В Татьянин день, 25 января, я сделала себе незабываемый подарок — пробежала марафон.
Онлайн-забег в память об отце и бабушке
Это был онлайн-забег на международном зимнем марафоне "Дорога жизни". В этом году на знаменитом старте под Санкт-Петербургом открыли онлайн-формат. Многие бегуны из разных городов и стран давно хотели присоединиться к этому событию. И вот наконец такая возможность появилась.
Я посвятила марафон памяти отца — блокадника Виктора Ильича Чеботарева (1925-1993). Уроженец Смоленской области, он учился в железнодорожное училище в Ленинграде. В первую и самую страшную блокадную зиму (1941-1942) пережил голод, холод, ужас бомбежек. На его глазах умирали товарищи. Был эвакуирован по Дороге жизни с другими детьми и подростками. До конца своих дней относился к хлебу как к святыне. Награжден знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
Папа назвал меня Татьяной в честь своей матери. Забег в Татьянин день посвящался еще и бабушке.
Это был мой второй марафон. Но первый — зимний. Первый мемориальный. И первый одиночный — в онлайн-формате. Все оргмоменты (маршрут, питание и туалеты на дистанции) я продумала сама.
Питание: марафонская диета
Я купила слот на старт 12 декабря 2025-го — и сразу же начала готовиться к марафону. Хотя правила онлайн-забега разрешают пробежать любую дистанцию на выбор, хоть всего 1 км.
Проанализировала ошибки своего первого марафона — 28 сентября 2025 года в Могилеве. Главным "косяком" тогда было питание. Вот ему я и уделила основное внимание.
Во-первых, специально набрала вес. На 3 кг — до 65 кг. Потому что с весом 62 кг при росте 173 см меня уже шатало ветром. И излишняя худоба не красила. Она подчеркнула все возрастные изменения, особенно на лице. Женщинам 50+ нельзя сильно худеть.
Во-вторых, последнюю неделю перед стартом провела на специальной марафонской диете. Три дня, с понедельника по среду — углеводная разгрузка: ешь одни белки. (Мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кефир, йогурт; из овощей — только огурец и перец). И три дня, с четверга по субботу — углеводная загрузка. (Основа питания — каши, макароны. Можно есть овощи, фрукты, но без фанатизма. Нельзя "углеводные вкусняшки": печенье, шоколад, конфеты, мороженое, зефир и т.д.).
В "белковые" дни больше всего хотелось яблок — это мои любимые фрукты. Они лежали на кухне в вазе: большие, сочные, красные. И так соблазняли! Первое, что я сделала в четверг: пришла с пробежки и наконец съела яблоко. А в "углеводные" дни хотелось творожка. Но не так сильно, как яблок
Эту диету используют многие марафонцы: и профессиональные спортсмены, и любители. Кому-то она заходит, кому-то нет. Мне — однозначно помогла и понравилась.
Тренировки, экипировка, маршрут
Немного обновила экипировку: купила хорошие зимние кроссовки (BMAI Pacе 6.0 Cordura), балаклаву, гетры.
Тренировки. С 1 декабря я участвую в международном зимнем челлендже RWC25/26. Бегаю в неделю по 80-100 км. Три раза в неделю хожу на силовые тренировки в зал.
В последнюю неделю перед стартом снизила беговой объем наполовину: до 45 км. Уменьшила и рабочие веса в зале. Одну силовую тренировку пропустила. На старт надо выходить отдохнувшей.
Погода. Мониторить прогнозы на разных сайтах начала еще за две недели до забега. И знала, что 25 января будет сильный мороз, ниже –20°С. Но переносить старт не стала, хотя онлайн-формат длится до 20 февраля. Решила: оденусь потеплее — и справлюсь. Люди на "Полюсе холода" в Якутии бегают в –40...50°С. Что против этого наш хлипкий белорусский морозик?
С вечера подготовила экипировку. Классические три слоя одежды для бега в мороз. Прикрепила на майку номер.
Маршрут. Он есть на треке в фотогалерее. Это два круга по 18 км по городу + последние 6 км в моем квартале. Составила маршрут так, чтобы было как можно меньше светофоров по пути. Но их все равно было много.
Продумала и такой щепетильный момент, как туалеты по дороге. В Витебске с общественными WC все печально: их мало и они в основном в самом центре.
Никого из семьи и друзей в свой план бежать марафон не посвящала. Готовилась и готовилась — молча. Цифру "42,2 км" ни разу вслух не произнесла. Дистанция такая серьезная, что даже страшно говорить о ней всуе
О том, что участвую онлайн в "Дороге жизни", сообщила мужу за день до старта. На его вопрос "Сколько побежишь?" ответила уклончиво. Позже муж признался: "Зная тебя, я сразу понял: это будет марафон".
Старт: договорилась и с головой, и с ногами
Тайминг на забег 25 января расписала заранее.
Подъем — в 4.30. В 5.15 — завтрак: овсянка на воде, банан, чай с медом. Это моя привычная еда перед любыми стартами.
Взяла с собой на дистанцию углеводную подпитку: энергетический гель, батончик "Сникерс", порезанный на маленькие кусочки — для удобства еды на бегу, конфеты без сахара с витамином С (в составе глюкоза). И воду.
В итоге воду я не пила. Она в мягкой бутылке замерзла! И еще долго оттаивала потом дома. А гели были ледяными, есть их совсем не хотелось. Через каждые 5 км ела "Сникерс" и конфеты с аскорбинкой. Кусочки батончика на морозе слиплись, приходилось их разгрызать. На бегу есть я не люблю. Но я себя заставляла. Помнила, как из-за недостатка питания у меня резко пропала энергия на марафоне в Могилеве.
На старт меня проводил главный тренер — кот Марс. Проверил экипировку. Дал ценные рекомендации. Без этого рыжего чуда не обходится ни одно дело в нашем доме.
В 7.05 — разминка. В 7.15 — старт. Финиш — примерно через 4,5 часа. Скорости на этом забеге я от себя не требовала. Цель была просто пробежать. Прорваться сквозь мороз и снег.
На термометре –22°С. Но настроение у Тани боевое!
Марафон — дистанция, которую бегут не ногами, а головой. С головой я договорилась давно, еще покупая слот. Мотивация была сильнейшая! С ногами, знала, тоже договорюсь.
А вот удастся ли договориться с ЖКТ и мочевым — было под вопросом. На морозе, как известно, писать хочется чаще. К счастью, забегать в туалеты по пути не пришлось. Это очень порадовало.
На первом километре настроила себя так: "Все, Таня, в ближайшие 4,5 часа ты не человек, не женщина. Ты — машина. Придется выложиться. Пульт управления — мозг. Ему подчиняются мышцы, суставы, связки. Нет холода. Нет усталости. Есть только ритм шагов, дыхание, цель. Работаем!"
Но, как бы позитивно ты себя ни настраивал, всегда есть вариант, что что-то может пойти не так. Конечно, мне было страшно. Но я старалась думать только о хорошем.
Забег: накрыла ли "марафонская стена"?
Пробежала марафон за 4:35:13. Средний темп: 6:31.
Это на 25 минут больше, чем сентябрьский марафон в Могилеве.
Но в январе же был совсем другой расклад! Мороз. Сто одежек. Сложная трасса: местами гололедица, местами плохо утоптанный снег, местами узкие тропинки в сугробах. Были участки, где приходилось переходить на шаг. Светофоры: только они отняли минут 5-7, если не больше. (На официальных стартах трассу для бегунов перекрывают, и им не надо терять время на светофорах). Одиночество на дистанции, отсутствие зрителей, поддержки — тоже сказывалось.
Сложнее всего было после 18-го км идти на второй круг. Дом был рядом, в 300 метрах. А там теплая ванна, вкусный завтрак, ароматный чай, горячий муж, мурлыкающий кот. Все это очень соблазняло. Но нет, я повернула на второй круг!
Несмотря на все сложности, этот марафон дался мне проще, чем предыдущий.
В этот раз "марафонская стена", когда силы резко покидают, меня не накрыла. В сентябре она настигла на 37-м км — все по классике жанра.
В этот раз на 37-м км я испугалась: ну все, сейчас накроет! Но нет, пошел 38-й — все нормально, не накрывает! 39-й — самочувствие хорошее. 40-й — ура, никакой "стены"! Последние два километра бежала с улыбкой. Я поняла: марафон — это не только про боль, усилия, концентрацию, но и про вдохновение, крылья, полет.
Мозоль на левой ступне — единственная маленькая неприятность, которую принес этот забег.
Где меня поймал Дед Мороз
Да, могу сказать, где самое холодное место в Витебске. По ощущениям, это пересечение Черняховки и Воинов-интернационалистов. Низина под склоном, на котором стоят "аисты".
Когда я там пробегала (дважды, на первом и втором кругах), меня словно хватал в объятия Зюзя Поозерский (витебский региональный Дед Мороз. — прим. автора). Я удирала от него поскорее, чтобы согреться.
Чью помощь ощущала
И все же на этом одиночном забеге я была не одна. Я все время ощущала помощь своего отца. Такое чувство, что он был рядом все 42,2 км.
Или это сила внушения, или на самом деле наши ушедшие родители все равно нас оберегают оттуда, с небес — я не знаю. Но совершенно точно мне было легче от мысли, что папа рядом. Что он поддерживает эту идею — пробежать зимний марафон. И что он гордится своей сумасшедшей дочкой.
Гены-то пальцем не задавишь. Внешне я похожа на маму, но характер, темперамент — в папу. И в бабку Татьяну. По рассказам отца, это была женщина красивая, высокая, волевая, хозяйственная.
Родовые черты по отцовской линии передались моему сыну. И если у него родятся дочки, есть большая вероятность, что эти же качества передадутся и им. Но девочки будут или мальчики, неважно. Конечно, мы постараемся воспитать наше пятое поколение так, чтобы оно выросло достойным, умным и не оранжерейным.
Финиш: розовые хризантемы и радость победы
Мы заранее договорились с мужем, где и во сколько я финиширую. В этом месте Игорь меня и встретил. С букетом хризантем. Это счастье, когда самый близкий человек разделяет твою радость, поддерживает и с пониманием относится к твоему хобби.
Случилось странное: недавно я полюбила розовый цвет. Обожаю все оттенки красного и желтого. А розовый считала излишне слащавым. С мужем этой новостью не делилась: зачем грузить мужчину такой женской ерундой. Но он каким-то образом это почувствовал — и подарил именно розовые цветы.
Я довольна результатом. Выполнила то, что хотела. Победила страх. Почтила память отца и бабушки Татьяны. Присоединилась, пусть и онлайн, к одному из самых известных марафонов. И сделала подарок на свои именины.
Электронный диплом уже получила. Надо его распечатать. И жду медаль от организаторов. Должна прийти в середине февраля.
Мечтаю теперь пробежать настоящую "Дорогу жизни". Титульную дистанцию. Верю, что так и будет — в один из ближайших январей.
"Дорога жизни" — особенный старт. Гордость в каждом шаге
Международный зимний марафон "Дорога жизни" проходит во Всеволожском районе Ленинградской области ежегодно в последнее воскресенье января. В этом году состоялся в 57-й раз. На четыре дистанции — 42,2 км, 10 км, 5 км, 1 км — вышли 7 000 человек. Из них 2500 пробежали марафон.
Маршрут начинается на берегу Ладожского озера и идет по наземной части магистрали, по которой во время блокады в Ленинград доставляли продукты, боеприпасы и эвакуировали жителей. Дорога жизни была для ленинградцев единственной надеждой на спасение.
В этом году на забеге было –17°С. Для Петербурга это очень холодно! Но с 1973 года зимний марафон ни разу не отменяли, невзирая на погодные вызовы: мороз, ветер, снег, гололед. Правда, два раза (в 1980-м и 1985-м) из-за сильного холода марафонскую дистанцию сокращали до 30 км.
Это особенный забег для многих участников. Дети, внуки, правнуки тех, кто выжил в блокадном аду, помнят их подвиг. И бегут "Дорогу жизни" с гордостью в каждом шаге.
Проект "(Про)бег с Матвеевой" — заметки о любительском беге. Бросила курить — и начала бегать. Несколько кругов по школьному стадиону, боль в ногах, ужасная одышка — такой была моя первая пробежка в августе 2008-го. Спустя 17 лет, в сентябре 2025-го, пробежала первый марафон. Беговое амплуа: стайер. Плохое настроение — иду на пробежку. Хорошее настроение — иду на пробежку. Рассказываю в проекте и про свой опыт, и интересные истории про других бегунов.