Все знают, что хоккей зародился в Канаде. И изначально там культивировался свой, особенный стиль, который можно охарактеризовать как контактно - силовой.
В свою очередь, в период появления этого вида спорта в нашей стране многое было взято из хоккея с мячом, где упор делался на скорость и комбинации. Когда на международных аренах начали встречаться советские и канадские хоккеисты, стало ясно, что наши игроки порой уступали в силовых противоборствах. А ещё им не доставало жесткости.
Это отметил в своей книге и тренер Анатолий Тарасов. В частности, рассказывая о первом матче с канадцами в ходе заокеанского турне, он подчеркнул: "...в нашей команде далеко не у всех хватало выдержки, стойкости, желания терпеть жестокость соперника...".
По словам Анатолия Владимировича: "...кое-кому оказались не по душе столкновения с соперником, пусть и не всегда действующим в рамках правил. Они или подолгу обиженно лежали на льду, выпрашивая «милостыню» у арбитров, или отмахивались клюшкой, по-детски стращая соперника".
И наставник был прав. На одной технике одолеть физически крепкого, наглого и настырного соперника получалось не всегда. Таким образом, назрела необходимость внести определенные изменения в систему подготовки с упором на силу и выносливость.
Выдающийся нападающий Александр Якушев в беседе с журналистами как-то указал на то, что "Тарасов любил более силовых игроков, крепких, физически развитых, таких как Мишаков, Моисеев или Ионов…".
Тем не менее, в отечественном хоккее всегда были игроки, которые не только не уступали, но порой и превосходили своих североамериканских коллег в действиях, основанных на "физике".
Наиболее яркий из них - вышеупомянутый Александр Якушев. Спартаковец всегда считался классическим примером мастеровитого советского игрока. Но было в его стиле что-то и от канадцев. Высокий и атлетичный, часто бросающий по воротам с разных позиций, он вызывал немалые опасения у родоначальников хоккея на Суперсерии-72.
Из высказывания тренера сборной Канады Гарри Синдена: "Благодаря физической мощи, катанию, неукротимости, разумным решениям и железной выдержке, умению забивать, благодаря только ему присущему стилю Якушев стал для сборной Канады самым опасным игроком среди русских". А затем он пришёл к такому выводу: "Уверен, что в НХЛ он стал бы суперзвездой".
Как видим, Синден именно Александра Якушева считал тем хоккеистом, у кого точно получилось бы стать одним из лучших в заокеанской профессиональной лиге. Думаю, что он знал, о чём говорил.
А теперь небольшая забавная история, которую любит вспоминать Фил Эспозито: "Я говорил ему (А.Якушеву - прим.автора), давай в Бостон, я добьюсь для тебя контракта на сто тысяч долларов. А он отвечает: давай, лучше ты к нам. Дадим тебе однокомнатную квартиру в Москве".
Или другой пример - Борис Михайлов, отличавшийся бесстрашием и невероятным упорством. А его настырность перед воротами стала своеобразной притчей во языцех: "Его нельзя было сдвинуть с места, если он сам того не захочет", - вот лишь одна из фраз, характеризующих нападающего советской сборной. И это при том, что Борис Михайлов не обладал запредельными габаритами.
"В Суперсерии-72 Михайлов забил дважды подряд в Ванкувере (в четвёртом матче 8 сентября - прим.автора) По-канадски – подправив шайбу после щелчков Владимира Лутченко. Хозяева были деморализованы"(KHL.RU от 06.10.2019 года).
Из беседы российского спортивного обозревателя Игоря Рабинера с Борисом Михайловым:
" — Согласны с тем, что вы - самый канадский по стилю хоккеист СССР? Жёсткий, колючий, обожавший играть на пятачке.
— Насчет самого канадского - не скажу, это не мне судить. А все остальные характеристики - правильные" (NHL.com., от 06.10.2019 года).
Далее перейдём к знаменитой горьковской тройке в лице Александра Скворцова, Владимира Ковина и Михаила Варнакова. Всё началось с серии матчей с клубами НХЛ зимой 1978/1979 года, когда три торпедовца пополнили ряды "Крыльев Советов".
Тогда они просто разрывали оборону "энхаэловских" команд, с регулярным постоянством забрасывая шайбы в их ворота.
Не удивительно, что тренеры сборной страны пригласили это атакующее сочетание на Кубок Вызова 1979 года.
Во втором матче Владимир Ковин эффектно отправил за борт Брайана Тротье, что вызвало негодование со стороны канадца. Такого он точно не ожидал. Как рассказал о том случае сам волжский центрфорвард : "Я выбросил за борт их Брайна Тротье, он рассердился и потом только бегал за мной".
Кстати, после всего случившегося кто-то из представителей местной прессы попытался сравнить Владимира Ковина с небезызвестным Бобби Кларком. Но это, конечно, не совсем корректно с учётом того, кем в памяти советских болельщиков остался тот самый Кларк.
О себе нападающий "Торпедо" поведал следующее: "Я никогда не считался виртуозом и технарем, как Скворцов, Харламов, Шепелев... Но всегда был бойцом. Вырос в Автозаводском районе в семье рабочих...Поэтому и на льду никогда никого не боялся".
Но, наверное, самым "канадским" хоккеистом из всех мог бы стать защитник Виктор Хатулев (если бы его карьера сложилась благополучно). К сожалению, проблемы с дисциплиной подпортили репутацию рижанина.
Помимо всего прочего, может быть и не стоило переводить Виктора Хатулева в защиту. В нападении он оказался бы намного эффективнее. У нас мог появиться форвард таранного типа — этакий "гроза" хоккейного пятачка, способного продавить любую защиту.
А теперь о Зинэтуле Билялетдинове. Как подметил Виталий Давыдов: "Когда шайба пробрасывалась в нашу зону в угол, нападающий всегда запускал туда первым Билялетдинова, потому что он мог припечатать и сделать больно".
Когда-то начинающего хоккеиста порекомендовал Виталию Давыдову его бывший одноклубник - Станислав Петухов, работавший тогда детским тренером. Он обратил внимание на спортивную злость и неуступчивость Зинэтулы Билялетдинова: "Семеныч, есть у меня отличный пацан. Рыжий татарин. Катается неважно, но злой. Проверьте на сборах".
В итоге, шаг за шагом, молодой защитник вырос в стопроцентного силовика, представлявшего из себя настоящего ледового рыцаря без страха и упрёка. Вот именно такие, как он, всегда ценились в советском хоккее. И не только в нём.
Менеджер "Виннипег Джетс" по фамилии Смит был восхищён манерой действий советского спортсмена и назвал Зинэтулу Билялетдинова "единственным русским игроком, играющим в канадский хоккей".
В одном из интервью экс-игрок обороны московского "Динамо" Михаил Татаринов дал своему старшему товарищу такую интересную характеристику: "Насчет выпивки – даже разговора никакого, не курил. Заходишь в раздевалку – сразу видно, где место Билла. До того чисто, тютелька в тютельку. Конёчки, шнурочки".
Далее он продолжил: "В «Динамо» он был самый раскачанный. Силищи несусветной". Образцовый игрок, по-другому и не скажешь.
Не случайно Зинэтула Билялетдинов стал первым тренером - россиянином за океаном. В 1993 году ему поступило предложение от упомянутого выше Майка Смита.
И олимпийский чемпион дал согласие: "...отказаться мысли не было. Такая возможность выпала – просто повезло в жизни". И это при том, что дома его ждало повышение: "Хотя Стеблин, президент «Динамо», и предложил мне тогда работу главным тренером. Но я решил уехать учиться в НХЛ. И считаю, что сделал правильно" - поделился в беседе с корреспондентом Зинэтула Хайдярович.
Ему довелось поработать в тренерском штабе "Виннипега" и "Финикса" (после переезда "Джетс" из холодной канадской провинции Манитоба в жаркую Аризону). "Считаю, что та работа чрезвычайно мне помогла и профессионально обогатила" - вспоминал о том времени наставник.
Предлагаю уважаемым читателям привести и свои примеры на эту тему.
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание.