Когда-то, довольно давно мы отдыхали в Дивноморском, в 12 км от Геленджика, и хозяин отеля очень советовал нам посетить Джанхот и рощу Пицундской сосны. Мы отложили информацию в память и несколько раз, во время наших путешествий по нашему черноморскому побережью, собирались туда заглянуть. Не получалось.
И вот, во время нашего Краснодарского круиза, которому пошёл шестой день, отправились в Джанхот из Геленджика на нашей замечательной арендованной машинке "Пони".
Нам предстояло преодолеть около 18 км. Выехали в 8 утра и довольно быстро добрались до хутора. Припарковались у вывески "Пансионат Джанхот" и пошли искать море. У нас было намерение посетить знаменитый пляж Голубая бездна и сосновый бор.
Но первое, чем нас встретил Джанхот - это звуками отдалённых, но весьма хорошо слышимых взрывов со стороны Геленджика. Как оказалось, это была массированная атака дронов и катеров на Новороссийск, отражение которой шло почти весь день. Очень тревожно стало за мой любимый город, в котором мы были три дня назад.
Джанхот административно входит в состав муниципального образования город-курорт Геленджик.
Название местности появилось задолго до русского посёлка. По наиболее распространённой версии, оно дано по имени местного адыгского (черкесского) князя Джанхота (Жанхота), который был широко известен среди различных адыгских сообществ.
Существуют несколько легенд о том, почему его имя закрепилось за местностью. По одной из них, его двор, с гостеприимной «кунацкой» для гостей, располагался на горе у моря, к западу от реки Хотецай.
По другой, - долина реки Хотецай, где он жил, служила традиционным убежищем (урочищем) для абреков (изгнанников). Человек, совершивший убийство, мог найти здесь защиту от кровной мести.
Дословный перевод имени «Джанхот» часто трактуется как «счастливый человек». Есть и альтернативная версия происхождения названия — от адыгских слов «жан» (жанеевцы — одно из племён) и «кыт» (селение), то есть «селение жанеевцев».
Мы шли по каким-то закоулкам, тропинкам и мостикам. Удивило полное отсутствие частного сектора в этом районе хутора. Обычно на побережье каждый клочок земли используется под застройку.
Новый этап в истории хутора Джанхот начался в 1870 году, когда историк Фёдор Андреевич Щербина приобрел в этой живописной местности около 110 десятин земли в ущелье реки Хотецай и построил здесь имение для своей семьи. Именно он, вспомнив местные легенды, дал своему имению, а затем и всему нарождающемуся посёлку название Джанхот.
Фёдор Щербина, будучи человеком общительным, начал рекомендовать это место своим знакомым из числа интеллигенции и состоятельных людей. Вскоре по соседству стали появляться другие дачи и усадьбы. Так образовался дачный посёлок, привлекавший своей уединённостью, целебным воздухом реликтового соснового бора и красотой природы.
Наиболее известным дачником стал писатель Владимир Галактионович Короленко. По совету Ф. Щербины, он приобрёл в 1898 году участок в Джанхоте для строительства дачи. Он часто и подолгу жил здесь вплоть до 1915 года, посвятил посёлку и его жителям несколько своих произведений.
С этим домом связан и его известный гражданский поступок: 25 июля 1902 года именно отсюда Короленко отправил в Императорскую Академию наук письмо с отказом от звания почётного академика в знак протеста против отмены избрания на эту должность Максима Горького по распоряжению Николая II.
Дом-музей В.Г. Короленко - главный исторический объект в Джанхоте. Это единственный в России мемориальный музей семьи Короленко, где сохранилась оригинальная обстановка и атмосфера. Усадьба Ф. А. Щербины не сохранилась, но на её месте сейчас находится заповедный сосновый бор.
Посёлок окружён горами, которые защищают его от сильных ветров. Климат здесь умеренный, близкий к средиземноморскому. Лето тёплое и сухое, зима мягкая.
Главное природное богатство Джанхота — пицундская сосна, чей ароматный воздух считается целебным, особенно для людей с заболеваниями дыхательных путей.
На улицах было пустынно. Мы заприметили вывеску "Столовая", правда было непонятно, работает ли она. В столь раннее время всё было закрыто.
Указатели не позволили нам заблудиться и вывели к морю.
Представившаяся нашим взглядам картинка оказалась очень даже приятной. Небольшой, очень уютный и чистый пляж, согретый утренними лучами солнца. Погода сегодня выдалась отличная.
Но прежде чем спуститься на пляж, мы решили подняться по живописной лестнице к смотровой беседке.
Отсюда можно было осмотреть местность. Пляж оказался совсем небольшим. Но мы это ожидали, так как дома смотрели фото в интернете.
Пляж в Джанхоте галечный и, что мне особенно нравится, быстро набирает глубину. Не надо долго ползти на пузе по булыжникам.
Пока ещё немногочисленные отдыхающие наслаждались тишиной и хорошей погодой. Хотя я думаю, что отдыхающих вообще было мало, судя по тому, что все заведения на пляже уже были закрыты на зиму.
Купаться было разрешено, но мы не стали. Во-первых, для меня было ещё прохладно, а во-вторых, у нас была цель, и мы отправились к ней по берегу. Искупаться мы хотели в Голубой бездне.
Мы не знали, сколько нам предстояло пройти, знали только направление.
Путь выдался неблизкий.
Сначала идти было комфортно, галька была довольно мелкая и утоптанная. Но чем дальше мы отходили от населённого пункта, тем большего размера становились камни под ногами. Приходилось быть внимательным, перепрыгивая с валуна на валун.
Возвышающиеся скалы поначалу тоже были не очень высокими, небольшие сосны спускались по ним почти до берега, словно стремясь на водопой, как Абхазские буйволы.
Но чем дальше, тем выше...
Мы шли и шли. По пути нам не встретилась ни одна живая душа. Только грохоты взрывов в Новороссийске сотрясали воздух.
Вдали, в объектив фотоаппарата, можно было разглядеть и Геленджик и Новороссийск.
Но вот начались признаки обитаемых мест.
И появились люди. Ура. Можно было пристать к кому-нибудь с расспросами. Пляж не очень располагал к купанию. Весь берег покрывала толстая подушка водорослей, издающих характерный запах (я правда очень люблю этот запах из детства, проведённого в Новороссийске). В воде, насколько было видно, дно тоже устилали водоросли.
Андрея это не смутило и он полез в воду. Но купание не доставило ему особого удовольствия.
Возникал вопрос: "Где бездна? Где черноморские глубины?
Мы замучили расспросами нескольких отдыхающих и наконец-то стало ясно. Голубая бездна - это не бездонная глубина Чёрного моря, как мы думали, а "вид сверху" в этом месте побережья.
То есть нужно залезть на немыслимую высоту в 60 метров (практически вертикальную) и оттуда насладиться прекрасными видами.
Андрей всегда в пешие походы берёт одну палку для скандинавской ходьбы. Возможно он представляет себя лондонским денди, но окружающие воспринимают его как человека с проблемами ноги. И все нами опрошенные люди категорически не советовали ему лезть наверх.
Слава Богу, с ногами у него всё в порядке и мы рискнули. Какие наши годы!
Сразу стало ясно, что подъём будет сложным. Местами лезть приходилось почти на четвереньках, цепляясь за корни сосен, траву и просто за землю. Андрей, как горный лев, шёл впереди, опираясь на свою волшебную палку, а я, путаясь в пляжном сарафане, пыхтела сзади. Мне было очень неудобно в этой длинной одежде. Но я собиралась на лёгкий променад среди реликтовых сосен, а не ставить рекорды в покорении горных вершин.
Движение по склону оказалось довольно оживлённым, как в одну, так и в другую сторону. Наверх, несомненно, лезть тяжело, но я не завидовала тем, кто спускался. Технически, крутой спуск всегда сложнее подъёма.
В складках местности притулились палатки с любителями соснового и морского воздуха. Как-то мы отдыхали в Веселовской бухте, в Крыму, и познакомились там с любителями отдыха в труднодоступных местах горы Караул-Оба. Там палатки можно было сравнить с ласточкиными гнёздами среди огромных валунов. Здесь конечно обитать проще.
Подъём казался бесконечным. Дыхание сбивалось, в висках стучало, приходилось постоянно отдыхать.
Но с каждым метром подъёма виды открывались всё красивее. Правда мы видели и не такие виды, и без особых усилий.
Но кажется мы дошли. Не знаю, сколько времени занял у нас подъём. Сейчас мне уже кажется, что это было лёгкое восхождение, но нет. Идти было долго и тяжело. По пути попадались "пятачки" для отдыха, а дальше опять вертикальный подъём.
Нужно было отдышаться и понять, куда следовать дальше. Мы надеялись пойти обратно в Джанхот не по берегу, а по сосновому бору, по тенёчку, вдыхая полезный воздух. Но увы. Не стоит ездить в неизвестные места, предварительно не подготовившись.
А подготовиться не получилось. Поездка по данному маршруту у нас возникла спонтанно. Мы вообще в этот год не собирались ехать на море. Отпуск Андрея постоянно переносили. Потом мы никак не могли взять билеты через личные кабинеты на сайте РЖД. Никакие обращения в техслужбы не помогли. И уже накануне отпуска пришлось банально ехать на железнодорожный вокзал и вставать в очередь.
Отвыкли люди в наше время от очередей. В супермаркете, если в кассе 3 человека, народ уже кричит "кассира дайте!" А за билетами пришлось стоять больше часа. Хотя это не сравнимо с советскими временами, когда на Казанском вокзале можно было простоять весь день за случайными билетами к морю.
Мы собирались доехать до Новороссийска (сначала до Москвы из Калуги), а потом перемещаться по побережью. Но очередь внесла свои коррективы.
Стоявший впереди парень брал билет до Анапы с отправлением прямо с нашего вокзала. От Анапы до Новороссийска, куда мы обязательно хотели попасть, гораздо ближе, чем от нас до Москвы, да и по метро не надо таскаться с чемоданами. И решение было принято. Тем более, что билетов оказалось много, и мы отхватили два нижних места.
Кроме этого, у нас оставалась масса дел на даче, поэтому изучать "складки местности" предстоящих путешествий совсем не было времени.
В результате своей неосведомлённости, взобравшись на гору, мы оказались в затруднении.
В сторону Джанхота дороги "по верху" не оказалось, там были сплошные овраги и дебри. И к машине у нас было два пути - либо вниз с горы и по берегу, либо выйти к трассе.
По берегу мы уже ходили, поэтому выбрали второй вариант. Но сначала надо было найти Голубую бездну.
Нам показали направление и мы пошли. Опять не очень близко. Но оно того стоило.
Дорога от соснового леса, куда мы поднялись с берега до смотровых площадок, пролегала через какие-то заросли. Сосны куда-то подевались.
К сожалению, мы не вели хронометраж, но шли мы не меньше 30 минут, пока снова не увидели сосны и море.
Мы ни секунды не пожалели, что преодолели весь пройденный маршрут.
Голубая бездна простиралась куда ни глянь во всём своём великолепии.
Здесь мы были не одни. Такие же восторженные туристы или бродили по лесу, или сидели на подстилках у обрыва и принимали пищу.
Людей было не очень много. Хотя в сезон здесь явно аншлаг. И, несмотря на то, что нужно много ходить и карабкаться, нам попадалось довольно много возрастных туристов.
Как мы выяснили позже, большинство людей попадает на смотровые площадки со стороны автомобильной трассы, оставив машины на дороге.
Одни довольствуются видом сверху, другие спускаются на берег.
А нам предстоял путь к трассе, а затем пешком до Джанхота. Мы надеялись, что это будет не очень долгий путь, но увы.
В эту поездку у всех туристов - автомобилистов, да и пешеходов тоже, была одна большая проблема. Навигация, интернет - ничего не работало. Мы не могли сориентироваться на местности и потопали к трассе, не зная сколько нам идти и куда.
Правда заблудиться было сложно...
Широкая дорога, пригодная для проезда на автомобиле, очевидно вела к трассе. Слабый её шум доносился слева, справа был глубокий овраг и непролазные дебри.
Эта лесная трасса шла по направлению, параллельному шоссе, периодически петляя, и через пол часа пути нам стало ясно, что быстро нам не дойти.
Периодически попадались туристы, шедшие нам на встречу. Они были почти все новички и спрашивали что и как. Мы, как могли, описывали все предстоящие им открытия.
Через час или чуть поболее, мы наконец-то вышли на трассу, где обнаружили информационный стенд. Он содержал много познавательной информации, в частности мы узнали, то памятник природы был учреждён в 1988 году для сохранения естественного массива сосны пицундской - реликтового вида, занесённого в Красную книгу РФ. Площадь его составляет 954,9 га, средний возраст деревьев - 80-90 лет.
Вдоль трассы стояло очень много припаркованных автомобилей. Люди, в отличии от нас "погуглили", как лучше добраться до Голубой бездны и соснового бора. Хотя нашей целью первоначально был Джанхот и мы выполнили всё задуманное. Оставалось только добраться до машины.
День выдался жарким и мы потопали по трассе в сторону хутора, гадая сколько нам предстоит пройти. По берегу мы шли около часа, тут - ровная дорога без булыжников. Но ... серпантин. Мы засекли время. До вывески Джанхот мы шли час.
Потом ещё какое-то время.
А вот и река - основательница хутора. Хотецай в переводе означает "дикая собака". Джанхот вытянут вдоль её длины на 5 км.
Но сам населённый пункт как-то скрыт от посторонних глаз. Когда мы шли по трассе, то видели далеко внизу дома. Для прогулки по населённой части Джанхота придётся приехать ещё раз.
Мы дошли наконец-то до машины. Шёл третий час дня. Очень хотелось пить и немного - есть. Пошли к столовой, которую приметили утром. Оказалось, что это единственное место общепита, которое ещё работало.
Перекусили мы не очень вкусно, но как всегда довольно дорого и отправились "домой", в Геленджик. Там нас ожидало купание на песчаном пляже и заслуженный отдых после насыщенного дня.
Продолжение следует...