Младший сын Сергея Есенина и Зинаиды Райх Константин Сергеевич Есенин (03.02.1920-26.04.1986) выбрал стезю не поэзии и театра, а спортивного комментатора и журналиста. Но в этом очерке я собираюсь рассказать не о главном увлечении, а о его военной судьбе. Как это часто случается, воспоминания ветерана Великой Отечественной войне не систематизированы, а журнальные очерки полны неточной информации. Между тем, жизнь Константина Сергеевича достойна внимательного изучения. Очерк адресован интересующимся деталями военной истории.
Итак, в ноябре 1941 г. студент четвёртого курса Московского инженерно-строительного института Константин Есенин пришел в Кировский райвоенкомат Москвы, чтобы добровольцем уйти в армию защищать Родину. В учётной карточке отмечено, что в РККА он призван 05.12.1941. Однако дальше образуется большое белое пятно в биографии. На фронт Константина не отправили, можно гадать, где он нёс службу в тылу и учился военному делу (связиста?, артиллериста? и т.д.). Во всяком случае, согласно документам пересыльного пункта Московского горвоенкомата, 16.06.1942 рядовой, стрелок Константин Сергеевич Есенин отбыл в 18 зсбр (запасную бригаду).
С 5-6 июля 1942 он на Ленинградском фронте, на Карельском перешейке, в составе 20 дивизии НКВД, которая с 7 августа 1942г. становится 92 стрелковой дивизией. Есенин воюет в 3 минометной роте 22 стр. полка 92 стр.дивизии. 24 сентября 1942 он получает ранение. В это время (с 16.08.1942) его полк занимает позиции в районе озера Меднозаводский разлив - в 30 км от Ленинграда. По выздоровлению Есенин вернулся в свою часть, приказом по 22 сп был награжден в августе 1943г. медалью за оборону Ленинграда. В то время (осень 1943) "В дни ленинградской блокады я был одно время на спокойном участке фронта. Иногда, правда редко, мне удавалось выпросить увольнительную на денек в город."
Дальше военная судьба Кости складывается так. Молодого человека выдвигают на политическую работу комсорга батальона, а это офицерская должность, и ему в связи с этим присваивают звание младшего лейтенанта. Следующий документ показывает, что в июне 1944г. Константин уже младший лейтенант, освобожденный комсорг стрелкового батальона 1064 сп 281 стр дивизии. Но место службы в наградном представлении за июнь 1944 указано всё же не точно.
Младший лейтенант Есенин, комсорг батальона, тогда все ещё служит в 22 сп 92 сд 23 армии. 10.6.44 г. началась Выборгская операция (10-20 июня), войска 21 и 23 армий Ленинградского фронта перешли в наступление на укреплённые позиции финнов. Как узнаем из наградного документа, при прорыве вражеской обороны Есенин умело расставил комсомольский актив по подразделениям батальона и лично находился в боевых цепях, воодушевляя наступающих бойцов. В период боя (наступления) принял в члены ВЛКСМ 17 бойцов и офицеров. В одном из наградных представлений сказано, что комсорг с небольшой группой бойцов захватил летом 1944г. в плен 12 финских солдат. А ещё мы читаем такое – в боях при штурме высоты 171,0 мл.лейтенант Есенин был тяжело ранен. К сожалению, по факту это неправильно в части указания “времени и в пространства”. Здесь мы снова сталкиваемся с так называемым штабным “творчеством”. Сражение за Сийранмяки, или высоту 171,0 второго сильного рубежа обороны финнов, проходило 13-16 июня 1944г. 22 стрелковый полк в нем не принимал участие, действуя заметно правее. В 1064 сп 281 сд Есенин попал, был командирован, позднее. Вот как Константин Сергеевич описывает эту командировку.
“Шел июль сорок четвертого года. К тому времени я уже считался бравым солдатом: усвоил военную науку артиллериста, связиста. Быть два года в ленинградской блокаде — это что-то значит. Началось наше наступление — грянули бои на плацдарме перед рекой Вуоксой близ Ленинграда. Я был комсоргом первого батальона 22-го стрелкового полка 92-й дивизии. Третьего июля прибыл с подкреплением в 281-ю стрелковую дивизию. В штаб 1064-го полка попал глубокой ночью, а наутро предстоял бой”... Из строя выбыл командир роты, и тогда командование младший лейтенант Есенин принял на себя. В шесть утра ему надо было повести бойцов в наступление...
С 4 июля 1944 281 стр.дивизия вела тяжелые бои с целью очищения юго-западного берега реки Вуокси с последующим форсированием реки. Первыми в атаку пошли батальоны 1064 сп и 29 отд.штрафная рота. Наши части понесли тяжелые потери и быстро выполнить свою задачу не смогли. 7 июля личный состав 1064 и 1062 сп сведены в 2 стрелковых батальона, а 6 июля отстранены от должности командиры этих полков. 7 июля отстранен от должности командир 281 стр.дивизии. Наконец, 9 июля 1944г. юго-западный берег реки Вуокси был зачищен от финнов. В этих боях 5 или 6 июля, согласно документам, Есенин был ранен. Предположу. Чтобы не вспоминать временные неудачи в начале июля, в наградном представлении Есенина указано, что он ранен в боях за высоту 171,0.
Вот что рассказывал Есенин. – “На четвертый день боевых действий они «вгрызлись» в оборону противника. До реки Вуоксы оставалось около ста метров. И тут его ранило. Но из боя не вышел. Силы уже покинули младшего лейтенанта, когда он попал в медсанбат. Там решили: нужна срочная операция. Есенина отправили в Ленинград. Операция длилась три часа. Выжил боец..”. Однажды, будучи на лечении в военном госпитале, кто-то вскользь упомянул о предстоящем [16 авг.1944 в Ленинграде] футбольном матче "Зенита" с бакинцами [Динамо]. Такое событие Есенин пропустить не мог. Он сбежал из палаты и в тапочках и халате пришёл на стадион. Как потом вспоминал Константин, "после футбольного "допинга"[Зенит выиграл 1:0] его "больничные дела сразу пошли на поправку…"
Есенин выбыл из госпиталя 17.08.1944 и был определён в состав 456 стр. полка 109 Ленинградской стр.дивизии. Он стал снова комсоргом - 2 стр.батальона. И снова получил ранение – в период боев 18-20 ноября 1944, сопровождаемое слухом о его гибели. “Мы послали его в роту, когда она залегла, – сказал майор Мелехин, командир 456 сп, для газеты Красный Балтийский флот (№7036, 9 дек.1944), - Немецкие корабли били по берегу, и казалось, нет силы, чтобы поднять снова в бой роту… Но Есенин поднял роту и повел её в бой. Когда его ранило, никто не знал. Он умер от потери крови… Все его видели до последней минуты среди наступающих…” Тогда с 5 октября по 23 ноября 1944г. наши части освобождали остров Эзель (Сааремаа). В наградном представлении, подписанном комполка Мелехиным, сказано “При прорыве сильно укрепленной полосы обороны противника на полуострове Сырве (острова Эзель) т.Есенин, возглавляя подразделение автоматчиков штурмового батальона, стремительно бросился в атаку, увлекая за собой стрелковые подразделения и ворвавшись в траншею, обеспечил продвижение и занятие стр. подразделениями одного из участков линии траншей первой линии обороны противника, при этом т.Есенин заменил выбывшего из строя командира взвода, успешно руководя в военных операциях, в районе Тюрве захватил 8 пленных…”
Данное наградное представление подписал майор Мелехин 28.11.1944, так сказать, по свежим следам. В наградном же представлении от 28 апр. 1945г. уже от другого полка (502 сп 177 сд), сказано, что Есенин заменил в тех боях выбывшего командира роты. Конечно, это детали. Непонятно другое, почему командир полка Мелехин был уверен в гибели Есенина, а в его представлении к награде от 28 ноября нет ни слова, ни намека не только на смерть мл.лейтенанта, но даже и о том, что он ранен. И почему в документе указан вот такой нюанс, что в районе Тюрве Есенин захватил 8 пленных. Но к Тюрве 456 сп вышел только 21 ноября и в тот день при подходе к Тюрве полком было взято только 2 пленных. Это я придираюсь к тому, что по документам, Есенин был ранен 20 ноября.
Так когда же “потерялся” на самом деле всё-таки Есенин? Прочтение журнала боевых действий 456 сп дает такую картину. Наступление началось в 11.47 18 ноября, к 15 часам были преодолены 1 и 2 линии траншей. Но на рубеже рокадной дороги отм. 28.7 снова было встречено ожесточенной сопротивление. В 18ч. комполка решил 2 сб овладеть отм. (выс.) 28,7. В течение 2-й половины дня 18.11, ночи на 19.11 и днём 19.11 полк вел ожесточенный бой. В результате подразделения подошли на 300-400 м к рокадной дороге отм. 28.7, а отдельные группы 1 и 3 сб ворвались в опорный пункт высоты с отм. 28.7. Однако ожесточенным артминометным огнем и неоднократными контратаками противнику удалось потеснить понёсшие большие потери подразделения. К исходу 19 ноября в строю полка осталось 150-160 чел. Его пришлось отвести 20 ноября для пополнения, в этот день активных действий 456 сп не вел. Активные атакующие действия были предприняты им в течение всего 23 ноября, врага поддерживала корабельная артиллерия. Тем не менее в 22.10 оборона на участке Тюрве была прорвана, к 24ч. боевые действия 456 сп с выходом к морю были завершены. Таким образом, Есенин был ранен и отстал от полка или 18-19 ноября, или, скорее всего, 23 ноября, так как именно тогда била немецкая корабельная артиллерия, упомянутая Мелехиным выше.. Вероятно, вскоре на фронте появился корреспондент Красного Балтийского флота, которому Мелехин сказал, что Есенин погиб. А к 28 ноября Мелехин, допустим, уже получил известие, что комсорг, возможно, жив и подписал наградное представление без подписи “посмертно”. Или поскольку тело мл.лейтенанта не было найдено, не рискнул написать, что комсорг пропал без вести.
Из воспоминаний Есенина. - Уже стемнело, и Есенина подобрали санитары другого соединения. Тяжелораненого, его вынесли с поля боя. Положили на дроги и повезли к санитарному поезду. Через каждые десять-двадцать метров каменистой дороги раненый кричал: «Остановитесь! Больше не могу!». И дроги останавливались, а возница причитал: «Батюшки, так к поезду не успеем…». И вдруг — из громкоговорителя, со стороны станции — еле различимый голос Левитана: «Наши войска перешли в наступление по всей линии фронта. Освобождены Эстония…» И тогда раненый закричал: «Черт с тобой! Вези! Все выдержу!».
Левитан объявил об освобождении Эстонии 24 ноября 1944г. Вряд ли Есенин пролежал на поле боя 3-5 дней. Разрывная пуля прошила грудную клетку, и Костя выжил, перенеся тяжелейшую операцию и провалявшись четыре месяца в госпитале. Следующей частью комсорга батальона стал 502 сп 177 сд. С ним он заканчивал войну в Латвии у Лиепая разгромом курляндской группировки немцев.
Светлая память Константину Сергеевичу.
Очерк включен в подборку Великая Отечественная война (ВОВ) в блоге Друг Истории
Признателен за лайки, подписку и донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №404, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК