Про синдром жертвы пишут очень много. Из каждого утюга можно услышать "Перестань страдать!", "Возьму ответственность за свою жизнь!", "Полюби себя!", "Радуйся жизни!" и прочая дребедень.
Но! Звучит легко, так почему это так сложно?
Неужели человек настолько глуп, что не может просто начать радоваться жизни и понять какие-то глубокие вещи, которые вещают с экрана смартфонов медиапсихологи?
Все просто! Все так просто - это у медийных психологов, которые, купив их курс, обещают вам нереальных прорывов вашей жизни, только денюжки уплотите и будет результат.
Так не работает по ряду причин. Прежде стоит отметить, что синдром жертвы это яркий признак глубинного длительного невроза психики. Как правило, синдромом жертвы обладают люди, которые реально длительно испытывали на себе различные формы насилия, ключевое слов - длительно.
Это означает, что синдром жертвы -это не личный выбор, это побочный эффект длительных деструктивных, дисфункциональных отношений в семье по отношению к человеку. Именно по причине человеку крайне тяжело изменить свой стиль мышления, поведения и реагирования, а не потому что ему не хочется.
Теперь давайте более подробно разберем какие нарушения и искажения происходят в психике человека с синдромом жертвы.
Саможалость.
Люди с синдромом жертвы как правило живут с огромным чувством саможалости к себе, ощущения себя некими "уникальными" людьми, которым в этой жизни не повезло. Когда случается очередная трудность (неудача) они как-бы ставят галочку в своей самовере в том, что им как всегда не повезло в отличии от их друзей, подруг, знакомых и прочих людей вокруг, ведь они уникальны - мало кому так не повезло как им в жизни.
Страдальческий оргазм.
Люди с синдромом жертвы нередко испытывают чувство похожее на оргазм, только такой страдальческий оргазм. Так называемый "страдальческий оргазм" в отличие от сексуального оргазма подпитывается чувством жалости к себе и ощущения себя жертвы - несчастной, беспомощной, некого чувства комфорта и мнимой радости от ощущения привычного состояния и осознания токсичного чувства уникальности жертвы, ведь только мне не повезло, я один(а) такая несчастная избранник (ца) судьбы.
Недавние исследования только подтвердили, что на уровне нейрохимии мозга у людей с синдромом жертвы происходят изменения, которые формируют страдальческий оргазм.
Так как жертвы прежде всего глубоко травмированные люди в рамках психофизиологической модели ответ на травму является результатом длительных физиологических изменений.
Согласно современным данным при стрессовом воздействии возрастает оборот норапинэфрина, что приводит к снижению содержания норадреналина, дофамина, серотонина в головном мозге, а также к возникновению болеутоляющего эффекта, опосредованного эндогенными опиоидами.
То есть, говоря простым языком - чем больше негативных страдальческих эмоций и чувств, тем больше будут выделятся эндогенные опиоиды, а соответственно - сладостное ощущение легкого опьянения от ощущения себя страдальческой жертвой. Именно по этой причине, людям с синдромом жертвы крайне тяжело изменить свой стиль поведения.
Организм вырабатывает физиологические опьяняющие вещества, которые помогают организму справится со стрессом.
Эндогенные оппиоды, которые производятся мозгом и другими тканями и действуют как нейромодуляторы, регулируя боль, удовольствие, настроение, стресс, дыхание и иммунитет, связываясь с опиоидными рецепторами.
Они являются важнейшей стресс-лимитирующей системой, помогая организму адаптироваться к экстремальным воздействиям, а их действие похоже на экзогенные опиаты, но без зависимости. По этой причине люди с синдромом жертвы, люди с мозахистическим характером постоянно раскручивают и повторяют в своей психике и жизненных ситуациях состояния жертвы или находят людей и ситуации, которые обеспечат им испанские страсти, похожие на их детство, где они обязательно будут страдать.
К слову, садомозахизм основан на такой же концепции химии мозга - боль равно наслаждение, секс лишь форма через которую реализуется эта схема.
Но дело не только в эндогенных опиойдах....
Нейрохимия мозга может работать и по другому, так почему люди с синдромом жертвы выбирают именно путь страдания, осознавая деструктивность такого стиля реагирования?
Дело в том, что люди с синдромом жертвы с детства живут в крайне в дисфункциональных семейных системах, подвергаются физическому, эмоциональному и нередко сексуальному или сексуализированному насилию. Страдание, боль, несправедливость, ощущение некой ущербности себя и своей семьи для них становятся базовыми чувствами.
Как следствие те, кто подвергался регулярному насилию дома также подвергаются насилию и вне дома - буллинг в школе, насилие со стороны партнера, в армии, на работе и т.д. То есть концепция жертвы подкрепляется и во вне семьи, что во многом укрепляет синдром жертвы.
У жертв формируется непереносимость позитивного аффекта, при этом высокая толерантность к насилию разного вида. Непереносимость позитивного аффекта похожа на феномен выхода в свет из темной пещеры - когда вы долго находитесь в темноте, то свет становится неприятным, даже будучи теплым и ярким. В пещере, наполненной болью, обидой, страданием, завистью намного привычнее, а соответственно - безопаснее, как бы это не странно звучало.
Хороший пример непереносимости позитивного аффекта людей с синдромом жертв показан в фильме "Властелин колец" в истории деградации Голума, который прячется в пещере и престал выносить дневной свет.
Люди, регулярно подвергавшиеся различного рода насилию, теряют надежду и веру что когда-нибудь будет хорошо, ведь чаще плохо, как следствие формируется невроз и пограничные невротические состояния - заниженная самооценка, повышенный уровень тревоги и тревожные расстройства, усиленное чувство стыда, вины, депрессивные и субдепрессивные состояния, ведь надежда и вера в хорошее иссякает с каждым ударом и чаще от тех, кто должен был защищать и любить.
В сознании преобладает множество когнитивных и поведенческих искажений, что во многом затрудняет жизнь.
На когнитивном уровне (уровень установок/убеждений) формируются устойчивые искажения (иллюзии) восприятия себя и мира. Например, жертвы различного насилия имеют иллюзии по типу: мир несправедлив ко мне, я неудачник, я слабый, мир небезопасен, все люди хотят мне зла, все нормальные люди, а со мной все не Ок и прочее.
Иллюзии на уровне когнитивных искажений являются механизмом психологической защиты, то есть таким образом психика стремится получить устойчивость, ведь человеку намного безопаснее, когда есть хоть какой-то ответ на вопрос, почему это с ним происходит. Иллюзии помогают психике не сталкиваться с фрустрацией (крайне отвратное чувство), связанную с болезненным осознанием аспектов насилия, которое совершается в отношении человека.
На уровне аффекта (чувства и эмоции) удовольствие от жизни они либо не получают вовсе либо очень мало, радости практически нет, удовлетворения нет практически ни в чем. В сексе они не получают той полной степени удовлетворения, так как их сущность пропитана стыдом за себя, свое тело, свою семью, за то что с ними происходило. Они постоянно думают о том, что подумают люди, что скажут люди, как отреагируют люди.
Вина также близкая спутница стыда. Они как семейная пара- идут рядом с неврозом. Люди подвергшиеся длительному насилию как и все жертвы испытывают вину за то, что они не такие какие могли бы быть, за то, что люди совершавшие насилие, а к слову это чаще родители, братья сестры, вынуждены были с ними сюсюкатся, проявлять заботу и тратить свое драгоценное время на них. В зрелом возрасте вина и стыд как правило сохраняются. Это невыносимое чувство заставляет человека перестать чувствовать и отказаться от себя, ведь они так всю жизнь были обузой для близких.
Чаще они пребывают состоянии отчаяния, злобы, грусти, недовольства, зависти и обиды на весь "мир", который по их мнению, с ними обходится несправедливо. Под "несправедливым миром" они конечно подразумевают свою семью.
Стыд и вина - это базовые чувства, людей подвергавшихся длительному психологическому, физическому и сексуальному насилию. Стыд перманентное чувство, которое никогда не покидает человека, ведь в голове есть четкое ощущение, что он какой-то не такой как все. Отсутствие границ формирует огромное количество страхов, комплексов, как следствие повышенная тревога, соматофорные расстройства и конечно нестабильную самооценку.
На поведенческом уровне жертвы насилия страдают прокрастинацией, синдромом отложенной жизни, синдромом самозванца, они крайне нерешительны, злобны, ведь их психика как открытый нерв зуба - уязвима и реагируют на всех и вся. Психика обладает вязкостью - застревает на обидах, тяжело переживает конфликты и в целом любые изменения.
Люди с синдромом жертвы как правило крайне токсичны, они как - будто источают яд. Причина, по которой они крайне токсичны, состоит в том, что из-за наличия высокого уровня стыда, вины, они становятся беспомощными, ведь вина и стыд в нашей ментальности часто подается под соусом функциональных чувств.
Нет и еще раз нет!
Вина и стыд - это два крайне деструктивных чувства, основная цель которых манипуляция. Вина и стыд это самые лучшие инструменты манипуляции массами и человеком в целом.
В завершении хочу отметить, что человек не выбирает сталкиваться с насилием или нет, к сожалению, у вселенной каки-то свои замыслы, которые нам чаще непонятны. Люди, столкнувшиеся с насилием, часто ищут ответ на вопрос "за что и для чего" и в этом их большое заблуждение, но это совсем другая история.....
Психологическое консультирование
Александр Баженов
+7 916 907 73 40
Запись на консультации
Телеграм
Подписывайтесь на ТГ канал