Историк В. О. Ключевский называл это загадкой.
Да, Киев перестал быть великокняжеским ещё до Бату-хана, при Андрее Боголюбском, который перенёс великое княжение во Владимир.
Но почему именно Москве удалось возвыситься над остальными княжествами?
Ключевский объяснял феномен возвышения Москвы особенностями поведения московских князей: они вырабатывали своеобразную политику, с первых шагов начинали действовать "не по обычаю", не задумывались над политическими преданиями и приличиями, а также внимательно высматривали, что “лежит плохо”, и прибирали это к рукам.
Они заселяют Москву промышленными и рабочими людьми, которых перезывают к себе из чужих княжеств, толпами покупают в Орде пленников и на льготных условиях сажают тех и других на своих московских пустошах, строят деревни, села, слободы.
“Первые московские князья выступают смелыми хищниками…”
Какими же смелыми, «хищническими», как пишет В. О. Ключевский, действиями прирастало Московское княжество?
В 1300 году московский князь Даниил воспользовался ослаблением из-за усобиц Рязанского княжества, начал с ним войну, разбил войска великого князя Константина Романовича, его самого захватил в плен и присоединил к себе Коломну.
Еще через два года он получает Переславль-Залесский по завещанию умирающего бездетного князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского.
Сын Даниила князь Юрий продолжил политику отца. В 1304 году он нападал на князя можайского, взял его в плен и присоединил к Москве новые земли.
“Приобретение Можайской волости было третьим важным промыслом после Коломны и Переяславля; оно округляло московские владения с запада”.
Можайск лежит на верховьях Москвы, следовательно, все течение этой реки находилось теперь в руках московских князей. Таким образом, Юрий Данилович сделался едва ли не сильнейшим князем Северо-Восточной Руси.
Конечно, такая политика первых московских князей способствовала расширению территории княжества, увеличению численности населения и росту влияния. Но к этому очень важному субъективному фактору первоначального успеха Москвы непременно нужно добавить и объективный, который играл исключительно важную роль.
Речь идет о выгодном географическом положении Москвы. Она связывала водные пути верхней Волги и средней Оки. Через этот перекресток проходили транзитные переселенческие и торговые маршруты.
Волга выводила купцов к монгольскому Сараю и далее. Реки Москва, Ока приводили к Дону, а далее к Азову и крымским городам.
К торгово-экономической выгоде от расположения княжества следует отнести защищенность Москвы от внешних врагов, что в те времена имело особое значение. И это последнее преимущество приводило сюда и простых, и знатных служилых людей, которые шли буквально отовсюду, — как с Поднепровья, так и с восточных земель.
Известен факт, когда к московскому князю Юрию Даниловичу приехал на службу черниговский боярин Родион Нестерович со своим двором в количестве 1700 человек.
Со всех сторон Москву прикрывали другие княжества. С востока, например, это были рязанские, нижегородские земли, которые первыми принимали на себя удары монгольских ратей.
Безопасность жизни делала московские земли привлекательными как для занятия ремеслом или торговлей, так и для служения князю, который становился богаче других во многом благодаря наплыву населения.
Похожие стартовые условия имела Тверь. Противостояние двух княжеств-соперников началось в начале XIV века, когда в 1304 году ярлык на великое Владимирское княжение, то есть на высшую власть в Северо-Восточной Руси, получил тверской князь.
Забегая далеко вперед скажем, что это противостояние будет продолжаться почти два столетия и принесет много бед русским людям. Московский князь оспаривал первенство Михаила Ярославича, преследуя не только политические цели, но и экономические, — борьба велась за богатые уделы Костромы, Нижнего Новгорода, другие земли. Юрий Данилович пытался также выгнать из Новгорода Великого наместников тверского князя.
В 1313 году Юрий Данилович отправился в Орду и женился на сестре хана. Михаил Ярославич позже выкрал ее у князя, и она умерла в его тверском заточении. Оба князя были убиты в Орде.
Московский князь Юрий Данилович не имел детей, и потому после его смерти в 1325 году московским князем становится его брат Иван Данилович Калита, сын Даниила Александровича и внук Александра Невского.
Эта, казалось бы, историческая случайность привела к важным последствиям!...
Читайте продолжение в книге “Вызовы России. От Рюрика до Ленина” (16+).
Забегая наперед, избегая деталей, скажем коротко:
К рубежу XIV-XV веков вся территория Руси фактически оказалась поделена на сферы влияния Москвы и Вильны, что нашло отражение в условиях «вечных миров» 1408 и 1449 годов.
В 1480 году Москва сбросила ордынское иго, присоединила Новгород и Тверь (1485) и стала центром формирующегося Русского государства.
Михаил Жеребкин — доктор политических наук, почетный профессор Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Его книга посвящена ключевым внешним и внутренним вызовам, с которыми столкнулась Россия на разных этапах своей истории. На основании глубокого анализа событий прошлого автор показывает особенности формирования угроз Русскому государству и условий, в которых страна противостояла вызовам.