Найти в Дзене

О казённых домах: КПЗ или ИВС?

Читая публикации на разных каналах, часто приходится сталкиваться с разного рода путаницей.
Авторы публикаций на тему тюрьмы и зоны порой не имеют представления, чем, скажем, отличаются СИЗО и тюрьма. Встречаются архаизмы - пережитки советского времени: до сих пор, например, употребляют в текстах слово "КПЗ", которых давно в помине нет.
В связи с этим я решил запустить серию публикаций под общим
Оглавление
Ничто не ново…

  Читая публикации на разных каналах, часто приходится сталкиваться с разного рода путаницей.

  Авторы публикаций на тему тюрьмы и зоны порой не имеют представления, чем, скажем, отличаются СИЗО и тюрьма. Встречаются архаизмы - пережитки советского времени: до сих пор, например, употребляют в текстах слово "КПЗ", которых давно в помине нет.

  В связи с этим я решил запустить серию публикаций под общим названием: "О казённых домах", в которых буду разъяснять (естественно, с позиции заключённого) разные вопросы о видах и типах исправительных учреждений да и, вообще, о системе исполнения наказаний по состоянию на настоящий момент.

Итак, КПЗ или ИВС?

  Неоднократно в публикациях на каналах и в блогах, и мало того - даже в современных литературных произведениях, кинофильмах и телесериалах продолжают упоминать аббревиатуру "КПЗ".

Так по старинке называют существующие ныне изоляторы временного содержания, сокращённо - ИВС.

КПЗ, то есть камер предварительного заключения по определению уже не существует. То есть сами-то помещения остались, но под другим названием. А сочетание "КПЗ" упразднено. Действительно: что значит - предварительное заключение? Кто так решил? Никакой суд не вправе, не разобравшись, делать из гражданина, только что задержанного по каким-либо причинам, заключённого. Чай, не тридцать седьмой на дворе. Суд может арестовать - взять под стражу - на время предварительного и судебного следствия.

   Поэтому забыть уже пора про "капэзэ".

    Однако этим словом норовят назвать ещё и клетки, установленные в отделах МВД, и в которые запирают разных буйных типов и подозрительных личностей из числа задержанных по подозрению в совершении преступлений или правонарушений. Причём задержанных не юридически, а фактически. Там держат всего несколько часов, пока решается их дальнейшая участь.

  И не камеры это вовсе, а именно клетки, и их называют временными изоляторами, просто изоляторами или чаще именно клетками, а в простонародье - обезьянниками.

Ну, а дальше уж кому как повезёт: одних отпустят восвояси, других (при наличии серьёзных оснований) могут препроводить в тот самый ИВС и держать там в течение 72 часов, пока идёт выяснение и разбирательство.

Потом либо отпустят совсем, сняв подозрения, что бывает редко, либо отпустят, но под подписку о невыезде или под домашний арест, либо переведут в СИЗО (следственный изолятор) - это уж как суд решит. Но только суд, а не прокурор или следователь. И только при возбуждении уголовного дела.

Если же это "административка" (нарушение КоАП, или иначе - правонарушение), и назначен судом административный арест, то арестованные, которых в обиходе называют "суточниками" ( те самые алкоголики, хулиганы, тунеядцы) направляются в так называемые официально арестные дома.

Книга-рассказ "Ничто не ново..." (скачать бесплатно):

Ничто не ново…

Не знаю, как в самых крупных городах, а в провинции эти арестные дома территориально приурочены к изоляторам временного содержания (ИВС), совмещены с ними. "Питомцы" их зэками или арестантами не считаются, так как не являются уголовно осуждёнными, разве только побывали таковыми когда-то раньше.

  До последнего времени ИВС (бывшие КПЗ) представляли собой маленькие, допотопные, убогие и грязные “тюремки” со всеми классическими тюремными атрибутами, вплоть до параши в углу. Спартанские условия: прибитые к полу нары или койки (шконки), столы (общаки), лавки у стола, решётки (решки) на окнах и железные двери (тормоза) с "глазком" (волчком) для надзирания.

    Кое-где, в захолустных городишках, они таковыми и остались. В основном же - камеры, как камеры, - с должным санитарно-техническим состоянием и порядком.

-2

    В крупных городах они могут располагаться в отдельных зданиях внушительных размеров, и их может быть несколько при районных отделах внутренних дел.

   А в мелких населённых пунктах: городках и посёлках, - часто находятся прямо в помещении ОВД, в полуподвалах, с деревянными нарами, рукомойниками и ведром вместо унитаза.

    Находятся ИВС, если я не ошибаюсь, в ведении вневедомственной охраны.

   Хавку, то есть питание, в ИВС привозят из общепита: столовых и кафе, по договору. Обычно это не баланда, а более или менее сносные и даже хорошие комплексные обеды.

    В изоляторы помещают не только задержанных по подозрению в совершении преступлений, но и привозят из СИЗО ранее арестованных на допросы, различные следственные действия, и подсудимых на судебные заседания.

  Там же, только в других камерах, как я уже писал выше, часто содержат арестованных за мелкие административные правонарушения. Это те самые "суточники": алкоголики, тунеядцы, хулиганы и прочая мелкая дичь.

    Я побывал в разных ИВС: и там, где “частичные удобства”, стены из оштукатуренной дранки, нет даже электрических розеток, и там, где всё по последнему слову полицейской техники. Но обо всех осталось крайне отвратительное впечатление, ощущение какого-то паскудства.

    Задержанных по уголовным делам в ИВС изолируют на двое-трое суток, пока суд не решит вопрос об избрании меры пресечения.

    Если суд избирает меру пресечения - содержание под стражей, то задержанный теперь становится следственно-арестованным, содержащимся под стражей и препровождается в следственный изолятор - СИЗО.

    Раньше, несколько десятилетий назад, их называли следственными тюрьмами. И ныне, по старинке, так и называют - тюрьма.

    А вот в чëм различия между СИЗО и тюрьмой, я расскажу в следующей публикации цикла "О казённых домах".

  Благодарю за внимание!

-3

КНИГИ О ТЮРЬМЕ И ЗОНЕ

на ЛитРес:

Тюремные и лагерные истории — Александр Игоревич | Литрес

Субцивилизация. Записки лагерного садовника — Александр Игоревич | Литрес
Праздник в клеточку. Монолог заключённого — Александр Игоревич | Литрес

и другие:

Александр Игоревич

Повесть-сказка "Габоника"

о людях, змеях и свободе:

Габоника, или Сказка о людях и змеях