Найти в Дзене
Блошиный король

Пряничные доски

Каждый поход на блошку - все равно что в музей сходить, но в отличие от музея, ты все можешь потрогать, пофотографировать, и еще кучу интересных историй послушать. В эту субботу посчастливилось в живую увидеть старинные пряничные доски. На Руси процесс изготовления пряника назывался не выпечкой, а печатаньем, а сами пряники — печатными. Тесто вдавливали в деревянную форму, пряничную доску, а узор «отпечатывался» на поверхности. Основными центрами пряничного дела были Вологодская, Новгородская, Архангельская, Тверская, Тульская, Рязанская, Псковская, Харьковская и Ярославская губернии. Почти в каждой семье можно было встретить доску-пряницу. Большой популярностью пользовались городецкие и тверские пряничные доски. Эти доски как раз были найдены в доме в Твери. Известно, что в 1859 году в Твери работали четыре мастера, восемь рабочих и три ученика, занимавшиеся изготовлением таких форм. Пекари стремились заказывать доски у лучших мастеров по дереву, ведь от качества резьбы зависел вне

Каждый поход на блошку - все равно что в музей сходить, но в отличие от музея, ты все можешь потрогать, пофотографировать, и еще кучу интересных историй послушать.

В эту субботу посчастливилось в живую увидеть старинные пряничные доски.

На Руси процесс изготовления пряника назывался не выпечкой, а печатаньем, а сами пряники — печатными. Тесто вдавливали в деревянную форму, пряничную доску, а узор «отпечатывался» на поверхности.

Основными центрами пряничного дела были Вологодская, Новгородская, Архангельская, Тверская, Тульская, Рязанская, Псковская, Харьковская и Ярославская губернии. Почти в каждой семье можно было встретить доску-пряницу.

Большой популярностью пользовались городецкие и тверские пряничные доски. Эти доски как раз были найдены в доме в Твери.

-2

Известно, что в 1859 году в Твери работали четыре мастера, восемь рабочих и три ученика, занимавшиеся изготовлением таких форм. Пекари стремились заказывать доски у лучших мастеров по дереву, ведь от качества резьбы зависел внешний вид пряника. Мастеров, которые делали эти формы, называли не резчиками, а знаменщиками, и говорили, что доску не «резали», а «знаменовали».

Сложные рисунки для пряничных досок часто создавали иконописцы, а затем знаменщики переносили их в дерево. На досках появлялись двуглавые орлы и терема, огромные стерляди и осётры, кони, птицы, всадники, фантастические цветы и деревья. Излюбленным сюжетом тверских знаменщиков были рыбы. Были доски, посвящённые событиям Отечественной войны 1812 года. Тогда появились пряники с изображениями военных, которые в народе называли «наполеонками».

В 1920-е годы вышла научная работа,посвященная этому виду искусства - статья В. С. Воронова «Пряничные доски». Воронов выделил пять основных типов русских пряничных досок: штучные, наборные, фигурные, городские и почётные.

Большая доска - как раз, габорная.

Наборные позволяли выпекать сразу много небольших пряников, а фигурные отличались глубокой и выразительной резьбой.

Доска с блошки рассчитана сразу на девять пряников. В каждом — самостоятельный орнамент, но все они подчинены одной системе символов.

Вот что говорит интернет: орнамент этой доски не растительный, а геометрический, очень архаичный по своему языку. В каждом клейме доминирует фигура из двух соединённых ромбов, напоминающая «восьмёрку» или знак бесконечности. Внутри ромбов — маленькие ромбы с точками. В традиционной символике ромб с точкой означал засеянное поле, плодородие. Парность фигур читалась как союз мужского и женского начала, а форма «восьмёрки» — как непрерывность жизни и рода. Вокруг центральных фигур идут зубчатые насечки, треугольники, мелкие ромбы - «зёрна», диагональные линии движения. В некоторых клеймах заметны маленькие круглые «глазки» — защитные знаки. Вся композиция напоминает тканый пояс или вышивку — плотный, «ковровый» узор без свободного пространства.Такой орнамент для пряника не был случайным. Пряник в данном случае выступал как носитель пожеланий: плодородия, достатка, продолжения рода, защиты дома. Это был язык древних символов, который в XIX веке уже не всегда осознавался буквально, но продолжал жить в ремесле.

Форма, разделённая на девять клейм, говорит о том, что пряник не предназначался для одного человека. Выпекали один большой пласт теста, печатали узор, а после печи пряник разламывали на части. Такие пряники этнографы относят к свадебным раздаточным или семейным.

Их пекли на свадьбу, на сговор, на первый приезд молодых в дом мужа, иногда — при рождении первенца. Куски раздавали родственникам, уносили в дом невесты, клали в закрома «на достаток», иногда хранили как оберег. Возможно - это форма для ритуального семейного пряника, в котором узор выступал языком пожеланий молодой семье.