Найти в Дзене
Коммунальный дзен | 62

Зелёное наследие Рязани: как город возрождает жизнь своих парков и скверов

Даже самый уникальный с точки зрения архитектуры фасад теряет свою неповторимость, если вокруг нет зелени — островков природного, пусть и рукотворного пространства. Деревья и растения добавляют городу то, чего не нарисуешь ни на одном чертеже — то самое дыхание жизни. Когда‑то Рязань называли одним из самых зелёных городов Советского Союза. Однако историческая «болтанка» 90-х здорово прошлась

Даже самый уникальный с точки зрения архитектуры фасад теряет свою неповторимость, если вокруг нет зелени — островков природного, пусть и рукотворного пространства. Деревья и растения добавляют городу то, чего не нарисуешь ни на одном чертеже — то самое дыхание жизни. Когда‑то Рязань называли одним из самых зелёных городов Советского Союза. Однако историческая «болтанка» 90-х здорово прошлась катком по такой важной отрасли городского хозяйства как озеленение. Сегодня на смену периоду упадка, наплевательского и бездумного отношения к экосистеме города приходит эпоха осознанного восстановления городского зелёного фонда. 

Основы городского озеленения закладывались в Рязани еще в XIX веке. Хотя зелёные зоны тогда имели преимущественно частный характер. Так, Рюминский парк возник как усадебный парк семейства богатейшего мецената Рюмина — с продуманными аллеями, водоёмами и декоративными посадками, создавшими образцовый ландшафтный ансамбль. Аналогично и Новопавловская роща, будучи летней резиденцией рязанских архиереев, формировалась как садово‑парковая локация: здесь поддерживалась выверенная планировка и был высажен прекрасный архиерейский яблоневый сад. Несмотря на частный статус этих территорий, они не были закрыты для горожан — жители имели полное право прогуливаться по аккуратным аллеям, наслаждаясь ухоженными природными пространствами.

-2

Ну а самым известным ландшафтным парком конца XIX - начала XX века в губернии, не ошибемся, если назовём детище драматурга, историка балета и по совместительству создателя Сочинского дендрария и ландшафтного парка в селе Ерлино — Сергея Худекова. Вот личность была многогранная! Чем закончилась история этих прекрасных локаций после революции, написано много. Разруха и запустение. В лучшем случае — использование земли в утилитарном качестве: в Новопавловской роще, например, выращивали капусту.

-3

В первые послевоенные годы озеленение стало частью масштабного развития города. Данные архивов подтверждают: если в 1940 году под зелёными насаждениями было 67 гектаров, то к 1957‑му площадь выросла до 300 гектаров — почти в пять раз. Ключевые проекты того времени:

● Лесопарк в пойме Оки (начало обустройства — 1955 год) — крупнейший природный массив региональной столицы;

● Центральный парк культуры и отдыха на землях исторической Рюминской рощи;

● Липовая аллея от Мервино до Рязани — пример линейного озеленения, задавшего тон будущим «зелёным коридорам»;

● Набережная реки Трубеж (годы создания 1949–1952) — объект, построенный при массовом участии рязанцев.

В 1957 году стартовал амбициозный проект«зелёное кольцо» вокруг города: было высажено 200 тысяч деревьев и 500 тысяч кустарников. Это стало первым опытом системного подхода к защите городской среды.

-4

С 1963 по 1986 год городом руководила легенда Рязани — Надежда Николаевна Чумакова. При ней озеленение вошло в число приоритетных задач городского хозяйства. При Чумаковой были введены обязательные требования к застройщикам: сохранение или компенсация зелёных насаждений при строительстве новых кварталов. Иными словами: построил дом — посади деревья. А город тогда активно прирастал новыми микрорайонами. В «чумаковские» годы был создан парк в Приокском, расширена сеть скверов и дворовых насаждений. Результаты такой планомерной работы не заставили ждать: Рязань неоднократно была отмечена переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР за лучшее благоустройство. Ну это как сегодня получить высшее признание среди профессионалов своей отрасли. При Чумаковой Рязань входила в число лидеров РСФСР по площади зелёных зон на душу населения. Это было круто! 

-5

А потом начались 90‑е. Кризис не просто затронул зелёную отрасль — он прошёлся по ней катком. Денег на поддержание системы озеленения не было, квалифицированные кадры массово уходили туда, где можно было хоть как‑то прожить. Последним ударом в спину нашим с вами паркам и рощам стала стихийная вырубка зелёных насаждений под коммерческую застройку. В итоге такого пофигизма значительная часть деревьев деградировала или погибла: не проводилось ни качественной обрезки, ни лечения уже заболевших древесных растений. Именно тогда были заложены предпосылки нынешних проблем — «ноги» сегодняшних массовых заболеваний и гибели многих видов (ясеня, каштана, клёна и лип) от болезней растут из лихих 90‑х. И заметьте, такая ситуация касается не только нашего региона. Для деревьев с ослабленным иммунитетом, вызванным длительным наплевательским отношением к городской экосистеме, любая хворь смерти подобна. Убрать аварийные или заменить больные деревья на здоровые, заботиться об их росте и декоративности — сегодня не просто задача для галочки, а зелёная стратегия региона.

-6

Нужно отдать должное неравнодушию жителей не только областной столицы, но и городов региона. Особенно там, где в последние годы были проведены работы по созданию благоустроенных зон. Если люди видят, что посаженное дерево чувствует себя некомфортно, в местные паблики будут лететь обращения с требованием исправить ситуацию к тем, кто обязан следить за территорией. Сознание того, что город — это и общее для всех имущество, и территория, о которой нужно заботиться, — оптимистичный тренд последних лет. Сегодня регион планомерно и последовательно занимается возрождением и развитием зелёных зон. 

-7

Вопрос единого стандарта для служб, занимающихся кронированием и озеленением, разработанного профессионалами Рязанского агротехнологического университета и биологами, а также правильного и своевременного, а не время от времени, ухода за насаждениями — вопрос номер один в зелёном хозяйстве повсеместно. А ещё хороший и, главное, качественный опыт — проведение месячников озеленения. В октябре его итоги превзошли даже самые смелые прогнозы.

-8

Вот только несколько итоговых цифр: было посажено более 18 тысяч деревьев, общая площадь озеленения отмечена цифрой 41,3 гектара, участие в месячнике принимали 16 тысяч человек и почти 500 организаций. Есть повод для оптимизма.

-9

Будущих зелёных постояльцев местных городских парков и скверов будут выращивать, не выезжая за пределы региона. Для этого в области планируют возрождать, создавать и развивать питомники и парк Юннатов, растения из которых в будущем переедут на постоянное место жительства и в областную столицу, и в населённые пункты области. Для местного озеленения— очень важный момент. Помимо того, что растения из своих питомников обойдутся региону дешевле, чем пришлые сородичи, можно еще на этапе проектирования будущих зелёных локаций заранее выращивать нужное количество выбранного вида. Ещё один важный аргумент в пользу развития местных питомников и садов Юннатов — деревья и кустарники для будущего пополнения региональной экосистемы вырастут в нашей 4‑й агроклиматической зоне морозостойкости. Иными словами, будут приспособлены к погодным условиям рязанского региона.

-10

Есть ли сегодня у Рязани шанс вновь стать образцом городского озеленения? Однозначно — да. По данным Рязаньстата, опубликованным в июле 2025 года, общая площадь Рязани в пределах городской черты — 24,4 тыс.гектаров, из которых 35 % (8,54 тыс. гектаров) занимают зелёные насаждения. Эти данные позволили областной столице войти в тройку самых зелёных городов Центрального федерального округа. Осталось сделать следующий шаг: системно и грамотно развивать зелёные территории, строго, ещё раз строго (!) следить за качеством их восстановления или расширения. А люди, если что‑то пойдёт не так, обязательно укажут на недоработки. Только так город способен вернуться к некогда «золотому» стандарту озеленения, каким он был в эпоху Надежды Чумаковой.

-11