Найти в Дзене
Другая Украина

Каноническая Церковь Украины: хроники уничтожения

На днях мне довелось участвовать в одной дискуссии за круглым столом. Говорили о нынешнем положении канонической Церкви на Украине (УПЦ МП). В разговоре участвовали люди, в большинстве своём связанные с Украиной. Либо жившие там, либо занимающиеся её проблемами профессионально. Все были к теме и к самой Украине неравнодушны. Обсуждалась одна группа вопросов. Что будет дальше с Православием на Украине? Сколько осталось до полного исчезновения УПЦ? На что надеяться и существует ли выход? Многим не хотелось признать тот факт, что решение уничтожить УПЦ окончательное и Зеленский ни при каких обстоятельствах не пойдёт на уступки, и не выпустит жертвы из рук, пока не добьёт её. Даже мне (несмотря на внутреннее согласие с этим печальным выводом) хотелось ухватиться за надежду под названием «прогрессивная Америка не допустит». Мол, Зеленский испугается окрика из-за океана, притормозит движение смертоносного катка репрессий на УПЦ, а там и наши подоспеют. И только один из моих коллег тяжело кач

На днях мне довелось участвовать в одной дискуссии за круглым столом. Говорили о нынешнем положении канонической Церкви на Украине (УПЦ МП). В разговоре участвовали люди, в большинстве своём связанные с Украиной. Либо жившие там, либо занимающиеся её проблемами профессионально. Все были к теме и к самой Украине неравнодушны.

Обсуждалась одна группа вопросов. Что будет дальше с Православием на Украине? Сколько осталось до полного исчезновения УПЦ? На что надеяться и существует ли выход?

Многим не хотелось признать тот факт, что решение уничтожить УПЦ окончательное и Зеленский ни при каких обстоятельствах не пойдёт на уступки, и не выпустит жертвы из рук, пока не добьёт её.

Даже мне (несмотря на внутреннее согласие с этим печальным выводом) хотелось ухватиться за надежду под названием «прогрессивная Америка не допустит». Мол, Зеленский испугается окрика из-за океана, притормозит движение смертоносного катка репрессий на УПЦ, а там и наши подоспеют.

И только один из моих коллег тяжело качал головой и упорно повторял:

– Не тешьте себя иллюзиями. Нынешняя власть на Украине уничтожит УПЦ.

Что ж, попробуем ещё раз взглянуть на события последних дней, чтобы решить, насколько вероятен неутешительный прогноз.

Но сначала об «американской надежде».

На днях известный на Украине политолог Константин Бондаренко заявил, что Зеленскому и всем причастным к преследованиям УПЦ придётся отвечать перед Соединенными Штатами, что вопрос гонений на УПЦ будет активно подниматься в США, а это может привести к жестким санкциям по отношению к киевскому режиму.

И вроде бы для таких прогнозов есть основания. Говорят, группа конгрессменов и сенаторов США готова выступить в защиту УПЦ. А конгрессвумен Анна Паулина Луна даже произнесла важную для американцев фразу: «Средства наших налогоплательщиков не должны направляться правительствам, ответственным за притеснение верующих». И, ссылаясь на эти слова политолог Бондаренко убеждает, мол, Зеленский ответственности перед своим народом не боится, но давление со стороны США может стать серьезным фактором.

Увы, сама жизнь на Украине и жизнь гонимой Церкви не даёт оснований для оптимизма. Слишком «беспредельно» и безумно действует Зеленский со своей кликой по отношению к УПЦ.

Да, украинский недопрезидент патологически тщеславен и пребывает под воздействием разрушительных веществ. Да, иногда он позволяет дерзить самому Трампу (правда, трусливо – один раз укусит и трижды залижет). Но страх за своё будущее, казалось бы, мог бы его отрезвить. Однако этого не происходит. Судите сами.

Продолжается полный беспредел в мобилизации людей Церкви. Нет ни одного украинского закона, разрешающего гнать на фронт православного священнослужителя с оружием в руках. Но это происходит повсеместно.

Киев. Конец января 2026 года. Сотрудники ТЦК задерживают протоиерея Александра Иценко, который служит в Кирилловском монастыре. Сначала сотрудники ТЦК обманывают отца Александра, говорят, что «нужно только обновить данные» (поскольку документы у него были в порядке). После чего священника отвозят в неизвестном направлении.

Подобных случаев множество – в Ровенской епархии УПЦ, Черновицко-Буковинской, Винницкой. Просто я выбрал киевский пример, поскольку Кирилловский монастырь мне лично дорог. Здесь служил отец Феодор Шеремета, крестивший меня с семьёй. А в древнем Кирилловском храме 12 века мы с женой венчались.

Примерно в эти же дни сотрудники ТЦК схватили алтарника моего родного киевского храма (имя его, по понятным причинам, не называю). Единственный сын у матери. Ему уже за пятьдесят. Также увезён в неизвестном направлении.

А на центральном украинском телеканале, комментируя действия ТЦК, говорят с восторгом, осуждают скрывающихся жертв как предателей и просят власти выдать молодцам из ТЦК огнестрельное оружие с правом применения при задержаниях уклонистов.

Где здесь страх ответственности? У кого он присутствует?

Наоборот, усиливается давление на значимые православные монастыри, которые сегодня полны верующих.

Все помнят недавнюю атаку на Голосеевский монастырь под Киевом, где нашли советский учебник арифметики и по такому поводу начали процесс проверки обители на предмет её связи с Россией. Эта постыдная история продолжается.

Учителя частной православной школы, которая была создана родителями и в структуру монастыря не входила, но лишь располагалась на его территории, сегодня ждут повесток из СБУ.

Сотрудники Госэтнополитики (ГЭСС) во главе с Виктором Еленским объявили, что намерены более глубоко проверить Голосеевский монастырь на предмет связи с Москвой. А повод для нападения на обитель всё тот же – занятия православной школы. Вот главный «криминал» в изложении украинских СМИ: «Детей учили по учебникам советского периода, в программу было включено изучение «славянского языка», учащимся демонстрировались советские пропагандистские фильмы».

На самом деле всё гораздо проще. Раздутый скандал, по расчётам властей, хоть ненадолго отвлечёт киевлян от мыслей о жизни без света и работающей канализации. Даст пример хоть какой-то «победы». А главное, Киевская духовная семинария и академия, которые, после изгнания из Киево-Печерской Лавры переехали в Голосеевскую пустынь, будут изгнаны вторично, и научная, богословская, педагогическая жизнь внутри Церкви будет прервана. А потом и сам монастырь закроют, поскольку «аффилированность» с Москвой и Московским Патриархом будет «доказана».

Наконец, бьющая по сердцу расправа с женским монастырём в Батурине Черниговской области.

27 января 2026 года представители Национального историко-культурного заповедника «Гетманская столица» при участии полиции опечатали помещения Крупицкого Николаевского монастыря УПЦ без судебного решения и предварительного уведомления. Силовики выставили монахинь на мороз, выломав двери в храм. Сестры остались без доступа в свои кельи, укрывшись в маленьком корпусе игуменьи Дорофеи, которая отказалась подписывать какие-либо документы и обратилась к Президенту и Конгрессу США с просьбой остановить беззаконие. В частности, матушка Игуменья заявила:

– Я не уйду никуда. И мои сестры не уйдут. Потому что это наш дом.

С грустью думаю о том, что прав был мой оппонент на круглом столе. Не помогут православным ни заокеанский президент, ни тамошний Конгресс. Только победа русского солдата и освобождение им родной тысячелетней Церкви может принести мир и законность на измученную землю Украины.

Ян Таксюр, член Совета Движения «Другая Украина»