латвия. Юрий Алексеев, журналист. Находился в предварительном заключении за акции против закрытия русских школ. За два дня до суда бежал в Беларусь.

Александр Гапоненко. Отбывает два условных срока по 1,5 года за правозащиту. В феврале 2025 года арестован по подозрению в работе на иностранное государство, а в январе 2026 года приговорен к десяти годам лишения свободы и трем годам надзора.

Эстония. Сергей Середенко, юрист проекта "Русский омбудсмен", приговорен к 5, 5 года тюрьмы за "шпионаж в пользу России". Обратился в ООН и ОБСЕ за помощью.

Аллан Хантсом, журналист. В 2023 году арестован за два дня до переезда в Россию. За защиту русскоязычных обвинен в госизмене и приговорен к 6,5 года заключения.

Читайте также:

Рига: Почему у латышей хотят стереть память о своей истории

Автор: Владимир Емельяненко