Погибшего в Турции спортсмена Свечникова похоронили на Лайковском кладбище.
В субботу, 31 января, на Лайковском кладбище в Одинцове состоялись похороны 29-летнего российского пловца Николая Свечникова. Церемонии предшествовала панихида в церкви Владимирской иконы Божией Матери, где с погибшим спортсменом простились родные и близкие. Гроб был закрытым.
Каким будет заплыв по Босфору после гибели Николая Свечникова?
Что случилось с пловцом Николаем Свечниковым
Свечников пропал 24 августа 2025 года во время 37-го межконтинентального заплыва через Босфорский пролив в Стамбуле, в котором участвовало около 3 тысяч человек. Его тело было обнаружено на берегу только 21 января 2026 года, что подтвердила ДНК-экспертиза.
Семья погибшего подала жалобу в прокуратуру Стамбула с требованием возбудить уголовное дело против организаторов соревнований. Окончательный отчет о причинах трагедии, как сообщили ожидается не раньше конца апреля 2026 года.
Как реагируют пловцы на гибель Свечникова
Гибель спортсмена стала шоком для всего сообщества любителей плавания на открытой воде. В специализированных чатах, где общаются более двух тысяч потенциальных участников заплыва, эта тема активно обсуждается. Пловцы отмечают непредсказуемость и опасность дистанции. «Течение Босфора спрогнозировать невозможно, слишком много влияющих факторов», - пишет один из участников.
Заслуженный мастер спорта Наталья Панкина, комментируя трагедию, подчеркнула, что подобные риски существуют на любых массовых стартах.
«От этого никто не застрахован… К каждому соревнованию… надо готовиться. Это ни в коем случае нельзя делать «с дивана». Готовиться нужно, даже суперсильным, даже тренерам», - отметила она.
Несмотря на трагедию, заплыв, признанный в 2016 году лучшим в мире, продолжает манить спортсменов. В этих же чатах кипит активная подготовка к новому старту, запланированному на 23 августа 2026 года. Опытные участники предлагают новичкам платные услуги: подготовительные сборы, персональные тренировки и даже сопровождение на лодке по всему маршруту.
Организаторы заплыва по Босфору подняли цену для участников
Пока идет расследование обстоятельств гибели Свечникова, сотни россиян готовятся к борьбе за возможность участвовать в том же самом заплыве. Организаторы установили для России жесткую квоту - всего 350 слотов при общем лимите в 1400 для иностранцев. Онлайн-регистрация откроется 2 февраля, и, как правило, квоты раскупаются за несколько часов.
Участие стало дороже: стоимость выросла на 100 евро и теперь составляет 650 евро (около 60 тыс. рублей). Для россиян сохраняются дополнительные сложности: часто требуется оплата иностранной картой, а сайт организаторов может не открываться без VPN.
Правила соревнований ужесточать не стали. Они по-прежнему содержат прямой пункт о том, что плавание сопряжено с риском серьезных травм или смерти. Участники обязаны подписать отказ от претензий к организаторам. При этом использование любых навигационных устройств, включая умные часы, карается пожизненной дисквалификацией. Обязательным условием допуска является медицинская справка.
… Похороны Николая Свечникова стали напоминанием о том, что покорение Босфора - это не только праздник спорта, но и серьезное испытание с непредсказуемым финалом.
Похороны Николая Свечникова
31 января в Подмосковье прошло прощание с пловцом Николаем Свечниковым, который пропал пять месяцев назад во время заплыва через Босфор.
Проводить 29-летнего Николая в последний путь пришли его родные, друзья. Среди них можно было увидеть Галину Свечникову - маму погибшего. Несмотря на страшное горе, женщина старалась держаться. На брате пловца не было лица, а маленький воспитанник Свечникова и вовсе не сдерживал рыданий… Мальчик тепло относился к своему тренеру.
«Галина Свечникова очень хорошо держится, все контролирует, со всеми общается. Отец как будто немного без эмоций, наверно, просто потерян… Ученик Николая - мальчик - плачет без остановки. Жене Антонине и вовсе стало плохо, она не могла стоять. Очень много друзей пришло, учеников и учениц. Все плакали, говорили о нем между собой, как о веселом парне: „Вот он бы сейчас шутку какую-то сказал“.
Брат и Антонина не согласились говорить с журналистами. Им тяжело, понять можно. Антонина прикрыла лицо черным большим капюшоном. Глянула на могилу, еще не закопанную, заплакала и ушла. Больше к могиле не подходила (по крайне мере, все то время, что мы там стояли). Она не смогла даже постоять там с его семьей. У нее с Николаем остался сын. Ему год», - сообщает корреспондент.
Галина Свечникова все же нашла в себе силы пообщаться с журналистами. «Самое страшное, что может быть в жизни, это хоронить своего ребенка. Мне кажется, страшнее уже ничего не может быть. Очень больно, тяжело. Будем пытаться учиться жить без него, - произнесла убитая горем женщина, которая намерена судиться с организаторами злосчастного заплыва в Турции. - Он был очень веселым, компанейским. Поэтому здесь столько людей, которых он знал. Все пришли попрощаться с ним».
«Мы не очень хотели, чтобы он ехал на эти соревнования - были у нас какие-то нехорошие предчувствия. Я вообще не понимала, зачем ему. Понятно, что это риск - 6,5 километров, к тому же ребенок у них с женой только родился. Да и заявку подать у сына не сразу получилось - на заплыв попасть не так просто, как кажется. Нужно хорошо подготовиться физически, купить билеты в Стамбул, сдать определенные анализы. Он хотел доказать себе, что сможет.
Мы организовали сборы на поиски Николая, откликнулось огромное количество людей. Я всегда знала, что у него много друзей, но что столько - только сейчас поняла. Без их помощи мы бы просто не выжили. Когда погибает отец, ребенок получает пособие по потере кормильца, и можно на какие-то средства жить. А тут мы ничего не можем - в течение пяти лет, когда человек пропал без вести», - говорила Галина в интервью.