Фаворитами не были бы, но в хороший день могли бы обыграть любого.
Тренеры
Давайте представим, что сборную России внезапно допустили до Олимпиады в Милане. Прямо сегодня. И заменили ей Францию — именно она ведь в итоге заняла наше место как лучшая вторая команда квалификационных групп.
На групповом этапе будет весело: Канада, Чехия и Швейцария. Но в плей-офф-то выходят все, просто худшие восемь команд начинают с 1/8 финала. И пусть между играми первого раунда и четвертьфиналами всего сутки, это не так уж важно — канадцам в Ванкувере ничуть не помешало. Даже наоборот — помогло. И те 3:7 от предсказуемой и читаемой команды, а в одной восьмой у них была предыгровая тренировка с немцами, до сих пор остаются самым болезненным поражением сборной России в истории.
Ну да ладно, рефлексировать некогда. Нам ведь нужно набрать состав и тренерский штаб — времени мало. Произойди подобное в реальности, главным тренером с большой долей вероятности назначили бы Игоря Никитина. И все равно, что у ЦСКА вовсю идет сезон. Но мы с вами пойдем другим путем. Алексей Кудашов без работы, Илья Воробьев без работы, Сергей Гончар без работы. И пусть отношения между Кудашовым и Воробьевым, мягко говоря, натянутые, за что спасибо Роману Ротенбергу, и это было одной из причин поражения великолепной сборной образца Братиславы-2019, тут у нас не будет Романа Борисовича, а полномочия оговорим изначально. От шанса поработать на Олимпиаде люди не отказываются, а разногласия между тренерами — это даже хорошо. До определенной степени. Но Кудашов с Воробьевым не те люди, что готовы зайти за грань ради собственного эго.
Врач найдется легко — Егор Козлов по-прежнему в ФХР. Там же и Александр Трошин — тренер по физподготовке. Но можно подумать и об условном Дмитрии Яшанькине — с ним в межсезонье занимаются Малкин, Капризов, Радулов. С другой стороны, на таких турнирах восстановление в разы важнее любой работы на земле. Оно, конечно, и через работу на земле проводится, но уж с этим Трошин должен справиться. Тренер вратарей тоже есть — Максим Соколов на контракте с ФХР. Сервисмены, менеджеры по экипировке, массажисты — с этим проблем не будет.
Центры
Дело за составом. И тут мы быстро приходим к тому, что есть не просто проблема, а ПРОБЛЕМА: качественных российских центров в НХЛ больше нет. Просто нет. Даже Евгений Малкин теперь играет на фланге. И, кстати, здорово играет. Павел Бучневич пробовал сменить амплуа — ничего хорошего из этой затеи не вышло. Разумеется, Данила Юров, Федор Свечков и Захар Бардаков вполне себе центральные, да и Владислав Наместников выходит на этой позиции, но это не уровень Олимпиады, если план — золото. А другого и быть не может — не за бронзу же бороться.
Поэтому мы будем смотреть в сторону КХЛ. Учитывая особенности крайних. А они вполне понятные: атака, атака, еще раз атака и ничего, кроме атаки. Достаточно сказать, что в меньшинстве из россиян на постоянной основе выходят только Бучневич, Валерий Ничушкин, Илья Михеев, Яков Тренин и Алексей Торопченко.
Какие центры нам нужны? Двусторонние, мобильные, с большим объемом катания, габаритные и физически сильные, полезные на чужом пятаке, на подборах и под своими воротами, эффективные в единоборствах и на вбрасываниях. Эдакие артемы анисимовы, в чем-то ограниченные, но способные здорово дополнять таких ребят, как Артемий Панарин и Патрик Кейн, взвалив на себя большую часть работы без шайбы, что у Анисимова в «Чикаго» здорово получалось. Ведь нам нужен какой-никакой баланс.
Именно поэтому главным тренером будет Кудашов. Играть, как финны, сборная России в принципе не способна, но местами ей придется терпеть и пахать, ставить забор в средней, сбивать темп и доедать смены. Алексей Николаевич все это нам не раз демонстрировал. Активный бенч-менеджмент с перестановками в тройках, исходя из игры тех или иных хоккеистов в конкретном матче, что в «Динамо» им часто применялось, нам тоже пригодится. Как и умение применять и «зону» с активным центром, и гибридную позиционную оборону, но к этому еще вернемся.
К сожалению, в КХЛ центров с указанным скиллсетом не то что мало — практически нет. Впрямую подходят только Георгий Иванов и Кирилл Семенов. Можно подумать насчет Ильи Сафонова, но он довольно тягучий. То же касается и, скажем, Александра Кадейкина. Ну а рассматривать кого-то вроде Романа Канцерова бессмысленно. «Боевые гномы» хороши в «Магнитке», которая и быстрее абсолютного большинства соперников, и шайбу держит лучше, и за игроками ее оппоненты не успевают. На Олимпиаде расклад будет совсем другим.
Поэтому кому-то придется вспомнить былое: Дмитрий Воронков не должен был успеть забыть, как играть в центре. На фланг его окончательно перевели лишь в прошлом сезоне с появлением Шона Монахана и прогрессом Адама Фантилли. Идея была простой: разгрузить габаритного форварда в обороне, тем более что мобильность — по меркам НХЛ — никогда не была его сильной стороной, и дать возможность обитать на чужом пятаке. Да и на точке он выдавал лишь чуть больше 40 процентов. Вот только вариантов у нас нет. И для потенциальной глубины с учетом плеча Малкина, его задействования как центра в «Питтсбурге» — примерно 80 процентов смен со стартом в зоне атаки — и его успехов на фланге придется позвать и Наместникова. Благо он весьма универсален — может сыграть в любой тройке на любой позиции. И даже вспомнить о том, что Иван Барбашев в «Сент-Луисе» играл центрального. Дело было давно, но и берем мы его как запасного. И он тоже способен заткнуть любую дыру.
На позиции центра даже немцы выглядят сильнее. Что печально. Потому нам и нужны игроки из КХЛ. Причем довольно специфические. Не условный Сергей Зиновьев, которого североамериканцы намотают на клюшку, а ребята, которым есть чем ответить хотя бы в плане физической борьбы, мобильности и трудоспособности. В короткий пас при выходе из зоны с ними не поиграешь, даже пытаться не стоит, зато они и с защитниками разменяться смогут, в том числе с точки зрения организации транзишн, и в зоне атаки можно рассчитывать на подборы и забросы на лицевой борт, и в контратаках они будут создавать глубину, а это дополнительное пространство для невероятно мастеровитых крайних.
Вингеры
На краях сомнений быть не может по Кириллу Капризову и Никите Кучерову, двум игрокам из топ-10 всей НХЛ. Не взять Александра Овечкина будет преступлением, и никакие продвинутые метрики, вполне себе указывающие на то, что эффективность Ови невысока, не заставят от него отказаться. Само его присутствие будет важнее, чем умения многих нападающих.
Без Артемия Панарина тоже никуда при всей его «полезности» на собственной половине. Потому что на чужой — это топ-30 НХЛ. И поэтому ему есть из чего выбирать на рынке, а соискателей хватает, несмотря на 34 года.
Нам точно нужен Валерий Ничушкин как самый универсальный из всех российских крайних и полезных везде. И Андрей Свечников — кто-то же должен на скорости резать углы.
Мы точно откажемся от Павла Дорофеева — ролевые односторонние снайперы нас не интересуют. От чистых ролевиков типа Тренина или Торопченко тоже не будет никакого смысла в формате «лучшие против лучших». Чекинг-лайн на Олимпиаде — плохая идея. Нет, шведы везут в Милан Понтуса Хольмберга, финны — Йоэля Кивиранту, но этим и ограничились. Да и то это не совсем даже чекеры. Особенно Хольмберг. И в заявку на матч все 25 игроков не попадут.
И тут перед нами выбор: Кирилл Марченко, Иван Демидов и Василий Подколзин. Место есть только для двух из трех. Все трое в полном порядке. Просто по-разному. Кирилл — про бросок и угрозу броска, что он использует для передач. Иван — про невероятные передачи, видение площадки и объем катания. Василий — про комфорт партнеров по звену. В том смысле, что он принял борьбу на обеих половинах как собственную стихию. И тот же Драйзайтль его очень ценит. Ведь с ним Леону намного легче. Для такой вот дисбалансированной сборной России это максимально актуально. Опять же — сыграет в любом звене на любом из флангов и усилит меньшинство.
Встань в реальности выбор между Марченко и Демидовым перед менеджментом и скаутами сборной — обсуждения были бы очень долгими. Мы обсуждать долго не будем. И возьмем Марченко как на данный момент чуть более универсального игрока, более агрессивного и габаритного, на котором в «Коламбусе» тоже держится все звено, причем первое, и он получает в каждом матче максимально серьезную оппозицию. А время Вани еще придет. И однажды он будет в первом звене этой самой сборной.
Таким образом, у нас есть две солидных пары форвардов под меньшинство — Иванов — Ничушкин и Семенов — Подколзин. Хоть что-то. И десятки вариантов четверок нападающих под большинство. Натурально десятки. Даже игроки с опытом на «бампере» есть. Воробьеву будет чем заняться. Ну а про игру в атаке всех этих ребят и говорить нечего. Нужна лишь организация.
Защитники и вратари
С защитниками все довольно просто: много и стабильно играющих на приличном уровне их ровно на сборную. Места в составе Михаила Сергачева, Ивана Проворова, Владислава Гаврикова, Артема Зуба, Никиты Задорова, Дмитрия Орлова и Александра Никишина сомнению не подвергаются. Все они мобильные универсалы с первым пасом, хорошо играющие в меньшинстве. Сергачев, Орлов и Никишин — еще и в большинстве, да и Проворов там периодически появляется, а с недавних пор и Гавриков. Все могут поддержать атаку, пусть и с разной степенью эффективности. Своего Кэйла Макара или Куинна Хьюза, конечно, нет и не предвидится, но в целом можно обойтись — лишь бы все катались, могли начать атаку, в том числе «выходя с ногами», и поддержать ее. И поскольку Александр Романов сломан, выбирать придется из трио Илья Любушкин — Павел Минтюков — Ян Кузнецов.
Любушкин у нас крупный, жесткий, самоотверженный оборонительный защитник без атаки. Все чаще попадающий в запас в «Далласе». В его пользу говорит дефицитный правый хват. Кузнецов — похожий по типажу, но лучше катающийся и более универсальный. Это его первый полноценный сезон в НХЛ, и, хотя проявляет он себя здорово, ему еще только предстоит прибавить в скорости принятия решений.
Очнувшийся при Джоэле Кенневилле Минтюков умеет более-менее все на хорошем уровне. И он же, по сути, единственный из всего набора российских оборонцев, кто любит и хорошо умеет атаковать первым темпом. Такой нам точно пригодится. Потому что мы хотим максимально быстро переходить из обороны в атаку, а не отбрасываться. И для этого подходят все восемь защитников. Причем для Гаврикова, Никишина и в какой-то мере для Задорова нет большой разницы, слева играть или справа. Да и для Сергачева.
Один-единственный праворукий Зуб — это проблема, но Любушкиным ее не исправишь, а контролируемых брейкаутов, где это критично, можно в принципе избегать, начиная атаку с подбора. В нашем случае — даже нужно. И разбивать чужой форчек мы эффективно сможем при помощи умений защитников в первую очередь. Проблем со средними передачами не предвидится, у многих и с дальними никаких не будет, и это позволит плодить постоянные разрывы между линиями у соперников за счет всегда готовых открываться в среднюю крайних. В НХЛ с таким никто не сталкивается, потому что звезды, особенно такого формата, как крайние сборной России, равномерно распределены. И их не так уж много. Тем лучше для нас.
У собранной восьмерки нет проблем с единоборствами, они хороши «один в один», мобильны и универсальны. И им подойдет как та самая «зона» с активным центром, о которой говорилось ранее, не требующая от краев спускаться в углы, так, само собой, и гибридная позиционная оборона. С таким набором можно и каждый с каждым играть, если уж на то пошло, но лучше не стоит, памятуя о возможностях ряда крайних нападающих.
Этот набор вполне на уровне. В хорошем возрасте. Уступает канадцам, американцам и шведам с точки зрения атаки, но в остальном — это весьма солидная линия обороны, универсальная, подвижная, агрессивная на ногах, хорошо читающая игру. Начало атаки, поддержание, завершение — все это тоже на месте. И эти ребята всегда готовы закрыть зону, поднимаясь хоть до усов, и включиться в атаку в позиционке, что обязательно понадобится, когда придется отыгрываться.
Если с защитниками все было довольно просто, то с вратарями проще некуда. Травма Игоря Шестеркина лишает нас мук выбора. А трио из Андрея Василевского, Ильи Сорокина, двух главных претендентов на «Везина Трофи», и Сергея Бобровского, действующего обладателя Кубка Стэнли, заставит позавидовать все сборные мира. Особенно с учетом формы Андрея и Ильи.
Тут нечего обсуждать. Любой из трех может вытащить даже самый безнадежный матч. И, самое главное, будет вселять уверенность в полевых.
Перспективы
Сборная в итоге получается несколько колченогой, но по крайней мере собранной по понятным принципам, позволяющим в хороший день рассчитывать на успех в матчах с топ-соперниками и без геройств в воротах. Ну а в плохой — всегда есть надежда на вратарей. Разве что во весь рост встает проблема выбора первого номера. Но лучше уж такая проблема, чем скрести по сусекам в центре.
Для чего-то большего — отсутствия колченогости и реальных золотых перспектив — катастрофически не хватает универсалов высокого уровня. Того, что есть у Канады и США. И пусть дыру в центре мы попытались прикрыть, а Кудашов, поработав с такой командой хотя бы неделю, постарался бы нивелировать изъяны, недели у него все равно не было бы. Две тренировки — и погнали.
И даже так, даже с Малкиным на фланге, при хорошем переходе из обороны в атаку без всяких «свормов», то есть роевых построений, полуфинал вполне достижим. Вот там уже будет желателен хороший день. Или геройство. Ну а в финале возможно все. Не до четырех ведь побед играем. И как же жаль, что целых два поколения проходят мимо такого турнира. Тут ведь именно участие было бы главным.
Международная федерация продлила санкции России. Когда теперь мы сможем вернуться?
Малкин на самом деле круче Овечкина? Почему он навсегда останется в его тени
Кучеров и Капризов уступают не только Макдэвиду, Овечкин удивил всех и вернулся после рекорда
Игорь Еронко, «Спорт-Экспресс»